Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из направлений перехода к инновационному социально
ориентированному типу экономического развития, предусмотренному «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года», утв. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р («Концепция социальноэкономического развития Российской Федерации»), является структурная диверсификация
экономики на основе инновационного технологического развития. В Рамках данного направления
предусмотрено содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики
путем использования механизмов частно-государственного партнерства. Государственно-частное
партнерство, согласно документу, является одним из принципов взаимоотношений государства с
субъектами предпринимательской деятельности, а также одним из приоритетов социальноэкономического развития.
Продуктивное взаимодействие бизнеса и государственной власти является неотъемлемым
условием эффективного функционирования рыночной экономики. Сущность указанной
3
взаимосвязи, установленные методы и формы могут в значительной степени отличаться в
зависимости от специфики рыночных отношений. Отметим, что органы государственной власти в
любом случае будут реализовывать функции социального характера, которые определены
интересами российского народа, в то время как предпринимательская деятельность выступает в
качестве фактора развития и умножения общественного богатства.
Глава 1.Крупные компании (акционерные общества) и государственно-частное партнёрство:
понятие и содержание
1.1.Понятие корпораций как социальных институтов
Исследователи отмечают особенности деятельности корпораций, выявляют наиболее успешные
практики, формируют предложения по повышению эффективности их работы. На этой основе
формируются инициативы по развитию корпоративного права, которые, с одной стороны,
направлены на удовлетворение потребностей развития общества, повышение эффективности
работы предприятий и организаций, а с другой стороны – не должны вносить разлад в
действующее законодательство, способствовать возникновению правовых коллизий, по аналогии
с вышеуказанной. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся интерпретации понятия
«корпорация» в современных исследованиях.
Изначально необходимо уточнить, что в силу длительного периода использования понятия
корпорация вне рамок законодательства возникло огромное количество определений. Их условно
можно разделить на группы широких и узких интерпретаций. Если первые нацелены на
определение понятия как научной и правовой категории, то вторые отражают отдельные
особенности деятельности корпораций, предполагающие использование этого термина в качестве
характеристики, подчеркивающей особенности развития определенных форм организации
экономической жизни. Очевидно, что для настоящего исследования больший интерес
представляют определения первой группы.
В общем случае, «корпорации – это экономические институты, объединяющие под единым
началом большое количество предприятий и направленные на реализацию определённой
стратегии, приносящей прибыль владельцам задействованного капитала. Отличительной
характеристикой при этом является обезличенность, отделение собственников от самой
корпорации, которая является юридическим лицом, посредством разделения уставного капитала
на акции» . Представляет интерес определение, приведенное в словаре Д.М. Розенберга
«Корпорация – организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на
общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом,
действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность» . На наш взгляд,
эти определения отражают основные представления о корпорации, которые присутствуют в
деловой и научной литературе.
На наш взгляд, одно из наиболее полных определений предлагается в работе Е.Л. Драчевой и
А.М. Либмана. Они определяют корпорацию как «объединение нескольких экономических
агентов (юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами),
удовлетворяющее следующим требованиям:
1) хотя бы часть экономических агентов является коммерческими организациями, действующими
с целью получения прибыли;
2) между агентами существуют устойчивые взаимосвязи, более жесткие, чем рыночные; это
означает, что в некоторых существенных аспектах все объединение выступает как единое целое;
4
3) существует стратегический центр принятия решений, который может быть, как юридическим
лицом, так и группой физических лиц – собственников и высших менеджеров; этот центр
именуется центральным элементом» .
1.2.Политическое взаимодействие корпоративных и властных структур
Политическое взаимодействие трактуется как такой тип взаимоотношений между участниками
политики, при котором они оказывают двустороннее интерактивное воздействие на контрагента,
обмениваются ресурсами власти и влияния. Предметом политических взаимодействий выступают
обретение, использование, распределение и удержание политической власти либо влияния.
Ядром данных отношений является соперничество за статусные позиции и роли в иерархии
власти.
Политическое взаимодействие становится условием воспроизводства функций политического
порядка и его развития. Политические взаимодействия создают баланс интересов участников
политики, они не произвольны, а детерминированы статусами субъектов политики, их ролевыми
системами и позиционированием (взаимными диспозициями) в политическом пространстве.
Повседневные политические взаимодействия зависят от институтов и практик, процедур
функционирования и развития политического порядка. Взаимодействия дают возможность
определить интересы и цели деятельности субъектов политики.
