Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная система образования вновь и вновь переживает
серьезные реформы, ориентированные на приведение его в соответствие с требованиями и
запросами общества, достижениями науки и техники. В связи с процессом глобализации и
интеграции повышается интерес к изучению иностранных языков. Данный интерес способствует
развитию методов и технологий обучения языку, с помощью которых не только обеспечивается
достижение поставленных целей обучения, но и поддерживается мотивация учащихся. В то же
время, новые педагогические технологии предполагают осознанную потребность в усвоении
знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам. Это является следствием
целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической
среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Активное развитие информационных и компьютерных технологий в последние годы расширяет
арсенал методов и средств обучения. Сейчас практически в каждой школе наглядные бумажные
пособия все больше уступают место электронным, на уроках все чаще используются презентации,
интерактивные доски, делающие обучение не просто более наглядным и комфортным, но и
соответствующим достижениям науки последнего времени.
Глава 1. Сущность и особенности использования Интернет-технологий в обучении иностранного
языка
3
1.1. Особенности использования ИКТ в обучении
В методике преподавания иностранного языка есть множество технологий. Они постоянно
развиваются и изменяются. Но на сегодняшний день на первое место выходит применение
информационных технологий, которые обширно используют как в обучении грамматики,
введении лексики, так и в овладении разными навыками письма и, разумеется, говорения. Одним
из самых лучших способов развития навыков говорения и письма являются упражнения
аутентичного характера. К примеру, написание рекламы, брошюры или истории для публикации.
В такой ситуации учащиеся оттачивают писательские навыки, а также вырабатывают навыки
публицистического стиля, пробуют себя в качестве издателей .
При этом неоценимую роль здесь играет знание информационных возможностей и ресурсов и
технологий Интернета, где учащиеся могут найти как пошаговые инструкции написания брошюры
или статьи, так и мультимедийные программы, и книги, которые снабжают необходимым
графическими, видео и аудио материалами.
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без
знания ИКТ. Можно также с уверенностью свидетельствовать, что качество современных бытовых
условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его вероятностей
пользоваться средствами ИКТ .
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность
которого заключается в том, что преобладающим типом деятельности в области общественного
производства является сбор, продуцирование, накопление, хранение, обработка, использование и
передача информации, что осуществляется на базе современных средств вычислительной и
микропроцессорной техники, а также на основе различных средств информационного обмена.
Информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) – это обобщающее понятие,
которое описывает разные механизмы, устройства, способы, алгоритмы обработки
информационных данных. Наиболее важными современными устройствами ИКТ являются
компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, и средства
телекоммуникаций вместе с размещенными на них данными.
Итоги обучения должны демонстрировать развитие и формирование ИКТ - компетентности в
сфере использования информационно-коммуникационных технологий. В словаре Ушакова
компетентность – это авторитетность и осведомленность. На основании двух определений можно
отметить, что ИКТ - компетенция представляет собой осведомленность, которая позволяет с
помощью информационно-коммуникационных технологий находить самостоятельно,
анализировать и отбирать необходимые данные, а также передавать и хранить их.
Такая компетенция подразумевает, что, человек, который ей владеет, может принимать решение,
какая информация ему необходима, как и где ее можно получить, «откуда и с помощью каких
средств ее можно получить, какая коммуникативная среда и как должна быть задействована…,
при помощи каких информационных средств будет решаться задача и как будет использован
итог» .
В современных системах образования получили обширное распространение универсальные
офисные прикладные программы и средства ИКТ: электронные таблицы, текстовые процессоры,
системы управления базами данных, программы подготовки презентаций, графические пакеты,
органайзеры и т.п.
1.2. Сущность обучения иностранному языку с помощью Интернет-технологий
4
В отличие от многих УМК Интернет-ресурсы дают большой объем аутентичного материала,
который нужен для полноценной жизни и существования человека в современном социуме.
Современное занятие не представляется без использования информационных технологий. При
этом учитель может их применить на различных стадиях урока любого вида. Любую лекцию,
объяснение можно оживить использованием и введением Интернет-ресурсов .
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на
основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для
представления информации и для процесса образования в целом.
Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических
средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.) .
Современные средства приема и передачи информации практически снимают ограничения по
объему транслируемой информации, при этом вид информации не имеет особого значения. Так
же современные средства информационного взаимодействия позволяют устанавливать контакты
с самыми удаленными уголками планеты и специалистами.
