Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы резко возросла роль формирования системы финансовой безопасности на всех уровнях, будь то макрофинансовая безопасность, безопасность предприятий различных сфер и отраслей деятельности, или финансовая безопасность отдельно взятой личности. Эта проблема остается одной из основных и, соответственно, наиболее актуальных в современных условиях реализации инновационной экономики в России.
В современных условиях проблема обеспечения финансовой безопасности страны является ключевой задачей, которая должна решаться усилиями соответствующих государственных структур. Будучи сложной, многоуровневой системой, финансовая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности страны.
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения финансовой безопасности
1.1 Понятие финансовой безопасности. Её виды и функции
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в ходе которых осуществляется формирование, распределение и использование средств фондов для решения экономических, политических и социальных проблем .
Финансовая безопасность является одним из важных компонентов экономической безопасности страны, региона или предприятия. Финансовая безопасность является ключом к проведению независимой финансово-экономической политики страны.
Совокупность этих отношений, упорядоченных определенным образом, представляет собой финансовую систему страны, в которой выделяются следующие виды финансов.
Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта с целью формирования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций: государственного управления, регулирования экономики, решения социальных проблем населения, поддержания обороноспособности страны, обслуживание государственного долга и т.д.
Корпоративные финансы - это финансы коммерческих организаций, ориентированные в первую очередь на получение прибыли от своей деятельности. Корпоративные финансы - это совокупность финансовых операций, осуществляемых предприятиями с целью привлечения финансовых ресурсов и их эффективного использования, включая методы финансирования, реализацию инвестиционных проектов, управление ликвидностью, защиту от финансовых рисков и т.д.
Государственные финансы - это финансы общественных организаций, например, благотворительных фондов, политических партий и аналогичных организаций. Доходы этих организаций формируются в основном за счет членских взносов, отчислений, пожертвований и т.д. Общественные организации не занимаются коммерческой деятельностью.
Частные финансы (финансы домашних хозяйств) - это совокупность отношений, касающихся создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. В условиях рынка домашние хозяйства играют чрезвычайно важную роль, поскольку они в первую очередь выполняют функцию владельцев средств производства, находящихся в их частной собственности, а также предлагают свой труд за денежное вознаграждение.
Приведенную выше классификацию финансов можно расширить до двух элементов, среди которых выделяются следующие виды финансов:
централизованное финансирование;
децентрализованное финансирование.
Централизованные финансы - это подсистема финансовых отношений, связанных с формированием централизованных денежных фондов, которые сосредоточены в учреждениях государственной власти для выполнения государством своих функций. К этой сфере относятся:
государственный бюджет, включая бюджетные целевые фонды;
местные бюджеты (финансы местных органов власти);
государственные внебюджетные целевые фонды;
государственный заем;
финансы государственных и муниципальных предприятий.
Децентрализованные финансы включают в себя другие (неправительственные) виды финансов, в частности, финансы коммерческих организаций различных форм собственности, финансы общественных организаций и финансы отдельных лиц (домашних хозяйств).
Существуют следующие функции финансов, которые нельзя отнести к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Существуют также стимулирующие и фискальные функции (как разновидности регулирующих).
Функция распределения. Основным источником денежных средств является валовой внутренний продукт, который сначала подвергается первичному распределению, в результате чего формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее, финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуется непроизводственный доход. Инструментом распределения является система налогообложения. Существует также третий уровень дистрибуции – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных средств) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, свободные денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами национальной экономики (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения .
Функция управления. Это подразумевает контроль на микро- и макроуровнях за распределением средств по фондам и их целевым расходованием. Его реализация осуществляется государственными финансовыми органами, а также финансовыми службами предприятий. Финансовый контроль необходим для осуществления динамичного развития производства во времена рыночных отношений.
1.2 Тенденции развития и обеспечения финансовой безопасности
Определяющим фактором экономической эффективности государства является его способность защищать свои экономические интересы на международных рынках и обеспечивать независимую экономическую политику.
В настоящее время в российской экономике усиливаются негативные экономические процессы, прежде всего, это касается финансово-экономических отношений. Среди причин можно отметить недостаточно эффективный финансовый контроль и неполное использование рыночных механизмов при регулировании финансовой системы. Российская экономика характеризуется низким уровнем налоговой и бюджетной дисциплины, неэффективным использованием муниципальных и государственных финансов и значительным уровнем доходов от капитала. Неадекватность финансового регулирования приводит к коррупции и криминализации финансовых отношений.
Глава 2. Анализ на основе табличных данных в РФ обеспечения финансовой безопасности
2.1 Механизмы обеспечения финансовой безопасности в РФ
Чтобы выявить угрозы финансовой безопасности современной России, рассмотрим ее основные макроэкономические показатели в динамике.
Как видно из таблицы 1, ВВП страны растет с 2017 года и только в 2020 году мы видим его снижение. По сравнению с 2020 годом ВВП в 2021 году увеличится с 106967,5 млрд рублей до 130795,3 млрд рублей.
