Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования электронных учебников 5
1.1. Особенности перехода обучения в электронный формат 5
1.2. Условия обучения биологии в электронном формате 10
Глава 2. Определение основных особенностей использования электронных учебников на уроках биологии 15
2.1. Технологии, используемые при работе с электронными учебниками на уроках биологии 15
2.2. Содержание работы на уроках биологии с использованием электронных учебников 22
Заключение 31
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена интересом общества и его отдельных субъектов к инновационным моделям и подходам к развитию детей, изменениям используемых платформ развития школьников, в том числе и в онлайн режиме, необходимостью дистанционного сопровождения педагогов и родителей в период развития и обучения детей, повышением требований в сфере подготовки школьников к дальнейшим этапам из жизни.
В основополагающих документах системы образования поддержке внедрения дистанционных образовательных технологий уделяется серьёзное внимание, их статус закреплён Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 7.10.2022).
Кроме этого, в последние годы реализуется особая государственная политика, направленная на поддержку развития дистанционного обучения в системе общего образования, в рамках реализации которой: в каждом субъекте Российской Федерации с 2009 года создаются региональные центры дистанционного обучения; российские общеобразовательные учреждения обеспечиваются выходом в сеть интернет и необходимым для реализации дистанционного обучения компьютерным оборудованием. По данным доклада ОЭСР «Измерение инноваций в образовании» (2014 г.) российское школьное образование по общему уровню инновационности находится на 5-м месте среди 29 стран мира. Причем среди девяти главных инноваций в российской системе школьного образования в докладе фиксируется рост использования компьютера как источника информации, а также увеличение доступа к сети интернет в классе.
Реализация методов онлайн-обучения в современном обществе относится к информационно-коммуникативным технологиям как основному современному инструменту педагогической деятельности. Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет изменять процессы обучения, за счет внедрения моделирования, прогнозирования, что обеспечивает модернизацию современного образования.
Исследования таких авторов, как И.В. Роберт, И.Г. Семакина, Л.Б. Юговой показывают высокий уровень эффективности возможности применения онлайн-образовательных технологий и ресурсов в формировании личности школьников, однако наблюдается недостаток программ по реализации онлайн-образования школьников с применением цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР).
В рамках применения разнообразных информационно-коммуникативных технологий существуют особенности в зависимости от той предметной области, в которой они используются в данном исследовании рассмотрим особенности использования электронных учебников на уроках биологии.
Цель исследования: определение особенностей использования электронных учебников на уроках биологии.
Объект исследования – изучение возможностей использования электронных учебников в образовательном процессе школы.
Предмет исследования – особенности использования электронных учебников на уроках биологии
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать актуальные особенности перехода обучения в электронный формат
2. Определить условия обучения биологии в электронном формате
3. Охарактеризовать технологии, используемые в работе с электронными учебниками на уроках биологии
4. Разработать содержание работы на уроке биологии с использованием электронных учебников.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования электронных учебников
1.1. Особенности перехода обучения в электронный формат
В условиях современного развития общества наблюдается активное развитие телекоммуникационных и информационных технологий, под влиянием которых складывается информационное общество. Активное включение информационных технологий касается и современного образования, что сформировало новый вид электронного обучения, а именно применения различных вариантов ИКТ-технологий непосредственно на уроках или в дистанционной форме, являющихся важнейшим средством реализации ФГОС и образовательной парадигмы. В современных образовательных условиях развивается активная самостоятельность в учебная деятельность детей, в которой информатизация учебного процесса и применение ИКТ повышает качество образования в целом. Несомненно, это мотивирует и стимулирует ребенка на желание самостоятельно получать новые знания.
Электронное обучение в научно-педагогической литературе рассматривается как интерактивный процесс с заданной целью, в ходе которого взаимодействие преподавателя и учащихся происходит вне зависимости от расположения во времени и пространстве всех участников данного процесса.
Электронное обучение в современных условиях позволяет обеспечить широкий доступ к образовательным услугам, повысить качество индивидуального обучения, интерактивность и вариативность содержания образовательного процесса. Необходимость онлайн сопровождения в электронном обучении обусловлена тем, что все участники образовательного процесса могут сталкиваться с различными трудностями на разных этапах данного процесса вследствие значительной нехватки социальных контактов, а также эмоциональных реакций между всеми участниками. Онлайн сопровождение педагогов и родителей в период обучения школьников позволяет повысить эффективность коммуникаций между участниками образовательного процесса, что снижает риски социально-эмоциональной неудовлетворенности в системе «преподаватель - ученик» и «ученик - ученик». Особенностью современной системы обучения является активно внедрение онлайн обучения, что снижает количество непосредственных контактов учащихся с преподавателями и переводится на современные информационно-коммуникационные платформы и сервисы.
