Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все государства, от архаичных до
постиндустриальных держав, заинтересованы в соблюдении установленных ими правил
поведения. Однако принятие нормативных правовых актов не всегда означает, что они будут
исполняться. В результате возникает разрыв между идеальной стороной законности,
закрепленной в правовых актах, и реальным положением дел. Но эта проблема будет
существовать, пока существует публичная власть. В современной юридической науке понятие
законности не имеет единообразного определения и по-прежнему носит достаточно
дискуссионный характер. Структуру законности можно определить как систему взаимосвязанных
элементов, включающих в себя: наличие правовой конституции и законодательства; иерархию
нормативных правовых актов; верховенство закона; соответствие закону всех нормативных
правовых актов; полное и точное осуществление, реализацию конституции в действиях субъектов
правовых отношений; гарантии действия конституции и законов; полноту механизма обеспечения
законности.
1. Понятие законности и правопорядка
2
1.1. Понятие законности
Законность как социальное явление имеет правовую, политическую, идеологическую,
нравственную и психологическую составляющие.
Основой законности как правовой категории традиционно считается строгое соблюдение и
исполнение законов. При таком подходе первопричиной возникновения идеи законности как
правовой категории считается «необходимость легализации деятельности политической власти
как условия поддержания баланса интересов человека - общества - государства», что
обусловлено восприятием действующего закона в качестве действительного выразителя
всеобщей справедливости.
Однако такое понимание идеи и основы законности в условиях всеобщего признании принципа
верховенства права как передового внутригосударственного способа организации жизни
общества, международного консенсуса и выживания цивилизации вообще не учитывает
современного состояния понимания права. Поэтому ученые много раз обращались к
исследованию данного явления как правовой и научной категории.
Режим конституционности, означающий соответствие всех законов конституции, и режим
правоконституционности, означающий соответствие самой конституции всеобщим принципам
свободы, равенства и справедливости, так же как категории «законность», «правозаконность» или
«конституционная законность», не охватывают в своем содержании такого явления, как
закономерности постоянного возникновения в правовом государстве несогласованности
внешнего проявления воль субъектов общественных отношений. Проявление такой
несогласованности обусловлено конституционными положениями, устанавливающими свободу в
экономике и плюрализм в политике, которые нельзя отменить или запретить в условиях
правового государства. Из этого, в свою очередь, вытекает потребность в непрерывном властном
интегрировании указанной несогласованности путем постоянного творения равновесия,
выступающей в современную эпоху важным легитимным внешним выразителем меры
справедливости, свободы и равенства с позиций понимания их исходя из общечеловеческих
идеалов и ценностей.
Равновесие как правовое явление в современный период выражает состояние подлинной
законности и конкретно-предметное проявление права в действующем законодательстве и
жизнедеятельности субъектов общественных отношений. При таком понимании понятие
«равновесие» включает три составляющие, это: баланс в правонаделении и правоограничении
субъектов права в сфере действующего законодательства; баланс в дозволенном и должном в
сфере поведения этих субъектов в общественных отношениях; судебный контроль в
восстановлении равновесия в случае малейшего отклонения от него как в первой, так и во второй
сферах.
Из изложенного следует, что понятия «правонарушение, несоблюдение конституции» в
современную эпоху включают и отсутствие законов, востребованных конкретным практическим
состоянием общественных отношений, и отсутствие законодательных механизмов реализации
субъективных прав личности.
1.2. Правопорядок
3
Несмотря на то, что категория «правопорядок» была введена в научный оборот более ста лет
назад и широко используется как в законодательстве, так и на доктринальном уровне, она
остается в том состоянии, которое позволяет исследователям использовать ее в различных
значениях.
В советской юридической литературе правопорядок - понятие многоаспектное, позволяющее
обозначить состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений, систему
общественных отношений, урегулированных правом, реализацию правовых норм, право в
действии. При этом для большинства исследователей (С.С. Алексеева, А.М. Васильева, И.С.
Самощенко и др.) правопорядок - это в первую очередь состояние урегулированности
общественных отношений нормами права. Через такой подход акцентируется внимание на том,
что он вносит в общественную жизнь упорядоченность, организованность, устойчивость,
характеризуя их степень. С другой стороны, правопорядок представляется состоянием
общественных отношений, определенным или установленным правом. Здесь правопорядок
рассматривается как цель правового регулирования общественных отношений. Однако
правопорядок - не только цель (некий идеал), но и итог правового регулирования, т.е. реально
существующая упорядоченность общественных отношений.