Всемирная мультимедийная среда позволяет образовательным учреждениям не только получать
информацию из Всемирной сети, но и распространять собственную информацию. Это позволяет
образовательному учреждению продемонстрировать свой научный, практический и социальный
потенциал.
При реализации возможностей технологии телекоммуникации в системе образования происходит
изменение структуры и формы информационного взаимодействия участников процесса обучения.
Таки образом, происходит изменение самого процесса обучения. Это происходит потому, что
технологии телекоммуникации позволяют повысить доступность информации, хотя доступность
информации не означает автоматического повышения уровня образования.
Также при использовании технологии телекоммуникации позволяет вовлечь огромное количество
специалистов в процесс обучения, что позволит повысить качество образования. Так же повысится
скорости и объемы обработки, сбора, передачи различной информации в том числе: учебной,
научной, методической литературы, различных проектов, информации о практической
деятельности преподавателей.
Очевиден тот факт, что материалы сети Интернет обладают высоким дидактическим
потенциалом, что позволяет решать ряд дидактических и учебных задач, к примеру:
использовать иноязычные аутентичные материалы, которые содержат в себе актуальные
данные по исследуемой тематике;
использовать разные формы работы на уроке;
обучать дистанционно;
организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
формировать умения во всех видах речевой деятельности;
формировать социокультурную и коммуникативную компетенции;
развивать навыки проектной и информационной деятельности;
развивать регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные УУД и т.д.
5
Следовательно, использование современных информационных технологий на уроках английского
языка способствует интенсификации процесса обучения иностранным языкам .
Что касается выработки развития навыков произношения, то здесь есть большой выбор
информационных программ, которые предлагают пообщаться с носителями языка в рамках
видеоконференций или осуществить простой разговор, к примеру, в режиме программы Skype.
Глава 2. Современные онлайн конструкторы интерактивных заданий
2.1. Виды онлайн конструкторов интерактивных заданий
Существует большое количество Интернет-ресурсов для создания интерактивных упражнений.
Они могут быть схожими по своим функциональным возможностям, а могут отличаться между
собой как функционалом, так и интерфейсом.
1. LearningApps.org - http://learningapps.org/ - является приложением Web 2.0 для поддержки
обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули
могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или
создавать в оперативном режиме.
2. Конструктор пазлов - Puzzle It! - http://puzzleit.org/ - это игра-головоломка «Пазл», и главной ее
частью являются изображения пользователя. Вы можете легко и быстро создать головоломку
практически из любого изображения.
3. Ребус номер один - http://rebus1.com/ - На сайте собраны тысячи увлекательных ребусов для
детей и взрослых с ответами, а так же криптарифмы, логические игры, загадки со спичками. При
помощи генератора одним нажатием кнопки можно превратить в ребус любое слово или фразу.
2.2. Методика создания интерактивных заданий
В качестве одного из примеров сетевых сервисов для создания обучающих заданий можно
привести сервис Educaplay (http://www.en.educaplay.com). Разработчиком является
Adrformacion.com.
Educaplay – бесплатное онлайн-приложение, позволяющее создавать большое количество
разнообразных интерактивных заданий для обучения. Преподавателям, чтобы организовать
учебную деятельность, не требуется загружать и устанавливать какое-либо программное
обеспечение. Единственное, что требуется для этого – наличие веб-браузера с флеш-плагином.
С помощью данного сервиса можно создать (Рис. 1):
задания по интерактивной карте;
задания для прослушивания и чтения диалогов;
игры на поиск соответствия;
слайд-шоу;
загадки;
диктанты;
задания на поиск слов;
6
видеовикторину;
задания на заполнение пропусков;
задания на составление слов из букв;
викторины;
кроссворды;
задания на составление предложений из слов.
Данный сервис можно использовать, как для усвоения новых знаний, так и для закрепления
пройденного материала.
Например, для обучения диалогической речи наибольший интерес представляют задания для
прослушивания и чтения диалогов. Несомненным достоинством данного сервиса является то, что
при работе с диалоговыми ситуациями у обучающихся задействуется, как визуальный канал
восприятия информации, так и аудиальный: обучающийся видит перед собой диалог и может
прослушать его в двух режимах – полностью, без пауз, или по репликам. Во время прослушивания
в режиме без пауз обучающийся воспринимает иноязычную речь в целом. Режим прослушивания
по репликам позволяет тренировать произношение и запоминать отдельные речевые клише,
необходимые в общении.
