Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день идёт рост распространения детей с особыми возможностями здоровья и инвалидностью. По статистике инвалидностью страдают в мире более 10 млн. человек. Несколько десятилетий назад на 10 тыс. людей приходился один че-ловек с инвалидностью, с каждым годом людей этой категории становится на 11-17% больше [22].
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, оказавшись в трудной жиз-ненной ситуации, переживает тяжелый стресс, появляются депрессии, гневли-вость, резкость в обращении с детьми, отчаяние, нередко они оказываются в изоляции. Родители не владеют необходимыми знаниями о способах взаимо-действия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Такие семьи нуждаются в комплексной помощи. Для оказания семье квалифициро-ванной психолого-педагогической помощи, необходимы не только професси-ональные знания и навыки, но и умение разбираться в особенностях психоло-гического состояния родителей, следовать этическим нормам общения, вла-деть методами обучения не только детей, но и родителей.
Инвалидность ребенка чаще всего изменяет, а зачастую и нарушает весь ход семейной жизни, становится причиной его глубокой и длительной соци-альной дезадаптации. Обнаружение дефекта развития у ребенка и подтвер-ждение инвалидности почти всегда вызывает сильный стресс у родителей, се-мья оказывается в психологически сложной ситуации. Это время боли, кото-рую нужно пережить, время печали, которую нужно излить.
Помощь и поддержка в период горя, снятие эмоционального стресса традиционно являются задачей психологических служб. Только пережив го-ре, человек способен спокойно рассмотреть ситуацию, подойти к решению своей проблемы более конструктивно.
Работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов является одной из самых сложных проблем современной психологии. До недавнего времени та-кие семьи не были объектом специального изучения, не было разработано программное и методическое обеспечение для их сопровождения. Проблема воспитания и адаптации таких детей к обществу вышла на первый план, в то время как психологические проблемы самих детей и особенно их семей ото-шли на второй план. Следует учитывать, что физиологические проблемы та-ких детей мешают их нормальной социализации и превращаются в психоло-гические проблемы ребенка и его семьи. Поэтому важно определить методи-ческие подходы к психологической поддержке таких семей.
Цель исследования: рассмотреть возможности психологического кон-сультирования родителей имеющих детей-инвалидов.
Объект исследования: психологическое консультирование .
Предмет исследования: психологическое консультирование родителей имеющих детей-инвалидов.
Гипотезы исследования:
1. У родителей детей-инвалидов не сформированы рациональные уста-новки на принятие диагноза ребенка, что выражается в особенностях роди-тельского отношения к ребенку, воспитания ребенка, неконструктивными способами совладания со стрессом.
2. Существует взаимосвязь особенностей отношения к болезни ребенка у родителей детей-инвалидов с воспитательскими умениями и способами со-владания со стрессом у родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты психологического кон-сультирования родителей имеющих детей-инвалидов.
2. Эмпирическим путем выявить особенности психоэмоционального со-стояния родителей имеющих детей-инвалидов.
3. Обозначить направления в консультировании родителей имеющих детей-инвалидов.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие родители (матери) детей-инвалидов в количестве 20 человек.
Методы исследования:
Теоретический – анализ литературных источников для проверки гипо-тезы;
Эмпирический – опрос, тестирование;
Метод математической статистики – корреляционный анализ.
Методики исследования:
1. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).
2. Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачева).
3. Опросник способов совладания (копинг – тест) Р. Лазаруса, С. Фолк-ман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Теоретико – методологической основой исследования являются: дея-тельностный, системный и личностный подход, принцип единства диагности-ки и коррекции, работы по организации психологической помощи детям-инвалидам и их семьям (И.А. Баева, М.Р. Битянова, И.М. Гилевич, М.В. Ип-политова, Л. М. Шипицына Е.А. Козырева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке направлений психологического консультирования родителей, воспитываю-щих детей-инвалидов. Результаты данного исследования могут быть исполь-зованы в консультативной работе с родителями, педагогами и психологами и служить основой дальнейших исследований.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы – теоретическая и практическая, заключение, список использованной литературы и приложение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтемирова М.А. Характеристика основных особенностей протекания хронического стресса у родителей детей-инвалидов // Северо-Восточный федеральный университет. – 2016. – № 2 (26). – С. 13-15.
2. Багарадникова Е.В. Вопросы консультирования родителей, имеющих детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2018. – Т. 17. № 4. – С. 35—41.
3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушени-ях раннего эмоционального развития. Методическое пособие для педа-гогов, психологов, врачей. – М.: Экзамен, 2015. – 128 с.
4. Белякова А.С., Гринина Е.С. К вопросу об эмоциональном состоянии родителей, воспитывающих детей с ОВЗ // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. – М.: Перо, 2016. – С. 218-226.
5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая систе-ма // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М.: МГППУ, 2013. – С. 45–61.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихо-жан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.
7. Дробинская А.О., Корень Е.В., Куприянова Т.А. Влияние психического расстройства у ребенка на родителей в контексте дифференцированных подходов к психосоциальным вмешательствам в детской психиатрии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2014. – № 114. – С. 14-19.
8. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.
9. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
10. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
11. Левченко И.Ю., Ткачева В.В.Психологическая помощь семье, воспиты-вающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
12. Лысенко И.Н. Особенности психотерапии родителей детей-инвалидов // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 198-199.
13. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направ-ления и возможности. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 70-77.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 585с.
15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Просвеще-ние, 2013. – 320 с.
16. Митасова Е.В., Юдина А.Е. Опыт использования группового клиент-центрированного консультирования родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, в практической деятельности психолога-консультанта // Юридическая психология. – 2019. – №1. – С. 36-40.
17. Нищакова Е.В. Психологическая помощь родителям в воспитании «особых» детей // Психологическая помощь родителям. – 2015. – № 4. – С. 38-42.
18. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: методическое пособие, ред. Д.Н. Исаев, В.Е. Каган – СПб., 1991. – 73с.
19. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей // Специальная коррек-ционная педагогика. – М .: Парадигма, 2015. – 72 с.
20. Сурнина А.В. Изучение особенностей эмоционального выгорания жен-щин, имеющих детей дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2020. – С. 97-99.
21. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающи-ми детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-Пресс, 2019. – 64с.
22. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. посо-бие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.