Также в 2021 году наблюдается увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 13,1% после продолжительного снижения показателя с 2017 года.
Конечно, рост ВВП и доходов домохозяйств необходим для развития экономики, но, учитывая уровень инфляции, рост этих показателей не так значителен, как кажется.
Так, в 2017-2018 годах уровень инфляции вырос почти в 2 раза, а в 2019 году его значение снижается на треть. Начиная с 2020 года, уровень инфляции растет и к началу 2022 года достигнет 7,4%. Это означает, что покупательная способность денег снижается, а рост ВВП и доходов населения незначителен и их недостаточный рост можно рассматривать как угрозу финансовой безопасности страны.
Учитывая, что Россия является одним из основных поставщиков природных ресурсов на мировой рынок, зависимость государственного бюджета от мировых цен на нефть и газ также можно считать угрозой финансовой безопасности страны.
Замедление роста добычи полезных ископаемых в стране, наблюдаемое с 2019 года, не является показателем отхода России от сырьевой модели экономики, учитывая дефицит консолидированного бюджета с 2020 года, вызванный увеличением государственных расходов. В связи с этим необходимо детально рассмотреть некоторые расходы консолидированного бюджета, которые могут стать провоцирующими факторами для возникновения новых угроз финансовой безопасности. К ним относятся:
Расходы на национальную оборону (из-за военных действий на Украине), где наблюдается незначительный рост в 2017-2021 годах, который не превышает 3,1% ВВП, но из-за военных действий на Украине их рост неизбежен в текущем 2022 году.
Расходы на социальную политику, связанные со снижением доходов домохозяйств из-за роста уровня безработицы.
Увеличение расходов в первую очередь связано с ростом уровня безработицы под влиянием пандемии коронавируса (начиная с 2019 года) и уходом иностранных компаний с российского рынка в условиях санкций (с конца 2021 года). Пик роста расходов на социальную политику приходится на 2020 год, когда уровень безработицы также показал самый высокий уровень – 5,8%. А в 2021 году наблюдаемое снижение до 4,8% обусловлено антикризисными мерами Правительства Российской Федерации.
2.2 Оценка финансовой безопасности в РФ
Пандемия коронавируса 2020 года оказала очень негативное влияние на всю мировую экономику. Остановка большинства предприятий, раздача денег и дешевых кредитов населению и бизнесу привели к отраслевым дисбалансам в экономике и логистике, к экономически необеспеченному увеличению денежной массы и инфляции, к увеличению задолженности предприятий, организаций и частных лиц во всех странах.
Российская экономика, которая зависит от мировой долларовой системы и от импорта оборудования, спецтехники, запасных частей, электроники и т.д., пережила те же негативные тенденции, что и весь мир: замедление роста ВВП, снижение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение розничного товарооборота и объемов грузоперевозок, рост инфляции, увеличение задолженности организаций и физических лиц, снижение доходов большинства населения.
Глава 3. Современные вопросы обеспечения финансовой безопасности
3.1 Проблемы обеспечения финансовой безопасности России
Отметим, что уровень финансовой безопасности является условным показателем, дающим интегральную характеристику степени достижения требований финансовой безопасности. Показатели финансовой безопасности сами по себе являются количественным выражением характеристик определенных свойств экономического объекта или процесса. Как правило, большинство показателей финансовой безопасности являются исходными данными для расчета показателей финансовой безопасности. При этом уровень проявления угроз финансовой безопасности определяется путем сравнения текущих (фактических) значений индикативных показателей (indicators) с их так называемыми пороговыми (критическими) значениями.
Естественно, при внедрении процедур индикативного анализа принципиально важны пороговые уровни индикативных показателей. Пороговое значение индикативного показателя финансовой безопасности - это такое значение, достижение или превышение которого рассматривается как переход по рассматриваемому индикативному показателю в область большей, в том числе неприемлемой, опасности нарушения нормального функционирования экономической системы.
Другими словами, пороговые значения показателей - это те ключевые показатели, которые разделяют различные классы состояний финансовой безопасности (например, нормальное состояние и состояния, характеризующиеся повышенным проявлением угроз безопасности). Отсюда следует, что при проведении диагностики состояния финансовой безопасности территории приоритетное внимание следует уделять задачам формирования пороговых значений используемых показателей.
Пороговые значения являются важным инструментом системного анализа, прогнозирования и индикативного социально–экономического планирования. С помощью этого инструмента тот или иной объект, в данном случае экономика, рассматривается с позиции соответствия тенденций его развития (внутри и во взаимодействии с экономиками других стран) национальным интересам страны. Теория безопасности имеет практическое значение только в том случае, если она органично включает в себя теорию предельных значений объекта .
