Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Характеристика познавательной активности в развитии младших школьников 10
Выводы по 1 главе: 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 14
2.1 Диагностика познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в условиях образовательной деятельности в детском саду 14
2.2. Методические приемы и рекомендации, способствующие активизации познавательной активности по средствам креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения 21
Выводы по главе 2: 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики является активизация школьных уроков. Преподаватели часто отмечают, что учащиеся равнодушны к новым знаниям, не хотят учиться, уровень познавательных интересов очень низкий. И для решения этих задач стараются использовать еще более эффективные модели, методы, формы и условия обучения. Несмотря на это, в их работе усиливается контроль над учебным процессом, либо они пытаются интенсифицировать передачу и получение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных технологий и резервных способностей психики.
Важнейшей задачей системы образования является развитие познавательной деятельности, интеллектуальной деятельности.
Познавательную деятельность, в широком смысле, можно определить как степень выраженности познавательных мотивов в процессе обучения. Познавательные мотивы, возникающие из познавательной потребности, имеют своей целью приобретение знаний. На основе познавательных мотивов формируется познавательный интерес, сочетающийся с содержанием обучения и познавательной деятельностью, связанной с процессом обучения.
Проблема познавательной деятельности в педагогике, методов, приемов и приемов формирования знаний и интереса у детей, ее развития и расширения является основной в педагогике. В рамках тщательного углубленного изучения познания у детей младшего школьного возраста не только со стороны учебной деятельности, но и с применением дополнительных методов воздействия была выбрана тема исследования.
В структуре программы начальной школы «литературное чтение» является предметом, который ставит своей целью приобщение младших школьников к искусству слова, учит правильно и выразительно читать, формирует умение понимать идейный строй произведения и высказывание собственного мнения. Правильное чтение не может представлять собой дословное чтение.
Чтение должно способствовать развитию интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей младшего школьника. Надо сказать, что чтение активизирует познавательную деятельность на занятиях по литературному чтению. В процессе познавательной деятельности субъект овладевает определенными формами, умениями и навыками, с которыми обучаемый обучается. Здесь необходимо рассказать о причине обучения литературному чтению на уроках.
Мотив ориентирует младшего школьника на какой-то аспект учебной деятельности, что связано с субъективным отношением школьника к нему.
Следует отметить, что в основу познавательной деятельности входят такие качества, как:
- любопытство;
- находчивость и воображение;
– альтернативное мышление;
- креативность;
- оригинальность;
– гибкость;
- независимость;
- широта и глубина мысли.
Чтение должно способствовать развитию интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей младшего школьника. Надо сказать, что чтение активизирует познавательную деятельность на занятиях по литературному чтению. В процессе познавательной деятельности субъект приобретает определенные формы, навыки и умения, которыми обучается обучающийся. Здесь необходимо поговорить о причине обучения литературному чтению на уроках.
Мотив ориентирует младшего школьника на тот аспект учебной деятельности, который связан с субъективным отношением школьника к ней.
Следует отметить, что в основу познавательной деятельности входят такие качества, как:
- любопытство;
- находчивость и воображение;
– альтернативное мышление;
- креативность;
- оригинальность;
– гибкость;
- независимость;
- широта и глубина мысли.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1. Важная роль изучения развития познавательной активности младших школьников для современной школы;
2. Недостаточная разработка в научной литературе способов развития познавательной активности младших школьников на уроке литературного чтения;
3. Возможность реализации одного из способов познавательной деятельности через компетентностно-ориентированные задания.
Проблема исследования состояла в поиске методических путей повышения познавательной активности учащихся в начальной школе.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: компетентностно-ориентированные задания как средство развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения в начальных классах
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития познавательной активности младших школьников;
3. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников
4. Проверить полученные результаты экспериментально.
Методологическая основа исследования: принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в научном познании (В.С. Безрукова, А.П. Беляева, Э.Г. Исаева, В.Н. Максимова, М.И. Махмутов и др.); психологические теории деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) и поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); педагогические теории: развивающего обучения (А.К. Артемов, А. Дистверг, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, А.А. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, И.С. Якиманская и др.); системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.А. Лернер, Н.В. Кузьмина и др.).
Методы исследования: теоретический (анализ литературы), эмпирический (эксперимент), колличественный анализ обработки данных (статистический анализ).
