Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с большой распространённостью феномена установок в системе психологического консультирования. Как правило, на приём приходят люди, которые так или иначе стараются перенести ответственность на кого угодно, только не на себя. Так, к примеру, часты суждения: «у меня ничего не выходит, потому что мне никто никогда не помогает», «я неудачник», «вокруг все умнее меня» и проч.
И конечно работа психолога направлена на то, чтобы обнаружить такие иррациональные установки, которые делают мир человека полярным, мешая эффективно приспосабливаться к жизни.
В качестве методологического аппарата мы выдвигаем концепцию установок Д.Н. Узнадзе. Согласно его теории установка есть готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Так же вопросы изучения установок основаны на трудах Г. Лейбница, Г. Фехнера, Г. Мюллера, Ф. Шумана, Н.Ланге и др.
Исследования в области изучения установок имеет свою историю. Первоначально она обозначала психофизиологическую готовность организма реагировать на те или иные стимулы. В исследованиях Л.Ланге, а позднее Г. Мюллер, Т.Шуман обнаружили определённую предрасположенность, готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию в процессе повторения одних и тех же действий и назвали такое явление установкой.
З.Фрейдом было отмечено, что психические травмы личности приводят к устойчивым мотивационным установкам.
В рамках бихевиоризма Д. Уотсон установил, что при рождении человек имеет определённое количество схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы - «регуляторы поведения»
В психологическом консультировании установки личности приравниваются к таковым убеждения в когнитивно - поведенческом подходе. Т.е. в основе коррекции лежит обнаружение негативных установок и замена их на более адаптивные установки.
В данной работе пред нами встал вопрос: существуют ли различия в проявлении социальных установок у студентов с различной степенью успеваемости.
Объект исследования: личностные особенности студентов с различной успеваемостью.
Предмет исследования: социальные установки и локус контроля.
Цель: выявление типичных особенностей социальных установок у студентов с различной степенью успеваемости.
Гипотеза: для студентов с хорошей успеваемостью характерно гармоничное распределение социальных установок, в сравнении со студентами, чья успеваемость ниже среднего.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия «установка» в психологии;
2. Описать виды и свойства установок;
3. Определить место установок в системе психологического консультирования;
4. Исследовать характер социальных установок у студентов с различной успеваемостью.
Глава 1. Феномен «установка» и её роль в процессе консультирования
1.1. Общая характеристика понятия «установка»
Объяснение понимания смысла термина установки необходимо начать с разбора таких понятий как механицизм и витализм. Организму присуща некоторая целесообразность деятельности, которую мы можем наблюдать при любом поведении, направленном на удовлетворении каких-либо потребностей. Однако у нас возникает вопрос, благодаря чему возникает эта целесообразность? В зарубежной психологии существует две точки зрения: механицизм и витализм [12, c.185].
Определение механицизм говорит нам о некоем механическом, автоматическом явлении. Т.е. всё поведение организма мы объясняем механической закономерностью - организм есть машина, чьё поведение зависит от внешних стимулов. Пример механицизма можно найти во взглядах Р. Декарта, когда он утверждал, что живой организм есть ни что иное как настоящая машина, чья работа обусловлена внешним воздействием, без активного вмешательства. В современной науке подобным взглядам придерживаются такие дисциплины как рефлексология и бихевиоризм, где основа поведения - физико-химические закономерности.
Абсолютно иное понимание заложено в виталистическую точку зрения. Согласно данным взглядам, поведение живой материи существенно отличается от неорганической материи, следовательно, действия определяются иными факторами. Этот фактор есть нематериальная сущность или сила, которые имеют разные названия: энтелехия, животная энергия. В зависимости от того, что требуется сейчас организму. Этот фактор самостоятельно действует на него, внутренне направляя его в том или ином направлении - это и есть целесообразное поведение. Т.е. согласно витализму живой организм обладает некоей силой, которая дарует ему способность действовать целесообразно [12, c.189].
