Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. На сегодняшний день без формирования и совершенствования различных форм управления реформа российской экономики неосуществима. Одна из форм - это малый бизнес. Малое и среднее предпринимательство - это сектор экономики, характеризующийся мелкосерийным производством.
Из-за ограниченных финансовых, сырьевых и трудовых ресурсов сектор подвержен влиянию внешней среды. В то же время малый бизнес считается наиболее ликвидной экономической единицей и не требует важных систем управления.
Как показал опыт развитых стран, малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике, поскольку их развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка необходимыми качественными товарами, а также создание новых и дополнительных возможностей трудоустройства, которые решает многие насущные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт крупнейших стран современного мира доказал, что в любой национальной экономике необходим высокоразвитый и эффективный сектор малого бизнеса. Развитие малых предприятий является одним из условий трансформации российской экономики в конкурентоспособную и устойчивую экономику, а также для обеспечения стабильности социальной сферы. Поэтому тема курсовой работы - современная жизнь в Российской Федерации.
Несмотря на серьезность проблем, связанных с предпринимательской деятельностью, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Сегодня в Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Предметом исследования в проектной работе выступает малый бизнес.
Объект исследования – малый бизнес в России.
Цель исследования – рассмотреть малый бизнес в структуре национальной экономики России.
В соответствии с указанной целью поставлены перед собой следующие задачи:
рассмотреть сравнительный анализ в структуре национальной экономики России;
изучить малый бизнес в структуре национальной экономики: сущность и преимущества;
охарактеризовать экономические характеристики малого бизнеса;
определить проблемы формирования малого бизнеса.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по теоретическим и прикладным вопросам, посвященные анализу финансового состояния субъектов малого предпринимательства и их государственного финансового регулирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории финансов института малого предпринимательства и его государственной финансовой поддержки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной финансовой поддержки и предложений по расширению применения финансовых инструментов такой поддержки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретические основы формирования и функционирования малого бизнеса в структуре национальной экономики России
1.1 Понятие, сущность и сравнительный анализ малого бизнеса в России
В научной литературе «предпринимательство» как экономическая категория впервые было введено в обращение Р. Кантильоном в XVIII в. и понималось как активное экономическое поведение, основной характерной чертой которого является риск.
В середине XX в. Й. Шумпетером была сформирована теория предпринимательства, в которой центральное место занимает инновационная концепция. Предприниматели являются движущей силой экономики, функцией которых является осуществление новых комбинаций, то есть реализация нововведений. Й. Шумпетер рассматривает инновации в качестве новой комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом. Так, выделяется четвертый фактор производства – предпринимательские способности. В данной концепции была заложена роль инновационной деятельности как фактора, влияющего на развитие экономической системы.
В современной научной литературе предпринимательство рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность, направленная на реализацию инноваций для создания новых или усовершенствования существующих продуктов, осуществляемая на свой риск, с целью получения прибыли
Структурные изменения являются основой экономического роста и отражают уровень научно-технического и промышленного развития. Российская экономика характеризуется противоречиями развития: с одной стороны, это рост ВВП, с другой стороны, сильная деформация и деиндустриализация экономической структуры, что негативно сказывается на экономической безопасности и конкурентоспособности страны. Для обеспечения масштабных структурных изменений в физических секторах экономики необходима новая модель развития, способная обеспечить системную трансформацию экономической структуры и активное развитие промышленности на основе новых технологий. Малое предпринимательство рассматривается как сложная и динамическая экономическая система. В данном случае МП представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, создающую новые качественные характеристики, не присущие отдельным элементам. Также выделяются такие отличительные черты МП, как самостоятельность и возможность саморегулирования. Стоит отметить, что подход не раскрывает функций субъектов хозяйствования в экономике, а выделяет горизонтальные и вертикальные связи взаимоотношений в процессе создания, доведения товаров и услуг до потребителя. В рамках данного подхода МП рассматривают также как отдельную подсистему общей экономической системы.
В основе второго подхода лежит исследование данной категории как сектора экономики. Представители данного направления рассматривают хозяйственные субъекты как сложную совокупность их взаимосвязей,
различающихся местом в социально-экономической структуре. Очевидно, что подход к пониманию МП как системы является более полным, в отличие от сектора экономики, так как совокупность взаимосвязанных между собой хозяйственных субъектов образует экономическую систему. В данном подходе сектор МП является элементом хозяйственной системы.
Следующий подход характеризует малое предпринимательство как вид экономической деятельности, отличающийся целенаправленностью, инициативностью, креативностью, а также инновационностью.