Развивая эту идею, С.С. Алексеев отмечал, что правопорядок отражает состояние фактической
упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое
осуществление требовании законности. Вместе с тем другие сторонники рассматриваемого
подхода, напротив, отрицают прямую взаимосвязь между законностью и правопорядком. В связи
с этим А.М. Васильев пишет, что такая логическая зависимость между законностью и
правопорядком дает представление об условиях существования и упрочения правопорядка, но не
выражает его суть как порядка в общественных отношениях, сформировавшегося под
воздействием права. Несмотря на данное возражение наиболее распространенным подходом в
понимании правопорядка в советский период было его рассмотрение в тесной взаимосвязи с
реализацией законности, что справедливо в той части, в которой в формировании правопорядка
законность выступает как основополагающий принцип, метод и режим деятельности участников
правоотношений. Вместе с тем правопорядок не может сложиться как следствие исключительно
реализации законности. Поэтому в советской теории права в качестве основы правопорядка
рассматривается само право.
Развивалось и иное направление исследования правопорядка - через его рассмотрение с точки
зрения реализации правовых норм, социального действия права. В этом контексте Л.С. Явич
отмечал, что правопорядок является составной частью общественного порядка, т.е. порядка в
фактических общественных отношениях. Таким образом, правопорядком признается особое
состояние фактически существующих общественных отношений, опосредованных правом, т.е.
существующих в форме правоотношений.
2. Актуальные вопросы законности и правопорядка
2.1. Соотношение законности и правопорядка
У разных обществ представление о порядке может разниться. Тем не менее идея порядка одна -
это внешний по отношению к субъекту объективный императив, не зависящий от воли субъекта,
регулирующий внешнее же поведение субъекта. Таким образом, хотя идея порядка одна, но
4
ссылок на нее может быть много. Эти ссылки классифицируются Вебером в типы легитимности -
типы повседневной легитимации, имеющей отношение к правопорядку. «Порядок права» - само
это выражение говорит о том, что в правовой системе легитимация в принципе черпается из
самой системы. Эта всеобщая тавтологичность выполняет мощную гносеологическую
(познавательную) функцию, поскольку знание здесь обусловлено непосредственно самим собой.
В этом и заключается всеобщий принцип позитивизма как науки.
Но, возвращаясь к понятию правопорядка, можно утверждать, что норма права как элемент этого
правопорядка есть норма не потому, что ее кто-то назначил быть нормой, а потому, что она есть
норма по сути. Следовательно, чтобы назвать порядок правовым, этот порядок должен уже
содержать в себе элементы права. Поэтому главный вопрос, как порядок получает эти самые
элементы права, сводим к проблеме легитимации порядка. Легитимация порядка - это и есть
механизм превращения порядка в правопорядок.
Конституция Российской Федерации - это единственный национальный правовой акт, который сам
определяет свою юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с
Конституцией, а тем более изменять или отменять ее положения. Высшая юридическая сила
действующего Основного Закона прямо и четко выражена в таких его нормах, как ст. 4, ч. 1 ст. 15,
ч. 1 ст. 120, п. п. 1 и 2 разд. 2. Российская Конституция воздействует на всю правовую систему, но в
особенности, - на законодательство. В основных нормах установлены и прямо обозначены такие
источники, как федеральные конституционные и иные законы, акты палат Федерального
Собрания, Президента, Правительства РФ, международные договоры, конституции (уставы) и
иные правовые акты субъектов Федерации, государственно-правовые договоры, решения органов
местного самоуправления. На конституционном уровне не только однозначно решены вопросы
соотношения указанных источников права, исходя из приоритета Основного Закона как «единого,
систематизированного и логически непротиворечивого целого» в системе нормативных и
правоприменительных актов (ч. 1 ст. 15), но и установлены рамки, стадии и отдельные
направления законодательного процесса (гл. 4 - 5).
Конституция России не исчерпала свой позитивный потенциал. В нее не должны вноситься
конъюнктурные изменения под текущие задачи и требования «современного момента». Ни
сейчас, ни в обозримом будущем нельзя менять базовые положения, определяющие
конституционный строй и федеративное устройство (гл. 1 и 3). Однако назревшие нововведения,
касающиеся, например, более рациональной организации институтов власти, могут быть
осуществлены. Так, в декабре 2008 г. в главы 4 и 5 Конституции были внесены изменения,
касающиеся увеличения сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также
контрольных полномочий нижней палаты парламента в отношении Правительства РФ.
В отечественной правовой системе занимают особое место федеральные конституционные
законы. Они обладают сущностными чертами: развивают и дополняют Конституцию РФ;
принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Основным Законом; имеют большую
юридическую силу, чем обычный закон; подготавливаются в особом усложненном порядке; не
могут быть отклонены Президентом России.
2.2. Практическая реализация законности
5
Теоретические аспекты законности относятся к числу центральных в юридической науке. В
доктрине законность рассматривается с разных позиций и ракурсов. Одним из обязательных
элементов режима законности в обществе является наличие высококачественной правовой базы.