Согласно взглядом Узнадзе, ни одна из данных точек зрения не является приемлемой. Так механицизм исключает специфичность живого организма, что говорит о несущественности жизни живого организма, сведение к тем же законам какие существуют в неорганическом веществе. Витализм имеет другую крайность: он создаёт большую пропасть между органическим и неорганическим, устанавливая абсолютное различие между ними [13, с. 86].
Решение этого вопроса лежит в основе материалистической диалектике. Между неорганическим и органическим не существует пропасти. Органическое есть одна из форм движения материи, которая подчиняется её закономерностям. Всё определено причиной. Ошибка витализма в том, что он приписывает организму некую силу, действие которое обусловлено целью, а не причиной. Так неверен и механицизм. Живой организм есть более высокая степень развития материи, имеет высшую ступень её организации [13, c.87].
Проблема целесообразности: установка
Рассматривая поведение живых существ, сложных видов организмов, свойственно говорить о целесообразном поведении. Оно есть специфическая особенность, качественное «приобретение» органической материей, совершенно чуждое неорганической. Данную проблему можно охарактеризовать как определение механизма поведения организма, где с одной стороны, как материя, является причинно обусловленным и в то же время характеризуется целесообразностью.
Специфической особенностью живого существа, не зависимо от того на какой ступени он находится, является обмен веществ. Т.е. мы можем говорить о том, что организм всегда является носителем определённой потребности, в первую очередь - вещественной. Т.о. мы можем выделить два фактора, существенно отличающих живой организм от неорганической действительности - целесообразное поведение и потребность. Основываясь на потребности, живой организм превращается в индивида, субъекта поведения, а воздействующая на него внешняя действительность - в ситуацию удовлетворения потребности [14, с.188].
Внешняя среда действует на живое существо как на целостного индивида. Специфическое состояние, которое возникает у организма под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности, называется установкой. В данном термине раскрывается несколько обстоятельств: изменение в субъекте происходит как в целом; специфическое состояние субъекта побуждает его к определённому поведению (последнее предопределено заранее); является явлением динамического характера, которое выражается в определённой активности [4, c.72].
Схема поведения организма, для удовлетворения возникшей потребности выглядит следующим образом: среда - субъект (установка) - поведение. Поведение определяется установкой, которая является непосредственной причиной его возникновения. То, каким образом действовать в той или иной ситуации, предварительно дано в установке. Т.о. установка есть не только причина, она ещё подобна цели, в установке заранее заложено то, что произойдёт в дальнейшем [6, c.358].
Перейдём к характеру установок, отличительных для живого организма, а именно человека. Схожесть установок, как для животного мира, так и для человека, заключается в наличие потребности. В этом плане между животным и человеком нет никаких различий. Что касается животного мира, то природа и круг потребностей животных, которые обусловлены биологическими особенностями животного организма, определены раз и навсегда. Человек же является существом историческим, в силу чего его потребности вследствие развития социальных взаимоотношений находятся в процессе непрерывного созидания. В силу этого, изменены не только старые потребности, но непрерывно формируются новые, аналоги которым невозможно встретить в животном мире [11, c.284].
Понятие установки в западной психологии
Западные психологи только в 60-х гг. XX века открыли для себя концепцию Д.Н. Узнадзе, что послужило для них сенсацией, отодвигая на задний план учение о психоанализе. Благодаря грузинскому психологу было пересмотрено
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. — М., 1988.
2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 294.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.
5. Маклаков, А.Г. Общая психология. - СПБ.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
6. Немов, Р.С. Общая психология в 3т. Том IIв 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния. - 2004. - 581 с.
7. Петровский, А.В. Введение в психологию. М.: 1996. - с. 284.
8. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. — М., 1984.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1994.
10. Петровский В А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.:Питер, 2017. - 713 с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
12. Узнадзе, Д.Н. Общая психология. - 417 с.: ил. - (Серия «Живая классика»). - 2004.
13. Узнадзе, Д. М. Психология установки. - Питер. - 2001. - 416 с.
14. Узнадзе, Д. Н. Теория установки. М.: Воронеж, 1997. С. 188 —189.
15. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966. - 468 с.
16. Чернышов, А.А. Исследование установки в отечественной и зарубежной психологии: теоретический анализ / А.А. Чернышов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4096