Для отработки усвоенного материала отлично подходят задания на заполнение пропусков в
предложениях или тексте, составление предложений из слов. Для закрепления лексики –
кроссворд, поиск спрятанных слов в паззле, составление слов из букв.
Заключение
В настоящее время технологии развиваются достаточно стремительно, поэтому использование
современных средств на уроках иностранного языка становится неотъемлемой частью учебного
процесса. Современные технологии позволяют сделать урок более наглядным и интересным, это
помогает учащимся запомнить и усвоить информацию гораздо быстрее, а самое главное намного
качественнее. Внедрение современных технологий повышает результативность обучения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, которое
описывает разные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Наиболее
важным современным устройствами ИКТ являются компьютер, который снабжен
соответствующим программным обеспечением и средствами телекоммуникаций вместе с
размещенной на них информацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования [Текст]: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 января 2011 №46]: офиц. текст/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.
2011. – 25с.
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи// Иностранные
языки в школе. – 2012. – №3 – с. 20.
7
3. Гладкова, О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку / О. К. Гладкова //
Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 93-95.
4. Ефимова, Р. М. Некоторые особенности обучения взрослых иностранному языку
[Электронный ресурс] / Р. М. Ефимова. – 2008. – Режим
доступа:http://www.pglu.ru/lib/publications/University…/uch_2008.
5. Кабакчи, М. А. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском
языке в условиях краткосрочных курсов: Автореф. канд. пед. наук / М. А. Кабакчи. – СанктПетербург, 2002. – 21 с.
6. Коробова О. В. Обучение произношению английского языка [Текст] / О. В. Коробова //
Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь
2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 83-85.
7. Лазарева, Э. А. Использование коммуникативных стратегий вежливости в Американской
интернет-рекламе. Под ред. А. П. Чудинова / Э. А. Лазарева, Г. Н. Тельминов // Политическая
лингвистика: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Екатеринбург, 2010. – Вып. 3 (33). – С. 151.
8. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных
обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом // Среднее профессиональное
образование. - 2011. - № 11. - С. 51–53.
9. Миронова, П. В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в
техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-
1147.
10. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»,
2012. – 336 с.
11. Петрова, О. Н. Роль факультативного курса по иностранному языку в формировании
подъязыка специальности / О. Н. Петрова, Н. П. Староверова // Гуманитарные науки, 2012. – №
3(7). С. 71-75.
12. Подласый М. П. Педагогика. – М.: Высшее образ-е, 2013. – 540 с.
a. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ. – 2015. – №2,3. – с. 27-34.
13. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2014. – 361 с.
a. Старкова, Д. А. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному
языку [Электронный ресурс] / Д. А. Старкова, Т. В. Польшина // Педагогическое образование в
России. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-osobennostiobucheniya-vzroslyh-inostrannomu-yazyku
14. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии:
дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. - № 1(17). - С. 120–133.
15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис Вики в обучении
иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2014, №5.
16. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В.
Титова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. - 267 с.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики,
2014. – 519 с.
8
18. Ходакова, А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: Новые
возможности и перспективы. (Учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0
технологий в обучении английскому языку) / А.Г. Ходакова, Н.В.Ульянова, И.В. Щукина. – Тула:
Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. – 100 с.
19. Цатурова И.А., Петухова А.А. Информационные технологии в обучении иностранным
языкам. – М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.
20. Штурба Я.Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных
технологий // Филологические науки. - 2012. - № 7 (18). - С. 222–225.
21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -
М., Просвещение, 2014. – 184 с.
22. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 2015.
– 250 с.
23. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. – 2016. – №9. – с.
28-33.
24. Web 2.0 tools for teachers / Nik Peachey, Learning technology Consultant -
http://www.scribd.com/doc/19576895/Web-20-Tools-for-Teachers
25. Educaplay [Электронный ресурс] URL: http://www.educaplay.com
26. LearningApps.org [Электронный ресурс] URL: https://learningapps.org
27. StudyStack [Электронный ресурс] URL: http://www.studystack.com