Общеизвестно, что в процедуре реализации заключается способность права удовлетворять
потребности личности, и лишь тогда они приобретают действенность и реальность. В связи с чем
особый интерес представляет осмысление проблем здравоохранения под углом зрения
законности правовых актов в Российской Федерации, возможности реализации прав.
Особую значимость вопросов обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь, повышение качества и доступности медицинских услуг неоднократно в
своих выступлениях отмечал Генеральный прокурор РФ.
Одним из наиболее проблемных вопросов сферы здравоохранения являются критические
показатели бесплодия населения в России, усугубляющие демографический кризис, которое по
результатам эпидемиологических исследований диагностируется у 8 - 29% пар детородного
возраста.
Реализация государственных мер, презюмирующихся в достижении единственного показателя -
увеличения рождаемости, зависит от создания целостного и эффективного механизма правового
регулирования правоотношений в сфере здравоохранения, реализации репродуктивных прав.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» одним из наиболее
перспективных направлений улучшения демографической ситуации следует признать охрану и
восстановление репродуктивного здоровья населения, расширение объемов лечения бесплодия с
применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВТР), представляющих собой
методы лечения и процедуры, направленные на достижение беременности, при которых этапы
зачатия осуществляются вне организма будущей матери.
В связи с этим отмечается положительная тенденция совершенствования федерального
законодательства, предусматривающего порядок и условия лечения бесплодия с применением
методов ВРТ.
Во исполнение положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» Приказ Министерства здравоохранения РФ от
30.08.2012 N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий,
противопоказаниях и ограничениях к их применению» называет шесть таких способов (ЭКО,
инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов,
суррогатное материнство, искусственная инсеминация спермой мужа (донора)).
Рассматривая положения Семейного кодекса РФ в аспекте регулирования репродуктивных
технологий, можно констатировать его усеченный характер, закрепляющий лишь три метода
репродуктивной деятельности: искусственное оплодотворение (п. 1 ч. 4 ст. 51), имплантация
эмбриона (п. 1 ч. 4 ст. 51) и имплантация эмбриона в тело суррогатной матери (п. 2 ч. 4 ст. 51).
Из анализа действующего законодательства о здравоохранении следует, что граждане вправе на
безвозмездной основе получить медицинскую помощь по лечению бесплодия с применением
ВРТ только в виде ЭКО, иные методы выполняются в России исключительно на коммерческой
основе.
6
Заключение
Основополагающим принципом правового государства, равно как и государственного управления,
является принцип законности. Современное развитие институтов Российского государства и
гражданского общества сопровождается укреплением законности и правопорядка. При этом
универсальными средствами обеспечения законности в государственном управлении остаются
контроль и надзор. Совершенствуются контрольные механизмы в различных сферах жизни,
включая правотворчество. Речь идет о судебном оспаривании нормативных актов, о
прокурорском надзоре в форме опротестования или обжалования. Кроме того, в определенных
Конституцией РФ случаях правом приостанавливать действие актов органов исполнительной
власти субъектов РФ и отменять постановления и распоряжения Правительства РФ обладает
Президент РФ. Динамика общественных отношений дает импульс для совершенствования
правовых инструментов государственного контроля.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 //
Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена
18.12.1979. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII.- М., 1983. С. 26 - 36.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ //
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N
1. Ст. 16.
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря
2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
9. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ,
15.10.2007, N 42, ст. 5009.
10. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н «О порядке использования
вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их
применению» // Российская газета, спецвыпуск, N 78/1, 11.04.2013.
7
11. Амирбеков К.И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой
категории // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 2.
12. Ашиткова Т.В., Бессарабов В.Г. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами
прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3.
13. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. – 448 с.
14. Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной функции // История государства
и права. 2012. N 14. С. 33.
15. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Правопорядок: экономическое поведение и его правовая
форма // Законодательство и экономика. 2016. N 8. С. 21.
16. Рябцев В.П. Возникновение, становление и общая характеристика законности как правовой
категории и социального явления // Законность в Российской Федерации. М.: Контракт, 2008. –
328 с.
17. Протопопова Н.В., Мыльникова Ю.В., Дружинина Е.Б., Одарева Е.В. Реализация
федеральных и областных программ для лечения бесплодия в браке // Бюллетень ВосточноСибирского научного центра СО РАМН. 2012. N 3-1 (85). С. 107.
18. Путило Н.В. Законность в сфере здравоохранения // Законность в Российской Федерации:
Монография. М., 2008. - 624 с.
19. Рябцев В.П., Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной деятельности в
сфере административной юрисдикции // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 6.
20. Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности в Российской Федерации // Журнал
российского права. 2009. N 3 (147). С. 3.
21. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического
бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 623 с.
22. Шибина А.В. Некоторые проблемы обеспечения законности в сфере здравоохранения,
связанные с реализацией репродуктивных прав // Медицинское право. 2015. N 6. С. 40.