Экспериментальная база исследования:
Значимость исследования заключается в разработке методических рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников; в создании комплекса компетентностно-ориентированных заданий по литературному чтению.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
В педагогическом словаре знания, по определению Г.М. Коджаспирова: «Это процесс психического отражения и восприятия предметного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности, конкретной человеческой деятельности, направленной на раскрытие законов природы и общества, тайн человеческого бытия. и мира, открывая возможные способы действия с предметами и явлениями. Специально организованное знание составляет суть образовательного процесса [26,с.115]:
Для того чтобы лучше понять сущность понятия «познавательная деятельность», перейдем к анализу категории «деятельность». Учитывая мнение М.И. Лисиной, мы полагаем, что термин «деятельность» примерно так же часто употребляется в психологии и смежных с ней науках для обозначения трех различных явлений:
1) некая специфическая деятельность личности, в романских и англо-германских языках для двух разных русских терминов - деятельность и деятельность - имеется только один термин (например, в английском - деятельность);
2) напротив пассивности, но не обязательно действительной активности, а может
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.А. Юный эколог. 1-4 классы. Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации [Текст] / Ю.А. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Изд-во: Учитель, 2014. – 331 С.
2. Альмухаметова, Л.Н. Дидактические особенности стимулирования познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математики [Текст] / Л.Н. Альмухаметова и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - № 9. – С 11-15.
3. Амонашвили, Ш.А. Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508288/ (Дата обращения: 29.11.2018).
4. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1968. – 318 С.
5. Анненков, П. Жизнь и труды Пушкина. Лучшая биография поэта / П. Анненков. – М.: ЛитРес, 2014. – 550 С.
6. Асылбаева, Ж.У. Формирование познавательных потребностей младших школьников [Текст] / Ж.У Асылбаева, М.Б. Кудайбергенова, Т.И. Балыкбаева, М.Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1. – С. 13–17.
7. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие [Текст] / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 381 С.
8. Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 122–124.
9. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.:. Юнити-Дана, 2012. – 1126 С.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 286 С.
11. Дидактическая система Л.В. Занкова. Проблемы и перспективы [Текст]. – М.: АНО «Центр «Развивающее образование», 2001. – 40 С.
12. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М.: изд-во Советский спорт, 2007. – 128 С.
13. Захарова, Л.Н. Психология управления [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Захарова. – Изд-во: Логос, 2014. – 374 С.
14. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников [Электронный ресурс]. / «Учитель приморья». – Режим доступа: https://sites.google.com (Дата обращения: 04.12.2015).
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – 2–е изд. доп., испр. и перераб. [Текст] / И.А. Зимняя.– М.: Логос, 2000. – 384 С.
16. Караковский, В.А. Воспитание для всех [Текст] / В.А. Караковский.
– М: НИИ Школьных технологий, 2012. – 240 С.
17. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения [Текст] / М.А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
18. Клопотова, Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Клопотова // Психологическая ндиагностика. – 2011. – №2. – С.57–59.
19. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2013. – 471 С.
20. Лебедев, П.М. Профессионально–трудовое обучение. Столярное дело. 10–11 кл. [Текст] / А.Н. Переплётов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. – Изд– во: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010. – 168 С.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 346 С.
22. Лучникова, С.В. Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий [Текст] / С.В. Лучникова, И.В. Михайлова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №4. – С. 133-137.
23. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
24. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность [Текст] / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: Инфра–М, 2012. – 224 С.
25. Мещерякова, И.Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента [Текст]: Учебно-методическое пособие / И.Н. Мещерякова. – Изд-во: Флинта, 2014. – 286 С.
26. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников [Текст] / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №12. – С. 162-165.
27. Нагимова, И. Из истории коллективного способа обучения [Текст] / И. Нагимова // Учительская газета. – 2012. – №12. – С. 37-38.
28. Пашнев, Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога [Текст] / Б.К. Пашнев. – Изд–во: Феникс, 2010. – 320 С.
29. Педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л П. Крившенко; под ред. Л. П. Крившенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. - 488 С.
30. Петерсон, Л.Г. Мир деятельности. 4 класС. Демонстрационный материал [Текст] / Л.Г. Петерсон. – Изд-во: Национальное образование, 2015. – 28 С.
31. Рослякова, С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №10. – С. 36–38.
32. Смирнова, Е.В. Основы экскурсионной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.В. Смирнова, Л.В. Курило. – М.: Изд-во: Советский спорт, 2012. – 207 С.
33. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник [Текст] / Е.О. Смирнова. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 735 С.
34. Терминологический словарь по педагогике [Электронный ресурс]. / Российская национальная библиотека. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 18.01.2016).
Штепина, И.С. Психолого–педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина. – Психологические науки: теория и практика: материалы международной научной конференции. – М.: Буки–Веди, 2012. – С. 125–127