Следует учесть тот факт, что данную деятельность необходимо осуществлять в соответствии с законодательством страны.
Анализ приведенных подходов к определению категории «малое предпринимательство» показал отсутствие единого понимания данной дефиниции. Авторы данной статьи придерживаются подхода к пониманию категории «малое предпринимательство» как вида экономической деятельности, направленного на реализацию инноваций, с целью максимизации прибыли, осуществляемого малыми формами хозяйственных субъектов, в соответствии с законодательством страны. При этом МП представлено не только в виде совокупности хозяйственных элементов, взаимосвязанных между собой, но также включает специфическую, рискованную деятельность
на инновационной основе.
В мировой практике известны различные подходы к отнесению субъекта хозяйствования к «малому предпринимательству». В экономической литературе выделяется три группы критериев, определяющих категорию МП:
1) количественные;
2) качественные;
3) комбинированные.
К количественным критериям относятся такие показатели, как численность сотрудников организации, выручка от реализации товаров, суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий.
Структура национальной экономики включает в себя отрасли, производства, комплексы и секторы. Составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в соответствии с различными экономическими характеристиками. Для более точного анализа национальной экономики в экономических исследованиях используются такие понятия, как сферы, отрасли, межведомственные комплексы и секторы экономики. В свою очередь, экономическое поле делится по участию в создании совокупных общественных продуктов и национального дохода. Общественное производство делится на две области: материальное производство и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. 2007. 31 июля.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 11.06.2021) // «Российская газета» от 30.12.2008
4. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876ab 0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/ (дата обращения: 06.12.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 06.12.2022).
6. Аббасова, О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса [Текст] / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10-14.
7. Байбекова, Э. Ф. Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства [Текст] / Э. Ф. Байбекова, Н. А. Белицкая. // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – С. 71-73.
8. Бондаренко, Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика [Текст] / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93-96.
9. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст] / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
10. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов [Текст] / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 330с.
11. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 229 с.
12. Досова, А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса [Текст] / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – №3 (18). – С. 20-25.
13. Коба, Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России [Текст] / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91-98.
14. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
15. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
16. Кулмаганбетова, А. С. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса: теория и практика оценки (по материалам предприятий Казахстана): монография [Текст] / А. С. Кулмаганбетова, И. Н. Дубина, Ж. Б. Рахметулина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 166 c.
17. Малый и средний бизнес / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/smallBusiness (дата обращения: 06.12.2022).
18. Маслов Д.В. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством – 2-е изд. (эл.). [Текст] / Д.В. Маслов, Э.А. Белокоровин. – М.: ДМК Пресс, 2018. - 193 с.
19. Муравицкая Н.К. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок формирования бухгалтерской отчетности на малых предприятиях: монография [Текст] / Муравицкая Н.К. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 134 c.
20. Мурзин, Д. А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Д. А. Мурзин, Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 261 с.
21. Мусинова, Н.Н., Сираждинов Р.Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / Н.Н. Мусинова // Вестник университета. 2019. № 9. - 20-25 c.
22. Никифоров, О. А. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Никифоров, Н. В. Боркина, А. Н. Першиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
23. Официальный информационный портал Малого Бизнеса в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://мойбизнес.рф (дата обращения: 06.12.2022).
24. Официальный сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://corpmsp.ru/ (дата обращения: 06.12.2022).
25. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics /05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 06.12.2022).
26. Роль малого бизнеса. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/457860/ (дата обращения: 06.12.2022).
27. Роль малого бизнеса для развития экономики. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2437513/page:4/ (дата обращения: 06.12.2022).
28. Савастенок, Я.А. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ [Текст] /Я.А. Савастенок // Форум молодых ученых. 2019. № 1-3 (29). - 149-151 c.
29. Саидова, Г.А. Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса [Текст] / Г.А. Саидова // Вестник науки и образования. 2019. № 10-4 (64). - 56-58 c.
30. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.htm (дата обращения: 06.12.2022).
31. Чеберко, Е. Ф. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов [Текст] / Е. Ф. Чеберко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
32. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов [Текст] / Е. Ф. Чеберко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 420 с.
33. Шевцова, В.В. Развитие малого предпринимательства в России [Текст] / В.В. Шевцова // Актуальные исследования. 2022. – №5 (84). – С. 83-87.
34. Щеглов, В.Ю. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России [Текст] / В.Ю. Щеглов, А.О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. №1. – С. 31-36.