Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе все большую роль играет понимание взаимосвязи между потребностями и способностями людей. Российская действительность не является исключением, и обсуждение этой темы становится все более актуальным.
Потребности представляют собой естественные желания или стремления индивида в плане удовлетворения его физиологических, эмоциональных, социальных или интеллектуальных потребностей. Они являются основными стимулами для деятельности и движущей силой прогресса. В то же время, способности - это уникальные навыки, знания и опыт, которые позволяют человеку реализовывать свои потребности и достигать поставленных целей. Следовательно, тесная взаимосвязь между потребностями и способностями позволяет людям осуществлять свое самовыражение и приносить пользу обществу.
Россия в настоящее время является развивающейся страной с большим разнообразием социальных, экономических и культурных потребностей у своих граждан. Одним из основных вызовов для общества является удовлетворение физиологических потребностей, таких как доступ к пище, воде, жилью и медицинскому обслуживанию. Несмотря на значительные достижения в сфере экономики и социального развития, все еще остается много людей, которые сталкиваются с недостатком этих базовых потребностей.
Однако россияне также имеют свои социальные и эмоциональные потребности, связанные с образованием, культурой и взаимодействием в обществе. Развитие способностей в этих областях играет важную роль в поддержании и укреплении качества жизни. Российская система образования предлагает возможности для индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого человека. Это неразрывно связано с его способностями и желаниями.
В последние годы особое внимание в России уделяется развитию технических способностей граждан. Большие усилия предпринимаются для поддержки научных и технологических исследований, развития инфраструктуры и создания благоприятного климата для инноваций. Это необходимо для улучшения качества жизни и достижения экономического роста. В связи с этим возникает потребность в широком распространении знания и поддержке новаторских способностей россиян.
Объект – потребности и способности человека в структуре личности;
Предмет – их взаимосвязь;
Цель данной работы – выяснить взаимосвязь потребностей и способностей в структуре личности, изучить структуру способностей и потребностей современного человека.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы потребностей человека;
2. Описать способности человека в структуре личности;
3. Выявить взаимосвязь потребностей и способностей в структуре личности; рассмотреть использование их в оказании психологической помощи
4. Рассмотреть ситуацию с потребностями и способностями в России.
При подготовке работы использованы: сравнительно-сопоставительный, историко-логический, логико-сравнительный методы, метод обобщения и классификации.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Сущность, определение и взаимосвязь потребностей и способностей современного человека
Потребность - это состояние, которое возникает, когда у человека не хватает определенных условий жизни, деятельности, материальных объектов, людей или социальных факторов, и он испытывает дискомфорт.
Эволюция живых существ не может быть объяснена только адаптацией к окружающей среде. Активность всегда лучше защиты. Потребности являются источником активности для живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у организма, тем более активным он становится, тем больше он стремится расширить свои границы и увеличить конкурентоспособность в борьбе за существование .
Характеристики понятия «потребности» включают в себя следующее:
- Потребности всегда связаны с ощущением недостатка человеком, вызванного недостатком чего-либо необходимого.
- Потребности определяют, на что человек будет обращать внимание в своей окружающей среде, сфокусирован на объектах, способных удовлетворить эти потребности.
- Наличие потребности сопровождается эмоциями, которые вначале являются отрицательными из-за недостатка, но становятся положительными при удовлетворении потребностей.
- Количество потребностей увеличивается в процессе эволюции и развития человека. Так, в развитии организмов можно наблюдать увеличение количества потребностей от растений до высокоразвитых животных, а также от новорожденных до взрослых людей.
- Потребности человека формируют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой приоритетный уровень. По мере удовлетворения одних потребностей, другие становятся более важными.
Потребности касаются преимущественно желаний людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение или наслаждение. В экономической литературе можно найти и другие определения потребностей. Например, они могут быть осознанными запросами или необходимостями, необходимыми условиями жизни, отношением человека к миру вещей или состоянием недовольства, из которого человек стремится выбраться, и так далее. Множество определений сущности потребностей вполне естественно, поскольку они с разных сторон отражают объективное состояние человека, которое проявляется через множество объектов, способных удовлетворить эти потребности разными способами, в зависимости от уровня культуры, условий жизни, традиций и особенностей личности человека или общества в целом.
Потребность является одной из основных экономических категорий, она играет важную роль в понимании движущих сил, стимулирующих производство и экономическую деятельность. Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна.
