Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Характер и задачи регулирования внешней торговли, в том числе таможенного регулирования, тесно связаны с общеэкономической ситуацией в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективного функционирования общества, а также успеха. Объясняется это тем, что экономика является одной из существенных сторон деятельности общества, государства и личности, и поэтому понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки устойчивости экономики к возможным внешним воздействиям. и внутренние угрозы. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из главных национальных приоритетов.
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны.
Вопросы тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений и конвенций, которые на многосторонней основе определяют многие принципы, правила, условия и организационные основы тарифной системы.
Одним из направлений, которое широко используется в мировой практике, является система предоставления различных видов преференций, в том числе связанных со страной происхождения.
Таможенно-таможенное регулирование российской внешней торговли является одним из основных методов регулирования экономической политики государства. Эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования является непременным условием проведения Россией активной и комплексной таможенной политики, а также способности таможенных органов решать задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации и защитой ее экономических интересов. [3, с. 6]
Исторический путь российской таможни показывает, что в России таможенное дело, таможенная политика стали важнейшим направлением государственной политики, инструментом защиты национальных интересов.
Цель данной работы изучить особенности деятельности таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности государства.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Раскрыть деятельность таможенных органов по обеспечению безопасности экономики;
Определить меры таможенного контроля как фактор экономической безопасности;
Провести анализ правоохранительной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России;
Изучить реализацию таможенными органами функций по обеспечению экономической безопасности России;
Раскрыть вопросы эффективности деятельности таможенных органов России в области обеспечения экономической безопасности;
Выявить совершенствование деятельности таможенных органов в обеспечении безопасности Российской экономики.
Объектом исследования выступает деятельность таможенных органов.
Предмет исследования являются таможенные органы в системе экономической безопасности России.
Методология исследования в работе построена на основании таких инструментов как сбор информации, теоретический анализ, графический метод, статистический анализ, отбор и пр.
В рамках написания работы использовались актуальные источники, посвященные теме исследования: статьи и монографии, научные публикации и мнения ведущих специалистов в данной области, материалы конференций и открытых дискуссий.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты взаимодействия таможенных органов в обеспечении экономической безопасно государства
1.1 Деятельность таможенных органов по обеспечению безопасности экономики
Деятельность таможенных органов Российской Федерации затрагивает многие сферы государственной и общественной жизни. Решает вопросы, связанные с обеспечением надлежащего функционирования экономики, отраслей и хозяйственных организаций, осуществлением внешней политики, поддержанием обороноспособности страны и защитой национальной безопасности, а также многие другие функции, выполняемые таможенными органами в поддержку, разнообразная и многогранная деятельность нашей страны.
Экономическая безопасность государства имеет решающее значение в его деятельности. Для нормального функционирования страны необходим положительный и стабильный экономический рост, рациональное использование национальных финансовых ресурсов, особенно защита экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Обеспечить экономическую безопасность страны — значит обеспечить независимость страны, стабильные условия и эффективное функционирование общества.
Экономика является одним из важных аспектов страны, и она нуждается в оценке своей жизнеспособности и устойчивости перед лицом возможных внутренних и внешних угроз. Важным местом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем надзор за внешнеэкономической деятельностью страны и выполняющем функции по обеспечению экономической безопасности страны, является таможенный орган.
Роль таможни в обеспечении национальной безопасности с каждым годом возрастает в связи с геополитической обстановкой, постоянно возникающей с внутренними и внешними экономическими и политическими проблемами, а также появлением новых угроз и рисков.
Таможенный орган является административным органом Российской Федерации, осуществляющим административно-распорядительную деятельность.
Полномочия таможенных органов подразделяются на несколько категорий: полномочия таможенных органов в экономической сфере (такие как осуществление таможенного и таможенного надзора и др.) и полномочия таможенных органов по обеспечению законности и экономической безопасности. России.
Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС) осуществляет руководство таможенными операциями в России в пределах своей компетенции, выполняя возложенные на нее задачи, а именно:
1) участвовать в формировании и реализации таможенной политики Российской Федерации;
2) обеспечение экономической безопасности, единства и защиты народнохозяйственных интересов таможенной территории Российской Федерации;
3) совершенствование таможенного надзора за экономической деятельностью и таможенного законодательства;
4) Обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела.
Федеральная таможенная служба России в настоящее время работает над реализацией интересов государства в сфере внешней торговли, развитием государственного производства, предотвращением угроз безопасности России, административных правонарушений и преступлений, обеспечением дополнительных поступлений в государственный бюджет.
