Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема, которая всегда имела место в истории Отечества – это проблема взаимоотношений между властью в государстве и культурой, наиболее остро проявилась в проведении цензурной политике XVIII века.
В любом государстве, ежедневно выпускается огромное количество печатной продукции, и поэтому цензура, в том числе и иностранная, всегда рассматривалась властями России как одно из главных средств контроля за печатной продукцией, состоянием умов, как один из главных способов идейного и нравственного воспитания населения страны.
Для того, чтобы обстановка в стране была спокойной и стабильной, цензура допускала к публикации ту информацию, которая, порой, была искажена, умалчивались некоторые факты.
Функции цензуры всегда оставались одними и теми же – контроль за печатной продукцией, репрессии по отношению к издательствам и их редакторам и журналистам, а вот значение - оно менялось в зависимости от той идеологии, которая господствовала на данном промежутке развития государства.
Самым распространенным чтением в России XVIII века, были материалы, которые ввозились из – за границы, сочинения отечественных журналистов того времени, также издавались в стране, поэтому суть и методы работы цензуры были явно видны.
Если говорить простым языком, цензура является той пограничной линией, которая разделяет политику и просвещение.
В 1990 – е годы, в России, в связи с переходом к обществу с новой формацией, очень остро встал вопрос об отмене цензуры и праве народа на свободу слова.
27 декабря 1991 года в России был принят закон «О средствах массовой информации», который имеет силу и сегодня. В статье 3 этого закона прописано, что цензура средств массовой информации не допускается.
Кроме того, не допускается и создание каких – либо органов, в задачи которых входят функции осуществления цензуры. То есть, любой представитель общественности или простой человек имеет право высказывать свою точку зрения не только в печати, но и в любых других средствах массовой информации, а также в общении между собой.
Жизнь идет своим чередом и диктует нам свои условия, поэтому все громче стали слышны требования о том, что отношение к свободе слова необходимо пересмотреть, вводить ограничения в информации, что тесно связано с различными злоупотреблениями в подаче информации населению.
Откровенная ложь, неуважение к личности человека, призыв к действиям, которые нарушают действующие законы, полное отсутствие объективности и многое другое – все это негативно сказывается на настроении народа, подрывают уважение к существующей власти и дезориентируют население, подрывая, в конечном итоге, устои демократии.
На сегодняшний день, никто не может определить рамки контроля за средствами массовой информации, хотя эти вопросы постоянно возникают и в Государственной Думе, и Администрации Президента.
Нет единого мнения по этому вопросу, хотя имеют место случаи обращения в суды за оскорбления или несогласие с позицией печати.
Законодательная база по печати, которая существует в стране, требует серьезной корректировки, особенно в свете последних событий в мире. Считаю, что для этого, необходимо изучить опыт цензурной политики, которая существовала и проводилась в Российской империи.
Те взаимоотношения правительства и журналистики, механизмы контроля, соотношения законодательной базы и цензурной политики – все это вместе взятое, представляет собой богатый опыт, который может стать подспорьем для решения тех проблем, которые сегодня стоят перед органами печати и обществом, так как они во многом схожи с проблемами, которые стояли перед самодержавием того далекого времени.
Целью моей работы – является просмотр развития цензуры в России XVIII века и дать полную характеристику цензурной политики при Екатерине II и Павле I.
Задача, которую я перед собой ставлю – изучить историю понятия «цензура» с древних времен и как работал аппарат цензуры в XVIII веке.
Предметом моего исследования будет – процесс развития цензуры в России в XVIII веке.
Объектом моего исследования является процесс развития цензуры в России XVIII века.
Глава I
1. ЦЕНЗУРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Название «цензура», свое начало берет во времена Древнего Рима, от слова ценз, что означает – перепись или оценка имущества.
В V веке до нашей эры, на народном собрании избирались два высших должностных лица, которые и стали называться цензорами.
В обязанности этих лиц входило один раз в пять лет производить перепись всех граждан римской империи, которые обязаны были под присягой сообщить о своем денежном, возрастном и семейном положении.
Кроме переписи населения, цензоры должны были контролировать государственное имущество, руководить общественными работами и следить за нравами в обществе.
Уже в те далекие времена, были определены, и довольно основательно, функции цензуры.
На сегодняшний день цензура – орган властных структур, который контролирует печать и средства массовой информации всех типов.
Этот же термин применяется к системе государственно – административных учреждений, которые осуществляют контроль за средствами массовой информации.