Сначала, потребности связаны с биологией человека и необходимы для поддержания жизни. Без удовлетворения этих биологических потребностей невозможен нормальный жизненный процесс. С развитием цивилизации, такие потребности расширяются и их характер изменяется.
Кроме того, человек является социальным существом, и его потребности возникают из общения и жизни в обществе. Общение с другими людьми и формирование социальных групп, государств и общества порождают появление общественных потребностей.
Развитие сознания человека тесно связано с его потребностями, согласно психологам и ученым из других областей. Они признают, что потребности играют ведущую роль в жизни людей, являясь основным источником энергии для деятельности. Потребности являются основным проявлением и важным фактором в характеристике личности, согласно известному отечественному психофизиологу В.Н.Мясищеву.
Потребности играют важную роль в определении социального человека и его личности, они направляют и координируют все его действия. Понимая потребности, мы получаем внутренний взгляд на психологическое состояние человека. Говоря о своих потребностях, мы можем узнать, кто мы такие.
Изучая разнообразие потребностей каждой отдельной личности, мы видим общество в его прошлом, настоящем и будущем. Человек является бесконечно сложным и многообразным во всех аспектах своей жизни, его потребности многообразны и противоречивы. Многие отечественные психологи исследуют основные потребности для гармоничного развития личности. Например, Л.С. Выготский и другие психологи выделяют потребность в общении как основную движущую силу психического развития .
Л.И. Божович считает, что первичной потребностью является жажда новых впечатлений, которая со временем превращается в сложные социальные потребности и становится основой для рождения и развития потребности в общении. Взгляд Л.И. Анциферовой заключается в том, что к высшим потребностям человека следует относить сильную потребность выражать себя, самореализовываться, проявлять и развивать свои способности. А.Г. Ковалев дополняет этот список, утверждая, что для личности, ее жизненной энергии, деятельности и даже счастья крайне важно получить общественное признание .
Зарубежные психологи, в частности А.Адлер, в качестве ведущей потребности личности называет стремление к власти .
К. Маркс обращал много внимания на изучение человеческих потребностей с экономической точки зрения. Согласно Марксу, истинно человеческий человек – это не тот, кто обладает большим количеством материальных благ, а тот, кто является свободным от искусственно созданных потребностей. Он проводил разграничение между естественными, истинными потребностями и синтетическими, искусственными потребностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А Наука жить. К, Port-Poua, 1997.
2. Беляев И.А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
3. ВЦИOМ, результаты опроса, - Режим доступа: [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring?ysclid=ljjwodzxn3379536342] Дата обращения: 01.07. 2023
4. ВЦИOМ, результаты опроса, - Режим доступа: https://ria.ru/20221128/podderzhka-1834653863.html?ysclid=ljk7h06tty298372737 Дата обращения: 01.07. 2023
5. ВЦИOМ, результаты опроса, - Режим доступа: https://www.trud.ru/article/17-01-2022/1411604_rossijane_nazvali_svoi_obychnye_ezhednevnye_potrebnosti.html Дата обращения: 01.07. 2023
6. Выготский л.с . Избранные психологические исследования. М . : Изд-во AIПI РСФСР, 1956.
7. Генкин, Б.М. Структура потребностей человека / Б.М. Генкин. - М.: Элитариум. - 2006. - С. 198-215. С.33
8. Ковалёв АГ. Психология и личность. 3-е изд . М. : Просвещение, 1970
9. Маслоу. Психолгия бытия. Рефл - бук, Ваклер, 1997
10. Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии / Психология и педагогика. л.: 1957. Вьш. 2. С. 3-23. С. 16.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004
12. Немов, Р.С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -688с.
13. Ошо Раджниш. Мессия. Комментарии к "Пророку" Калила Джембрана. Т. 1. София. Киев, 1996.
14. Р. Кочюнас — «Психологическое консультирование». 224 с.
Романова Н.Р. Психология: Учеб. пособие / ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2015. – 156 с.
15. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии: в 2 т. Т.2.» М.: Педагогика, 1989 г
Улановский, А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм: мир как интерпритация / А.М. Улановский // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 35–45
16. Черников В. Г. «Человек и его потребности: Учеб. Пособие». Рыбинск: РГАТА, 2003 г.
17. Шелике В.Ф. Непознанный Маркс и некоторые проблемы современности // Философские науки. 2013. № 3. С. 37-48.