Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учителям и педагогам, работающим в сфере образования, постоянно приходится сталкиваться с проявлением индивидуальных различий между учащимися и учащимися в их общей деятельности, ориентации и выражении чувств.
Но для истинного понимания этих различий необходимы достаточно длительные и разносторонние исследования индивидуальных свойств психики, которые определяют динамику психологической деятельности человека, или свойств темперамента.
Опыт возрастной и воспитательной психологии показывает, что одни и те же исходные свойства темперамента ребенка не предопределяют, в чем они развернуты - в плюсах или минусах. Например, живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостаточном контроле они могут привести к недостатку концентрации, поверхностности, склонности "рассеиваться".
Спокойствие, выдержка, отсутствие флегматичной поспешности-вот достоинства. Но при неблагоприятных условиях развития они могут сделать ребенка вялым, бесчувственным, равнодушным к учебной деятельности и многим другим жизненным впечатлениям. Знание индивидуально-психологических особенностей ребенка крайне необходимо педагогу при организации учебно-воспитательного процесса.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1.История развития и сущность понятия темперамент
Темперамент - одно из важнейших свойств личности. Интерес к этой проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад.
Это было вызвано очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, уникальностью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональную впечатлительность, темп и энергию действий, а также различные другие динамические характеристики.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки изучить проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и нерешенных проблем современной психологической науки.
Сегодня существует множество подходов к изучению темперамента. Однако при всем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологическая основа, на которой формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее стабильными и устойчивыми.
Темперамент - это аспект общей структуры личности, характеризующийся предрасположенностью к определенным типам эмоциональных реакций, изменениям настроения и уровню чувствительности, определяемым возбуждением. Существует тенденция понимать темперамент как генетическую предрасположенность.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: "Темперамент – это характерный набор психических характеристик, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой проявления чувств, с одной стороны, и силой-с другой.
Таким образом, темперамент имеет две составляющие – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности.
С древних времен было принято выделять четыре основных типа темперамента: вспыльчивый, кровожадный, меланхоличный и флегматичный. Эти основные типы темперамента, прежде всего, отличаются друг от друга динамикой возникновения и интенсивностью эмоциональных состояний.
Таким образом, для вспыльчивого типа характерны быстрые и сильные чувства, для кровожадного – быстрые, но слабые чувства, для меланхолика – медленные, но сильные чувства, для флегматика – медленные и слабые чувства.
Кроме того, холерический и сангвинический темпераменты характеризуются быстротой движений, общей подвижностью и склонностью к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхоличных и флегматичных темпераментов, напротив, характерны медлительность движений и чрезмерная эмоциональность. характерны слабые проявления чувств.
Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способностей и таланта человека. Великие способности могут проявляться одинаково часто при любом темпераменте.
Среди выдающихся талантов во всех сферах деятельности вы можете найти людей разного темперамента.
Вы не можете ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия вспыльчивого, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхоличных чувств, спокойствие и невозмутимость флегматика-вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с индивидуальными темпераментами.
В то же время при любом из темпераментов может возникнуть риск развития нежелательных черт личности. Например, вспыльчивый темперамент может сделать человека невнимательным, резким, склонным к постоянным «взрывам».
1.2. Типы темпераментов
В связи с большим разнообразием сочетаний различных свойств нервной системы, а также с четырьмя традиционными типами темперамента, которые крайне редки в чистом виде, существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. [3]
Таким образом, проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы, на основе всего лишь четырех типов темперамента, уступила место более глубокому изучению индивидуальных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуального темперамента конкретного человека, который может иметь определенные особенности.
В зависимости от условий жизни и деятельности человека определенные свойства его темперамента могут быть усилены или ослаблены. В то же время свойства темперамента, как правило, сильнее проявляются с возрастом человека.
Рассмотрим психологические особенности представителей различных темпераментов.
Кровяной. Человек с уравновешенной и подвижной нервной системой. Обладая высокой умственной активностью, энергией, работоспособностью, он активно берется за новое дело и может работать долго, не уставая. Он продуктивный человек, но только тогда, когда деятельность представляет для него интерес.
Сангвиник способен быстро концентрироваться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольных реакций. Речь кровопийцы, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Это сопровождается яркой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
Эмоции в основном положительные, быстро возникают и быстро меняются. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник относительно легко и быстро переживает неудачи. Он легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не только переходит с одной работы на другую, но и заново осваивает новые навыки. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро реагирует на окружающие события.
Вспыльчивый. Человек, для нервной системы которого характерно преобладание возбуждения над торможением, в результате чего он реагирует очень бурно, часто необдуманно, проявляя нетерпеливость, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность нервной системы предопределяет круговорот его деятельности: увлеченный делом, он работает увлеченно, с полной отдачей, но сил у него хватает ненадолго и, как только они истощаются, наступает упадок сил. [4]
Чередование циклов подъема и спада настроения вызывает нервозность поведения, нестабильность самочувствия, повышенную восприимчивость к конфликтам с людьми. Вспыльчивому трудно получать занятия, требующие плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкие движения и т. д.
Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, в результате чего все психические процессы протекают медленно. Настроение стабильное, ровное. Речь ровная, без выраженных эмоций, жестов и мимики.
Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо противостоит сильным и длительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в новых, неожиданных ситуациях. Это трудолюбивый человек, отличающийся терпением, выносливостью, самоконтролем. Он твердо помнит все, чему научился, не способен отказаться от наработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, ему трудно адаптироваться к новым условиям.