Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Подготовка детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении является важнейшим направлением деятельности образовательных организаций дошкольного, начального и общего (среднего) образования в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Уровень дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков на протяжении многих лет остается достаточно высоким. В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет уровень теоретической и методической подготовки педагогов, организующих обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Задача будущего учителя – не только привить знания и умения по учебному предмету, но и воспитать культуру поведения в обществе. Современный выпускник вуза наряду со специальными знаниями и умениями должен быть компетентным и в области безопасности жизнедеятельности на дорогах, то есть: осознающим приоритетность соблюдения правил дорожного движения; понимающим необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; готовым к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз на дороге; способным адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Правила дорожного движения одинаковы для детей и взрослых. Но они написаны языком для взрослых и не рассчитаны на детей. Поэтому главная задача учителя начальных классов − доступно разъяснить правила учащимся, выбрать правильную форму обучения и донести до них понимание того, какая опасность существует при несоблюдении правил, не искажая содержания самих правил.
Методы решения основных задач: исследование, сбор информации, опрос, изучение необходимой литературы, наблюдение, анализ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование знаний и умений навыков правил дорожного движения будет более эффективным, если на уроках ОБЖ будут применяться активные формы обучения.
Объектом исследования является процесс формирования знаний и умений учащихся правилам дорожного движения на уроках ОБЖ.
Предмет исследования: формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений правил дорожного движения на уроках ОБЖ.
Практическая исследования: изучив причины, которые влияют на ДТП, можно избежать многие ситуации, связанные с ними.
Цель исследования – рассмотреть обучение безопасному поведению на улицах и дорогах в курсе ОБЖ.
Задачи исследования:
- рассмотреть основы безопасности жизнедеятельности;
- определить основные работы с учащимися по безопасности дорожного движения;
- изучить условия безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах в курсе ОБЖ;
- рассмотреть методы и организации исследования;
- дать анализ опытно-экспериментальной работы;
- определить новые педагогические технологии в организации образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в школе.
Структура исследования – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ В КУРСЕ ОБЖ
1.1 Основы безопасности жизнедеятельности
Это аббревиатура от ОБЖ, которая представляет собой множество сокращений, связанных с образованием в современной системе дошкольного образования, общего образования, а также специального образования и среднего образования в нашей стране. С 1991 года предмет «Жилищно-коммунальное хозяйство» появился в школьных программах в качестве обязательного предмета, направленного на овладение правилами и навыками поведения в повседневной жизни, в случае опасной, чрезвычайной природной ситуации или аварии на промышленном предприятии.
ОБЖ определяется как междисциплинарная область современных научных знаний, прикладных технологий и навыков, охватывающая теоретические вопросы и практики, которые защищают людей от опасностей окружающей среды или вредных воздействий в любой жизненной ситуации и сфере человеческой деятельности [17, 85].
Основой национальной программы подготовки подрастающего поколения является выполнение требований многих федеральных законов, в том числе по охране здоровья человека, обеспечению дорожной, радиационной и пожарной безопасности; защите населенных пунктов и их жителей от различных чрезвычайных ситуаций; военным заданиям и военной службе.
Однако, помимо этих необходимых базовых навыков выживания, ОБЖ включает в себя и другие цели и задачи по воспитанию подрастающего поколения – от детей до выпускников средних учебных заведений.
Цель темы ОБЖ - сформировать здоровое и безопасное поведение в повседневной жизни, а также предпринять правильные действия в случае различных чрезвычайных ситуаций, приобрести необходимые знания и навыки и обеспечить себя и пострадавших людей поблизости.
Целью образовательной темы ОБЖ является передача базовых знаний и умений во всех сферах жизни. Дети и школьники неизбежно столкнутся с этими знаниями и умениями во время учебы, а взрослые, которые становятся гражданами нашей страны, не только приобретают права, но и приобретают обязанности:
1. Организуйте здоровый образ жизни, чтобы обеспечить его продолжительность и качество, то есть свести к минимуму количество заболеваний и сохранить физическое и психическое здоровье; способность реализовать задуманное и удовлетворить желания.
2. Дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, в том числе на берегах озер, рек и океанов; правила купания, изучение правил безопасности поведения на транспортных средствах.
3. Обучать первичным и базовым навыкам оказания медицинской помощи раненым в различных ситуациях, включая полное использование подручных средств.
4. Изучите правила безопасного поведения в дорожных условиях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
5. Обучите своду правил безопасности и навыкам принятия экстренных мер в случае стихийных бедствий - землетрясений, наводнений, ураганов и чрезвычайных ситуаций техногенного характера - промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами и распространением токсичных и радиоактивных веществ.
6. Обеспечьте руководство по пожарной безопасности дома, в школе и в зонах отдыха на открытом воздухе. Принимая во внимание количество пожаров и опасности, с которыми могут столкнуться люди в зданиях общего торгового и развлекательного назначения, которые дети и подростки посещают самостоятельно со своими родителями; обратите особое внимание на правила пожарной безопасности в общественных местах, что помогает выработать правильные алгоритмы поведения в случае чрезвычайной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями и дополнениями 1 мая 2016 года № 126-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. docs.cntd. ru
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность. Учебное пособие / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 144 c.
3. Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. / А.А. Беженцев. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
4. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребенка. - М.: Улыбка, 2018. - 121 c.
5. Безопасность на дороге. Сложные ситуации (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 198 c.
6. Безопасность ребенка. Информационный стенд. - М.: Ранок, Сфера, 2019. - 238 c.
7. Безопасность ребенка. Информационный стенд. - М.: Сфера, Ранок, 2019. - 724 c.
8. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 740 c.
9. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях: учебник для СПО : для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2017. - 354 с.
10. Бочарова, Н. И. Методика обучения безопасности жизнедеятельности. Обучение выживанию : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2019. - 173, 1 с.
11. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. –12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2018 . – 672 с.
12. Как избежать неприятностей? 2. Во дворе и на улице. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности. - М.: ИП Бурдина С. В., 2018. - 434 c.
13. Капустина, Е.Г. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества / Е.Г. Капустина // Транспортное право. 2017. № 1. – С. 25-28.
14. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.
15. Комплект плакатов «Правила безопасности в общественных местах»: 4 плаката с методическим сопровождением. - Москва: Наука, 2018. - 531 c.
16. Кондратьев, В.Д. К вопросу о методологии обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / В.Д. Кондратьев // Дороги и мосты. 2017. № 36. – С. 14.
17. Лыкова, И. А. Социальная безопасность. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2019. - 496 c.
18. Молодан, И. Автономное выживание и медицина в экстремальных условиях : справочник / И. Молодан. – М.: Эксмо : Яуза, 2018. - 700 с.
19. ОБЖ. Опасные предметы и явления (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2018. - 207 c.
20. Полозова, О.В. Формирование умений и навыков учащихся по оказанию первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности / О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-нрактической конференции. 10 апреля 2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. -С. 500-502.
21. Плющ, И. В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства / И. В. Плющ, Н. А. Склянова, Н. Н. Шелегин. – М. : Сибирский учитель, 2017. – №1. – С.13-19.
22. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция МВД России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat
23. Черныш, И. В. Если ты стал заложником. Плакат / И.В. Черныш. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 673 c.
24. Чудная, Е. Выжившие: подборка материалов / Е.Чудная ; коммент. Алексей Лобаков. - (Люди) (Тренд) // Здоровье. - 2016. - № 6 (727). - С. 14-16.
25. Шипунова, В. А. ОБЖ. Опасные предметы и явления / В.А. Шипунова. - М.: Сфера, Карапуз, 2019. - 674 c.
26. Эмерсон, К. Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях по методике спецслужб. 100 ключевых навыков / К. Эмерсон ; ил. Тэда Слампяка ; пер. с англ. В. Егорова . – М. : Альпина нон-фикшн, 2018. - 360 с.