Параметры политического взаимодействия подразделяются на равноправные партнерские
(консенсус, соглашение, союз, сотрудничество), либо иерархические виды взаимоотношений
между участниками (господство и подчинение, управление, конфликт).
Для институционализации политических взаимодействий необходимы условия. Во-первых,
контрагенты (стороны) взаимодействия должны обладать мотивациями участия во
взаимоотношениях. Далее, контрагенты взаимодействия совместно вырабатывают посредством
актов коммуникации формальные и неформальные, регулируемые нормами закона либо
конвенциями (неформальными договорённостями) «правила игры». Участники взаимодействий
распределяют между собой типичные политические роли сообразно объёму своих ресурсов
влияния и способностям мобилизовать ресурсы для конкуренции за власть. В-третьих, на данной
основе совершается структурация пространства политических взаимодействий, то есть
взаимоотношения сторон становятся устойчивыми, предсказуемыми, во многом - стандартными,
превращаясь в «рутины». Ресурсы политических взаимодействий в технологическом аспекте нами
подразделены на экономические, организационные, символические, а также нормативные.
1.3.Государственно-частное партнёрство как форма взаимодействия государственных органов и
крупных компаний
В современной экономике многих стран формируется совершенно новое качество
взаимодействия бизнеса и власти, которое называется в России государственно-частным
партнерством.
Значимость развития государственно-частного партнерства в условиях современной экономики
подтверждается опытом зарубежных стран, а также современной России, где со второй половины
2000-х годов данному вопросу уделяется большое внимание в научных исследованиях и
экономической деятельности.
В Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении
5
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» термин «государственночастное партнерство» означает взаимодействие публичного и частного партнеров, которое
осуществляется на основании заключенного по результатам конкурсных мероприятий договоров о
государственно-частном партнерстве. Целью ФЗ является создание правовых условий для
инвестиций на базе государственно-частного партнерства в экономику России, улучшение
качества и доступности услуг, предоставляемых населению .
Государственно-частное партнерство можно рассматривать как феномен смешанной экономики
или как средство государственной политики в сфере экономики в условиях современной
индустриализации социального производства, так как выступает в качестве способа,
применяемого для балансировки экономики каждого уровня .
Необходимо отметить, что государственно-частное партнерство отличается от прочих форм
взаимодействия государства и бизнеса. Так, субсидирование, государственное кредитование,
государственный заказ, льготы в налогообложении – не являются формами государственночастного партнерства. Государственно-частное партнерство формирует особенные модели
взаимоотношений собственников, создает методы управления и использует специальные
источники финансирования. Таким образом, проекты, реализуемые в рамках государственночастного партнерства, заключаются в ресурсном объединении государства и бизнеса,
конкретизирует полномочия партнеров с целью оптимального использования этих ресурсов .
Особенностями, выделяющими государственно-частное партнерство из других форм
взаимодействия государства и бизнеса, являются:
реализация проектов в зоне ответственности государства;
ориентация на формирование производственной и социальной инфраструктуры;
деятельность в рамках особых форм финансовых отношений, например, частные,
государственные или совместные инвестиции;
предоставление бизнесу более широких полномочий в управлении проектами по сравнению с его
участием в выполнении госзаказов;
особенный характер разделения ответственности между партнерами;
долгосрочный характер, имеющий определенные рамки;
разделение проектных рисков между сторонами .
Государственно-частное партнерство реализуется в следующих формах:
заключение государственных контрактов, например, на оказание услуг, выполнение работ,
поставку продукции и пр.;
концессии, например, эксплуатация без строительного этапа, взаимодействие в форме
«строительство-управление-передача» и пр.;
соглашение о разделении продукции;
создание совместных предприятий, акционерные общества, предприятия без акционирования .
Глава 2.Взаимодействие государства и акционерных обществ в современных условиях
2.1.Особенности взаимодействия государства и акционерных обществ (бизнеса) в социальной
сфере
6
В последнее время сфера применения различных форм партнерства государства и бизнеса
активно расширяется, развиваются формы партнерства и их модификации. В частности, если
концессионные соглашения раньше применялись при строительстве автострад, автостоянок, то в
настоящий момент получают распространение в оборонной сфере, образовании, кабельном
телевидении, на определенных видах городского общественного транспорта. Частный бизнес на
таких условиях осуществляет проектирование, строительную деятельность, а в дальнейшем -
управление больницами, школами и иными общественными проектами.
Особенность регламентации на государственном уровне партнерского взаимодействия с
предпринимательством в значительной мере обусловлена тем, что повсеместно увеличиваются
контрактные отношения с предприятиями частного сектора, организациями в областях, которые
раньше выступали в качестве прерогативы государственного сектора экономики.
Для выполнения определенных программ и общехозяйственных процессов необходимо
принимать во внимание, что партнерства охватывают не только общегосударственный
(федеральный) уровень, но и распространяются на региональный и муниципальный уровни. Вопервых, это обусловлено перераспределением финансовых потоков в пользу глубинных звеньев
общественной структуры. Во-вторых, указанная децентрализация сферы действия партнерских
отношений оказывает содействие расширению круга лиц и организаций, которые
непосредственным образом заинтересованы в разработке и реализации соответствующих
программ. Увеличивается воздействие гражданского общества на организацию государством
публично-правовых отношений и эффективную реализацию публичных интересов. Появляются
возможности существенной экономии бюджетных средств за счет сокращения непосредственного
участия государства в производстве общественных услуг за счет передачи его частному партнеру .
Государство организует регулирующую деятельность в области партнерства с частным бизнесом
по трем ключевым направлениям:
выработка стратегии и принципов, на основании которых базируются отношения бизнеса с
обществом и публичной властью; 2) создание институциональной среды для разработки и
реализации партнерских проектов; 3) организация и управление ГЧП, выработка методов и форм,
а также его конкретных механизмов.
В сотрудничестве государства и частного сектора партнерству отведена значительная роль.
Модели и структура ГЧП являются довольно разнообразными. Их объединяют характерные
особенности, которые дают возможность рассматривать партнерство как автономную
экономическую категорию. В частности, ГЧП формируется в качестве формализованной
кооперации государственных и частных структур, специально создаваемой под конкретные цели и
опирающейся на соответствующие договоренности сторон.
2.2.Направления развития взаимодействия государства и акционерных обществ (бизнеса) в
социальной сфере
Стратегии политического взаимодействия власти и бизнеса в современной России обладают
качествами типичности, интерсубъектности и прогнозируемости, что позволяет признать их
институциональными. Институциональные форматы политического взаимодействия органов
государственной власти и предпринимательских структур закрепляют ведущие практики
субъектов политики, обеспечивают согласование их интересов.
В Российской Федерации сложилась государственно-корпоративная система политического
взаимодействия органов власти и бизнеса. Органы государственной власти проводят политику в
отношении бизнеса в интересах повышения своей легитимности и устойчивости политического
7
порядка. Параметры политической стратегии государства в отношении бизнеса таковы:
доминирование государства (формирование отношений «сверху вниз»); самоустранение органов
власти от контроля соблюдения равных прав сторон взаимоотношений; взаимодействие в
трактовке государственных служащих расценивается как фактор достижения политической
стабильности в большей степени, чем метод регулирования конфликтов путем переговоров и
согласования интересов .
Постсоветский корпоративизм в России характеризуется доминированием государства в
отношении к бизнес-структурам. Специфика корпоративизма в постсоветской России проявляется
в патрон-клиентарных отношениях, доминировании крупного бизнеса над малым и средним в
сфере политических взаимоотношений. Это приводит к преобладанию неформальных методов
влияния на процесс принятия властных решений.
Госслужащие и предприниматели, судя по всероссийским социологическим опросам, имеют
контрастное мнение о приоритетных ценностях, ориентациях и установках своего
взаимодействия. Государственные служащие поддерживают в основном консервативные
ориентации и установки политики, а бизнесмены - либеральные .
Несмотря на официальную поддержку бизнес-ассоциаций, государственные служащие слабо
заинтересованы в их создании и активной политической деятельности. Мешают развитию бизнесассоциаций недостаток экономических ресурсов, тесная связь многих бизнес-структур с органами
государственной власти, что лишает предпринимателей самостоятельности, препятствует
эффективной защите их интересов.
Стратегии российских бизнес-субъектов в политическом взаимодействии с государством
нацелены на лоббирование предпринимательства и представительство групповых интересов в
органах власти, на создание выгодных для бизнеса формальных и неформальных институтов
согласования интересов. Взаимодействия бизнеса с государством характеризуются
институциональным компромиссом, неформальными соглашениями о допустимости
выборочного соблюдения законодательства, вследствие чего поддерживается баланс интересов.
Такая модель создает возможность выборочного несоблюдения формальных правил.
Поддерживается неформальный обмен ресурсами влияния бизнеса с органами власти.
Сосуществуют разнородные институциональные режимы. Один и тот же объект взаимоотношений
органов государственной власти и бизнеса, однотипные взаимодействия управляются
посредством разнородных практик, то есть различны по мере легальности.