Если рассматривать цензуру с юридической точки зрения, то согласно «Закона о средствах массовой информации», цензурой называется требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных организаций предварительно согласовывать все сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, и их отдельных частей.
Согласно Конституции Российской Федерации, в нашей стране гарантируется свобода массовой информации. Цензура – запрещена.
Официально, те учреждения, которые проверяют печать, стали называться цензурой еще в XVIII веке. Однако, контроль, по сути, появился гораздо раньше, чем оформилась сама система.
Первоначально, появилась цензура в церкви. В 1471 году, римский папа Сикст IV издал указ, в котором указывалось, что ни одна церковная книга не может быть напечатана без рассмотрения и одобрения духовных лиц.
Ввиду того, что не было создано ни одно цензурное учреждение, этот указ был не выполнен.
Архиепископ Майнца, на территории, которая была ему подчинена, в 1486 году, создал первое цензурное учреждение.
Папа Александр VI, в 1492 году, вводит надзор в Церковной области, а впоследствии – в Кельнском, Трирском и других архиепископствах.
Этому примеру последовали светские правители. Одним из первых – стал император Карл V.
В Древней Руси, во времена правления Ивана IV Грозного, в 1551 году был проведен Стоглавый собор, который выпустил сборник «Стоглав».
В этом сборнике были предложены решения большого количества важных проблем того времени.
В основном, речь шла о написании религиозных книг, которые писцы писали с ошибками, не произведя правку текста в последствии, а в церквях по этим книгам учат и читают молитвы.
Глава «О книжных писцах» давала духовным властям возможность конфискации таких рукописей. Этим была введена предварительная цензура всех церковных книг, которые в последствии, поступали в продажу.
Кроме того, собором было предложено произвести ревизию всех церковных книг, а неисправленные книги – изъять.
И, хотя, эти меры можно смело назвать последующей цензурой, назвать их полноценной никак нельзя, ввиду того, что само понятие – цензура, появилось лишь спустя два века.
Условно, можно назвать это «працензурным» явлением.
Ввиду того, что «Стоглав» не является единственным в своем роде документом, который бы ограничивал свободу слова, необходимо рассмотреть и остальные примеры для того, чтобы понять, с какими наработками по оценке цензурного багажа, вошла Россия в XVIII век.
На протяжении многих лет, церковь боролась с ересью и инакомыслием, а цензура, как стало уже понятно, была тесно связана с церковью.
На Руси, были распространены народные лубочные произведения, на которые, церковь вынуждена была обратить свое внимание.
Патриарх Иоаким, в 1674 году издает указ, в котором было отмечено, что некоторые ремесленники вырезают на досках изображения святых, не имея при этом, навыков в иконописи, искажая лики святых, принося тем самым изображаемым святым бесчестие, и продает, в последствии, эти печатные листы. Народ покупает эти листы и украшает ими свои дома не для почитания святых, а для красоты.
В своем указе, патриарх напоминает, что с древних времен иконы писались на досках, а не на листах. Кроме этого, в указе запрещалось изготавливать и продавать такие произведения, а сами печатные листы – необходимо было уничтожить. Также указывалось на то, что за такую работу необходимо было штрафовать умельцев.
В 1684 году, в Соборном постановлении, был повторен запрет на продажу у Спасских ворот в Москве выписки из книг божьего писания.
Все церковные действия по искоренению ереси и иноверия, вызывали в среде оппозиции бурные протесты, которые привели к вооруженному восстанию в Соловецком монастыре.
Эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных текстов, в которых обличались церковные власти, о чем свидетельствует указ, который появился в 1682 году, который и запрещал распространение той литературы, которая содержала рассуждения на религиозные темы.
Однако, не смотря на запреты, во время Московского восстания 1682 года литература старообрядцев все равно распространялась.
К середине XVII века, в центре России уже образовалась давольно большая аудитория читателей, которая и потребляла всю эту разнообразную литературу.
В Москве, на пример, белое духовенство было грамотным на сто процентов, черное духовенство и купечество, насчитывало более семидесяти процентов грамотных, дворяне имели в своем составе пятьдесят процентов грамотных, посадские люди – двадцать процентов, а крестьяне, которые появились в столице – насчитывали пятнадцать процентов грамотных людей. И при этом, потребности в литературе постоянно росли.
Аппарат управления государством, также испытывал потребность в получении информации. По этой причине, в начале XVII века в структуре управления появляется, еще малозначимый, Приказ книг печатного дела, а за тем и Печатный двор.