Ограничениями электронного обучения школьников являются (Милютина С.Л., 2021):
- низкий уровень личных способов коммуникации, что снижает общий уровень качества данного процесса;
- высокая скорость коммуникационных процессов;
- низкий уровень эмоциональных откликов в процессе коммуникации;
- временной разрыв между вопросом и получением на него ответа, что приводит к пролонгированному диалогу сторон;
- высокая вероятность несоблюдения сетевого этикета участниками процессов.
Процесс электронного обучения предполагает, что все участники владеют навыками использования средств ИКТ, правилами сетевого этикета, умеют выстраивать эффективные коммуникации посредством только вербальных каналов.
Педагоги, как правило, сталкиваются со следующими сложностями (Нарзулаев, А.Б., 2021):
- организация деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- поддержание высокого уровня мотивации учащихся;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.: Педагогика. 2015. 336 с.
3. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127
4. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
5. Довбыш В.О., Красильникова Е.Е. Анализ цифровых (онлайн) платформ сопровождения проектной деятельности в образовательном пространстве университета // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования. Материалы Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2021. - С. 50-54.
6. Забелина Т.Г. Инновационные виды педагогического сопровождения в формате онлайн обучения // Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации. Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2021. - С. 118-121.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании М.: Издательский Центр «Академия». 2016. 192 с.
8. Истомина О.Б. Проблемы организации дистанционного обучения в экстремальных условиях пандемии // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Отв. редактор О.В. Удова. - Иркутск, 2021. - С. 17-21.
9. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности // Вопросы психологии. 2015. №5. С.54 - 65.
10. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании М.: ООО «Дом педагогики», 2016. 231 с.
11. Лернер, Г.И. Современное учебное занятие по биологии: учебнометодическое пособие для учителей / Г.И. Лернер. – М.: МИОО, 2016. – 72с. – С. 58
12. Милютина С.Л. Эффективное управление педагогическими кадрами во время педагогического сопровождения обучающихся в дополнительном образовании детей и взрослых // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. № 1. - С. 21-27.
13. Нарзулаев С.Б., Амиров П.К. Модель психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего обучения детей как комплексная педагогическая проблема // Теория и практика современной аграрной науки. Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирский государственный аграрный университет. - Новосибирск, 2021. - С. 1707-1711.
14. Нарушевич, В. Н. Интеграция методики преподавания биологии и химии как средство реализации практико-ориентированной подготовки будущего учителя // Наука - образованию, производству, экономике. Материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит.гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. 2015. С. 146-147.
15. Наумова Н.В., Ешкилев Ю.Б. Модель организационно-методического сопровождения педагогических работников профессиональными педагогическими сетевыми сообществами в ходе аттестации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - № 2-2. - С. 88-97
16. Огнева, М. А. Интеграция физики, биологии и медицины в средней школе / М. А. Огнева, М. Э. Жуляева // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве. Материалах Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 46-48.
17. Сапарбаева, У. Ч. Методические условия эффективного применения средств обучения по биологии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 22-27.
18. Смирнов, Н. З. Знаково-символическая наглядность как инновационное средство обучения общей биологии в средней общеобразовательной школе. Монография / ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева". Красноярск, 2015. – 238 с.
19. Трощенко, М. А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на изучение биологии в средней школе в рамках реализации ФГОС // Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов. Сборник статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции по педагогике (с международным участием). 2017. С. 13-17.
20. Трухин А.В. Психолого-педагогическое сопровождение как средство формирования самообразовательной компетенции в условиях военно - педагогического процесса // E-Scio. - 2021. - № 4 (55). - С. 395-401.
21. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 14.07.2022)
22. Холостяков, В. А. Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T1. С. 66-71.
23. Шерайзина Р.М., Юшкевич Е.В. Комплекс организационно-педагогических условий педагогического сопровождения саморазвития учащихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 275-278
24. Шесть отечественных сервисов для проведения видеоконференций [Электронный ресурс] - https://vc.ru/services/134995-shest-otechestvennyh-servisov-dlya-provedeniya-videokonferenci
25. Measuring Innovation in Education: A New Perspective, Educational Research and Innovation. - Paris, OECD Publishing, 2014. - 332 p
26. Meta признана террористом – Росфинмониторинг [Электронный ресурс ]https://crimea.ria.ru/20221011/meta-priznana-terroristom--rosfinmonitoring-1124822024.html (Дата обращения: 19.20.2022)