На сегодняшний день точки зрения ученых и специалистов по формированию пороговых значений показателей финансовой безопасности существенно разделились. Некоторые из них считают, что необходимо ввести только одно пороговое значение для показателя. При этом по показателю предполагается только два класса состояний: нормальное и такое состояние, которое характеризуется повышенным проявлением угроз безопасности.
Другая группа ученых предлагает внедрение многопороговых систем, когда для каждого из показателей вводятся три или более пороговых уровней. В этом случае количество возможных состояний безопасности в соответствии с индикатором увеличится и станет равным количеству пороговых уровней плюс один. Обратите внимание, что первый подход является наиболее распространенным, а именно, введение только одного порогового значения (критического уровня) для каждого показателя, разделяющего два возможных класса состояния. Как правило, определение пороговых значений чаще основывается на экспертных оценках, которые даются отечественными и зарубежными учеными в ходе исследований с учетом некоторых глобальных средних значений и тенденций.
3.2 Пути совершенствования вопросов диагностики и обеспечения финансовой безопасности
И основными проблемами проведения диагностики финансовой безопасности России можно считать: слабо развитую отечественную экономику, санкции со стороны западных государств, пандемию коронавирусной инфекции.
Конечно, иностранные санкции оказали негативное влияние на развитие российской экономики. Закрытие границ и прекращение импортно-экспортных отношений привели к приостановке работы многих предприятий и уходу многих иностранных компаний с российского рынка. Это привело к развитию дефицита товаров в некоторых аспектах продовольственной системы и, как следствие, к росту цен на отдельные товары. А закрытие иностранных предприятий привело к увеличению числа безработных в стране.
Чтобы преодолеть все эти угрозы, необходимо принимать радикальные меры по развитию национального производства, разработке новых технологий и оборудования, налаживанию новых способов реализации товаров, развитию внутреннего рынка, поддержке отечественных производителей и т.д.
В условиях постоянного санкционного давления трудно создавать благоприятные условия для жизни своих граждан и стремиться к стабильному экономическому росту. Важно понимать, что отказ от импортных товаров и развитие собственного производства сейчас является для нас большой перспективой, и поэтому Правительство Российской Федерации должно направить свои усилия на поддержку отечественных производителей. Ведь стабильный рост экономики страны - это возможность противостоять всем перечисленным угрозам финансовой безопасности. Именно поэтому необходимо поддерживать национальную экономику, особенно сейчас, когда со всех сторон вводятся антироссийские санкции, стремящиеся подорвать экономику и социальную стабильность страны.
С помощью имитационных моделей можно осуществлять сценарное моделирование решений, планируемых на государственном уровне, и оценивать их результирующее влияние на социально-экономическое развитие страны. Имитационное моделирование должно с достаточной точностью описывать социально-экономические процессы, происходящие в реальной жизни. Правильность оценки состояния финансовой безопасности, в значительной степени, зависит от качества разработки имитационной модели, а также от наполнения ее достоверными данными с использованием специальных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время тема финансовой безопасности стала актуальной среди исследователей социально-экономического состояния национальной экономики в связи с тем, что она занимает доминирующее положение в системе обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации. В современной интерпретации финансовая безопасность означает стабильность и независимость национальной экономики по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Экономическая угроза со стороны внешнего мира вызвана быстрыми темпами глобализации, которая несет не только большие экономические риски, но и много позитивного для развития национальных экономик и для обмена товарами и услугами. Хотя взаимная торговля товарами также создает зависимость стран друг от друга и ослабляет экономическую безопасность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии финансовой безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Бигжанова, А. М. Угрозы финансовой безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А.М. Бигжанова // Молодой ученый. – 2021. – №13. – С. 221–225.
5. Варюха, А. О. Современные угрозы финансовой безопасности России / А.О. Варюха // Молодой ученый. – 2022. – №8. – С. 3–5.
6. Криворотов, В.В. Финансовая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2021. – 56 c.
7. Криворотов, В.В. Финансовая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: Юнити, 2020. – 351 c.
8. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2020. – 352 c.
9. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е.С. Матвеева // Молодой ученый. – 2020. – №3. – С. 367–369.
10. Орехова, Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. – М.: Инфра–М, 2020. – 319 c.
11. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. – М.: Инфра–М, 2021. – 576 c.
12. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. – М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
13. Селиванов, А.И. Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности / А.И. Селиванов // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 5. – С. 3–10.
14. Трошин, Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации / Д.В. Трошин // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 1. – С. 18–24.
15. Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю.А. Шеховцова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2021. – С. 34–37.
16. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити, 2020. – 295 c.
17. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. Манохиной Н.В. – М.: Инфра–М, 2021. – 224 c.
18. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2019. – 384 c.
19. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. МаилянаС.С., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2021. – 320 c.
20. Состояние показателей финансовой безопасности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schetuchet.ru/sostoyanie-pokazatelej-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii.
21. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.
22. Официальный сайт «Гарант». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.
23. Официальный сайт «Консультант +». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru.