Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Руководителями большинства организаций осознается, что знания являются причина инноваций и главным фактором производства отличающегося качеством товара или услуги.
Сегодня, знания выступают в качестве сущности эффективного развития и одного из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности.
Основным принципом любой успешной организации должно выступать распределение знаний, а также управление этими знаниями для обеспечения значительного роста и развития организации.
В современных обстоятельствах, когда наблюдаются быстрые изменения в технике производственной деятельности, конкурентоспособности, а также принципах осуществления управления необходимо владеть способами управления знаниями, умело применять интеллектуальные, нематериальные активы.
Цель данной работы – рассмотреть современные подходы к управлению знаниями.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие управления знаниями;
2) Определить значение управления знаниями;
3) Выделить этапы процесса управления знаниями;
4) Проанализировать подходы к управлению знаниями.
Объект исследования – управлению знаниями. Предмет исследования – современные подходы к управлению знаниями.
Информационной базой для написания данной работы послужили труды отечественных авторов по изучаемой проблематике исследования, наиболее известными из них являются: И.В. Гаврилова, К.В. Захарова, Т.А. Малащенкова, К.П. Гринюк и др.
Методы исследования: метод анализа, синтеза, сравнения.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические аспекты управления знаниями
1.1 Понятие управления знаниями
В первую очередь важно определиться с ключевыми понятиями этой области: «данные», «информация», «знания».
Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения.
Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы категоризированы, они становятся информацией. Она трактуется как совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл.
Знание же трактуется как информация, готовая к продуктивному применению, действенная, снабженная смыслом 12.
Знания представляют собой необходимую информацию, используемую по определенным правилам, а также согласно определенным процедурам и с учетом отношения (понимания, одобрения, игнорирования, согласия, отрицания и т. д.) использующих эти знания субъектов к данной информации.
Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно 9.
Источники знаний представлены на рисунке 1 2.
Рассмотрим характеристики знаний, как объектов управления в организации:
знания являются одновременно ресурсом и результатом деятельности,
они проявляют себя и на «входе» и на «выходе» системы,
их можно считать и «сырьем» и «готовым продуктом»,
носитель знаний в рыночной экономике – работник – одновременно является собственником, капиталистом и покупателем 6.
Рисунок 1 – Источники знаний
Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик в отличие от других организационных ресурсов:
ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;
в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;
между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия [11].
Итак, под управлением знаниями понимают систематические процессы, которые создают, сохраняют, распределяют и позволяют применять основные элементы, относящиеся к интеллектуальному капиталу, которые необходимы для успеха компании; стратегию, трансформирующую все виды имеющихся интеллектуальных активов в наиболее высокую производительность, высокую эффективность, а также новую стоимость.
1.2 Значение управления знаниями
Управление знаниями представляет собой важнейший инструмент в рамках деятельности компании, посредством которого могут быть решены трудные вопросы, вынуждающие их развивать передовые знания и с максимальной выгодой использовать их, что может объяснить условиями, которые связаны с 15:
стремительной быстрой переменой рыночного спроса;
глобальной конкуренцией;
текущими информационными технологиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безгинова, Ю.А. Практики управления знаниями в нефтяных компаниях Электронный ресурс / Ю.А. Безгинова, Т.А. Гаранина, Д.В. Кудрявцев, А. Ю. Плешкова // Открытое образование. – 2018. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-upravleniya-znaniyami-v-neftyanyh-kompaniyah (дата обращения: 05.12.2022).
2. Белова, Н.П. Управление знаниями в коммерческой организации Электронный ресурс / Н.П. Белова, Е.С. Ферафонтова // Вестник РУК. – 2019. – № 1 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-kommercheskoi-organizatsii (дата обращения: 05.12.2022).
3. Габдулина, А.С. Систематизация процессов управления знаниями на российских предприятиях (на примере ООО «Роберт Бош») Электронный ресурс / А.С. Габдулина, Н.А. Развейкина, Е.А. Хохлова // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-protsessov-upravleniya-znaniyami-na-rossiyskih-predpriyatiyah-na-primere-ooo-robert-bosh (дата обращения: 05.12.2022).
4. Гаврилова, И.В. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования / И.В. Гаврилова, К.В. Захарова, Т.А. Малащенкова // Молодой ученый. – 2017. – № 10 (114). – С. 655-659.
5. Гаврилова, Т.А. Управление знаниями с российским акцентом: победы и поражения / Т.А.Гаврилова, А.И.Алсуфьев, Л.О.Кокоулина // Инновации. - 2017. - № 1. - С.59-69.
6. Гринюк, К.П. Предпосылки формирования экономики знаний Электронный ресурс / К.П. Гринюк // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-formirovaniya-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 05.12.2022).
7. Денисова, Е.В. Организация управления знаниями как способ повышения их конкурентоспособности Электронный ресурс / Е.В. Денисова, Н.А. Чижов // Бизнес-образование в экономике знаний. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-upravleniya-znaniyami-kak-sposob-povysheniya-ih-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.12.2022).
8. Зимова, Н.С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях Электронный ресурс / Н.С. Зимова // Научный результат. Социология и управление. – 2019. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnedreniya-sistemy-upravleniya-znaniyami-v-rossiyskih-kompaniyah (дата обращения: 05.12.2022).
9. Круглов, А.А. Подходы к внедрению управления знаниями Электронный ресурс / А.А. Круглов // Молодой ученый. – 2018. – № 25 (211). – С. 75-76. – URL: https://moluch.ru/archive/211/51754/ (дата обращения: 05.12.2022).
10. Попова, Ю.Н. Различные подходы к управлению знаниями в современной компании Электронный ресурс / Ю.Н. Попова, Е.О. Белова // Новые технологии. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-upravleniyu-znaniyami-v-sovremennoy-kompanii (дата обращения: 05.12.2022).
11. Темник, Я.А. Система управления знаниями в современном конструкторском бюро: актуальность и перспективы / Я.А. Темник // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – С. 398-402.
12. Тугускина, Г.Н. Управление знаниями в современных организациях Г.Н. Тугускина, Л.В. Рожкова, О.В. Сальникова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 2 (50). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-sovremennyh-organizatsiyah (дата обращения: 05.12.2022).
13. Управление знаниями Электронный ресурс // НR-Portal.ru. – URL: https://hr-portal.ru/varticle/upravlenie-znaniyami-knowledge-management (дата обращения: 05.12.2022).
14. Фролов, Ю. В. Управление знаниями: учебник для вузов / Ю.В. Фролов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 324 с.
15. Цыгалов, Ю.М. Управление знаниями на предприятии Электронный ресурс/ Ю.М. Цыгалов, В.Н. Пуляева // Управленческие науки. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-na-predpriyatii-1 (дата обращения: 05.12.2022).