Таможенные органы выполняют широкий круг административных функций в таможенной сфере и других областях. В качестве положительной тенденции в процессе реформирования системы таможенного управления следует выделить ограничение таможенного контроля на уровне таможенного законодательства, как раз для обеспечения добросовестности и своевременности уплаты таможенных платежей за товары, соблюдения запретов и ограничений. Устанавливается в соответствии с действующими таможенными правилами.
Федеральная таможенная служба России обеспечивает экономическое развитие России в условиях все большей интеграции национальной экономики в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС.
Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности:
1) Финансы;
2) Защита;
3) стимуляция;
4) протекционизм;
5) контроль;
6) правоохранительные органы;
7) Информация.
Фискальная функция заключается в пополнении доходной части федерального бюджета за счет сбора пошлин, пошлин и налогов.
Защитная функция – таможенные органы предотвращают и компенсируют отечественным предприятиям экономические потери, вызванные демпингом импортных товаров или предоставлением государственных субсидий иностранным экспортерам в процессе производства. Компенсационные пошлины, специальные пошлины и антидемпинговые пошлины являются защитным инструментом.
Таможенные органы стимулируют приток импортных товаров, вводя низкие налоговые ставки. В некоторых случаях может оказаться невозможным определить пошлину на ввоз товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Приказ ФТС России от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/.
2. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71278292/.
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2016 г. № 32 (с изменениями на 01.11.2016) «Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров». Правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71278292/.
4. Афонин П.Н., Дробот Е.В. Ценообразование во внешней торговле. - СПб.: Троицкий мост, 2021. – 232 с.
5. Абрамов Н.М., Бочарова Л.А. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент стабилизации в развитии ЕАЭС // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2020. – С. 95-106.
6. Антипова Л.Г., Ксенофонтова Е.М. Основные направления таможенной политики России в условиях экономических санкций // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2019. – С. 64.
7. Бабынина, Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность [Текст]: [монография / Л. О. Бабынина, Ю. А. Борко, Р. Г. Герасимова и др.]; под общ. ред. А. А. Громыко, М. Г. Носова; Федер. гос. бюджет. учреждение науки, Ин-т Европы Рос. акад. наук. — Москва: Весь мир, 2019. — 588 с.
8. Быркова Е. Внешняя торговля России в 2021 году: цифры и факты. Про ВЭД.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2021-godu-tsifpy-i-fakty.html.
9. Воронов А.М., Шaйдyко Н.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 1. – С. 242-247.
10. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. – 2020. – № 16. – С. 1879-1902.
11. Жогличева В.В. Проблемы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС // Инновационное развитие российской экономики: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2021. – С. 177-179.
12. Кравченко А.В. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2020. – № 2. – С. 45-50.
13. Лохманова Е.А. Таможенно-тарифное регулирование как экономический метод управления внешнеэкономической деятельностью государства // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2021. – С. 84-86.
14. Малеванная А.А. К вопросу о таможенно-тарифном регулировании в Российской Федерации // Экономика и социум. – 2021. – № 11-1(30). – С. 875-878.
15. Мешечкина Р.П., Филиппова С.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: проблемы и теоретические подходы к их решению // WebofScholar. – 2021. – № 4(4). – С. 33-35.
16. Матвеева Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 367-369. — URL https://moluch.ru/archive/137/38388/ .
17. Немченко О.А., Курочкина Д.А., Туман С.Е. Таможенно-тарифное регулирование таможенной стоимости: проблемы и перспективы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 5(56). – С. 21-24.
18. Орехов, В. И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса [Текст]: монография / В. И. Орехов, Т. Р. Орехова, О. В. Карагодина; под науч. ред. Т. Р. Ореховой. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 105 с.
19. Пансков В.Г., Федоткин В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. - СПб. : ИЦ Интермедия, 2021. – 580 с.
20. Покровская В.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2020. – 136 с.
21. Рожко Г. ЕЭК предлагает возможность отложить определение таможенной стоимости. Про ВЭД.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/economics/fea/26428-eek-ppedlagaet-vozmozhnosty-otlozhity-oppedelenie-tamozhennoy-stoimosti.html.
22. Табаков, А. В. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России: в поисках баланса частных и публичных интересов [Текст] / А. В. Табаков // Вестник Российской таможенной академии. — 2019. — № 4. — С. 25–34.
23. Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. / диссертация... доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2018. – 511 с.
24. Хохрим А.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Наука в движении: от отражения к созданию реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией М.Ш. Гарифуллиной. 2020. – С. 158-162.
25. Чуева В.В. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности страны в условиях ЕАЭС // Вестник магистратуры. – 2022. – № 9(60). – С. 43-45.
26. Шишканова Е.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2021. – № 06. – С. 86-90.
27. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095.