В период с 1621 по 1701 года, в России выходила рукописная газета «Куранты», которая давала возможность царю и окружению получать свежую информацию из разных стран.
Церковь, которая оказывала на российское общество большое влияние, в любом случае контролировала всю рукописную и печатную продукцию, которая выходила в России в те времена.
Осуществлять контроль за потоком информации тех лет, было совсем не сложно, так как вплоть до начала XVIII в России ежегодно выходили одна или две книги, которые носили, в основном, религиозный характер.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в период образования русского государства, монополией на всю рукописную и печатную продукцию обладала русская православная церковь. Цензура, в полном понимании этого слова, появилась гораздо позже.
Все начало меняться с приходом к власти Петра I.
ГЛАВА II
1. ЦЕНЗУРА ПРИ ПЕТРЕ I
Придя к власти, Петр I начал проводить различные реформы, которые коснулись всех сторон жизни России.
В первую очередь, для того, чтобы укрепить свою власть, Петр I должен был преодолеть то влияние церкви, которое наблюдалось в стране того времени.
Церковь тормозила культурное развитие общества, хотя ранее, она выполняла просветительскую роль в государстве. В связи с этим, Петр I провел в отношении церкви ряд реформ, которые должны были положить конец монополии церкви на печать и издание книг.
Петр I провел реформу шрифта и сам сделал первые эскизы нового алфавита. В 1708 году и был составлен и стал вводиться в повседневную жизнь гражданский алфавит.
Царь даже определил, какую литературу каким шрифтом набирать: «Сими литеры печатать исторические и манифактурные книги».
«Геометрия славенски землемерие» - это была первая книга, которую правил царь, и была издана в 1708 году.
С этого момента, светская власть сосредоточила в своих руках всю материальную базу печати.
Россия того времени не имела фабрик по производству бумаги, поэтому, было принято решение о строительстве бумажных фабрик, чтобы не завозить бумагу из – за границы.
Возникли и первые типографии, что дало толчок к бурному развитию книгопечатания. Уже в первой четверти XVIII века, в России была издана 561 книга, из которых 300 – гражданских книг.
Все находилось под контролем Петра I, и без его ведома ни один печатный станок не печатал ни слова.
Петр I столкнулся с проблемой использования печатной продукции как оружия в период войны со Швецией. Дело в том, что к шведам случайно попал русский печатный станок, и они стали печатать на немвоззвания к русскому народу.
Царь вынужден был издать указ о том, чтобы таким посланиям не верили, так как они призывали народ к возмущению. Также было запрещено держать у себя подобные письма и отлавливать тех, кто распространял их.
Это был первый документ, который имел отношение к военной цензуре.
Находясь за рубежом России, Петр I познакомился с периодической печатью, и стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» в 1702 году, так как понял всю важность печатного слова для дальнейшего развития России.
До наших дней, сохранился один экземпляр неопубликованной газеты «Ведомости», который свидетельствует о том, что газета проходила определенную цензуру, о чем говорят и архивные данные, которые имеют неопубликованные рукописи и отдельные их страницы.
Так как газета выходила только с разрешения царя, то и содержание говорило само за себя: сообщение о том, сколько пушек отлили и сколько понадобится меди для этого, могло быть сделано только с разрешения царя. Информация такого рода, обычно является тайной.
Большая часть материалов, которые печатались в газете, проходила через Петра I. Международная информация, которую доставляли из – за рубежа(газеты) просматривалась царем или его кабинет – секретарем. Наиболее важная информация, которая была ими отмечена, переводилась на русский язык и отправлялась в типографию.
Основным видом цензуры при Петре I становится светская цензура, которая производилась непосредственно царем и его ближайшими помощниками.
Конкуренцию создавала церковная цензура, которая продолжала сохранять свои позиции в этом вопросе.
Для ее ограничения, Петр I в 1720 году издает указ, который запрещал печатать церковные книги без цензуры Духовной коллегии. Этим же указом был утвержден централизованный порядок контроля за выпуском религиозной литературы, при этом было предписано принимать участие в цензуре только светским лицам, из которых и состояла духовная коллегия.
Был, также, утвержден «Духовный регламент», в котором указывалось что читать и проповедовать.
Кроме светской и духовной литературы, существовал и неконтролируемый народный поток информации. Он охарактеризовался массовым производством лубка.
Для того, чтобы контролировать и этот поток информации, в Москве, Петром I была учреждена Изуграфическая палата, без разрешения которой, эта литература не могла появиться на свет. Но на это никто не стал обращать внимания, и лубочная литература продолжала самовольно выходить в свет.