Заключение
Стратегии политического взаимодействия власти и бизнеса в современной России обладают
качествами типичности, интерсубъектности и прогнозируемости, что позволяет признать их
институциональными. Институциональные форматы политического взаимодействия органов
государственной власти и предпринимательских структур закрепляют ведущие практики
субъектов политики, обеспечивают согласование их интересов в соперничестве за власть.
В Российской Федерации сложилась государственно-корпоративная система политического
взаимодействия органов власти и бизнеса. Органы государственной власти проводят политику в
отношении бизнеса в интересах повышения своей легитимности и устойчивости политического
порядка. Параметры политической стратегии государства в отношении бизнеса таковы:
неформальные институты и практики взаимодействия с бизнесом; доминирование государства
(формирование отношений «сверху вниз»); самоустранение органов власти от контроля
соблюдения равных прав сторон взаимоотношений; взаимодействие в трактовке государственных
8
служащих расценивается как фактор достижения политической стабильности в большей степени,
чем метод регулирования конфликтов путем переговоров и согласования интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Антонов, В. Г. Корпоративное управление В. Г. Антонов [и др.]. М. : Форум: ИНФРА-М, 2009.
3. Варнавский В. Г. Государство и бизнес: ин¬ституциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН,
2014. - 276 с.
4. Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г. Корпорации: организационные формы, принципы и
функции управления. - М.: ВИНИТИ РАН, 2003 – 160 с..
5. Веснин В.Р. Корпоративное управление: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2008. - 150 с.
6. Голикова Ю. А.. «Организация и управление корпорациями в мировой экономике» :
учебное пособие. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП. 2005
7. Громова Е.А. Некоторые проблемы Федерального закона «О государственно-частном
партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Право и экономика. 2016. № 8. С. 9
- 12
8. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие. - М.: Дело, 2009 – 280 с.
9. Драчева Е.Л., Либман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных
корпоративных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2001. - С.39-40.
10. Дробышевский С., Радыгин А. и др. Инвестиционное поведение российских предприятий. -
М: Институт экономики переходного периода, 2008. - С.217-218.
11. Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно-частного
партнерства // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16).
12. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. Механизм создания российских
региональных финансово-промышленных групп. – М.: Экзамен, 2010. – 160 с.
13. Иванов В.В., Жабина М.М. Международная практика государственно-частного партнерства
(ГЧП) // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 20 - 33
14. Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как
гражданско-правовой договор // Закон. 2015. № 10. С. 147 - 156
15. Комментарий к Федеральному закону «О государственно¬-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / под ред.
В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 456 с.
16. Кондратьева У.Д. Особенности форм государственно-частного партнерства //Современное
право. 2016. № 1. С. 59 65
9
17. Лосев В.В. Понятие государственно-частного партнерства и отграничение его от смежных
явлений // Юрист. 2016. № 13. С. 14 - 18
18. Ляпунов С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // Проблемы
теории и практики управления. - №6. - 2007. - С.82.
19. Мирзабалаева Ф.И., Тунаева З.А. Государственно-частное партнерство как инструмент
регионального развития // Фундаментальные исследования. 2015. №9. С. 160-164
20. Николаев А.И. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и
правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2007. - № 1-2
(30-31).
21. Погудаева М. Ю. Основные формы эконо¬мического взаимодействия частного бизнеса и
государства / М. Ю. Погудаева, М. А. Оркуша //Экон. журн. - 2012. - № 25. - С. 47-50.
22. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под
ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
23. Реструктуризация предприятий и компаний / Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Справочн.
пособ. / Под ред. И.И. Мазур. – М: Высшая школа, 2010. – 587 с.:
24. Саидов З.А. Новый порядок административно-правового регулирования государственночастного партнерства в сфере экономики //Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 32 -
39
25. Самоловов Д.А. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданскоправовой договор // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 8. С. 21 - 30
26. Сосна С. А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журн.
рос. права. - 2012. - № 6. С. 35-37.
27. Спиридонова А.В. Правовая природа специального инвестиционного контракта,
предусмотренного Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации»
// Право и экономика. – 2017, № 2. С. 15 - 23
28. Ушакова Е.Ю. К вопросу о публично-частном партнерстве в сфере принятия Федерального
закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» // Государственная власть и местное
самоуправление. 2016. № 8. С. 51 - 55
29. Шарингер Л. Новая модель инвестиционно¬го партнерства государства и частного сектора
// Мир перемен. - 2011. - № 2. С. 13.