Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что Закон о техническом регулировании имеет большое значение для экономики России и направлен на регулирование отношений в одной из важнейших сфер экономической деятельности в сфере технического регулирования, и предполагается достичь уровень стран с развитой рыночной экономикой. Намерения законодателя в данном случае можно только приветствовать.
Однако Закон не лишен недостатков. Недостатки и недостатки лежат на поверхности и настолько очевидны, что не могут остаться незамеченными профессионалами, занимающимися стандартизацией, аккредитацией, обеспечением качества и оценкой соответствия. В данной статье выделяются недостатки и полагает, что они будут устранены с последующими дополнениями и изменениями действующего законодательства. Важность каждого нового закона, его значение и влияние на регулируемую сферу человеческой деятельности определяется тем, насколько точно и обоснованно будет определяться сфера его применения и какой результат следует ожидать от задействованных в законе правовых механизмов.
4. Объекты технического регулирования
Продукция, включенная в Единый перечень продукции (далее - Единый перечень), в отношении которой установлены обязательные требования в рамках Союза, или продукция, включенная в Единый перечень, и процессы проектирования (в том числе), производственные процессы, связанные с требованиями этих продуктов, строительство, монтаж, регулирование, эксплуатация, хранение, транспортировка, продажа и утилизация.
Объекты технического регулирования целесообразно определять на основе анализа характерных для них рисков с учетом предполагаемой сферы действия ТР ТС.
Продукция, на которую распространяются требования ТР ТС, определяется в техническом регламенте Союза путем указания идентифицирующих признаков, в том числе характерных свойств продукции (в том числе характеристик свойств, физических величин, параметров и показателей, характеризующих продукцию и др.), и (или) сокращение перечня товаров, на которые распространяются требования ТР ТС (не применяется).
1. Содержание и оценка технического регулирования в РФ на современном этапе
Современная концепция развития технического регулирования в России представляет собой качественно новый этап эволюции, основанный на инновационных технологиях.
Участие Российской Федерации в международном обмене новыми технологиями стало возможным при создании необходимых организационных, экономических и правовых условий. При разработке законодательных документов по вопросам инновационного развития правительство и федеральные ведомства опираются на существующую научно-техническую и промышленную политику, а также на интегрирующую составляющую экономической политики в целом.
Важная роль в инновационном процессе отводится переходу на многоуровневое и многофакторное государственное регулирование, что невозможно без применения федеральных законов «О техническом регулировании» [1] и «Об обеспечении единства измерений» [2], что напрямую связано со вступлением России в ВТО, модернизацией различных отраслей экономики и развитием производства. Каждый из двух законов [1; 2] обеспечивает функционирование другого и в то же время не может без него существовать. Это связано с особым местом метрологического обеспечения в системе государственного регулирования. Метрологическое обеспечение является предметом настоящего регламента и регулирующего органа. Метрология является одной из наукоемких отраслей экономики любой страны и поэтому занимает одно из ведущих мест в инновационном процессе.
Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
На современном этапе развития технических регламентов возникает необходимость ускоренного совершенствования всех его составляющих: обеспечение единства измерений в РФ, технические регламенты, стандартизация, сертификация, оценка соответствия, аккредитация и государственный надзор (контроль).
Стандартизация – это установление и применение правил, направленных на рационализацию деятельности в данной сфере в интересах и с участием всех заинтересованных сторон, в частности для достижения оптимальной экономии для всех, при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основаны на широко признанных результатах науки, техники и практического опыта и призваны принести пользу обществу, обеспечивая:
− безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;
− техническая (конструктивная, электромагнитная и др.) и информационная (программная и др.) совместимость, а также взаимозаменяемость изделий, унификация и увязка показателей и характеристик изделий, кодификация, классификация, унификация, типизация и агрегирование машин и изделий;
2 Цели и задачи технического регулирования
Технические регламенты принимаются в целях:
• защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• защита окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предотвращение действий, вводящих в заблуждение покупателей, в том числе потребителей;
• Обеспечение энергоэффективности и экономия ресурсов.
Таким образом, целью технического регулирования является создание основ единой политики в этой сфере, внедрение передовых международных стандартов и принципов. Основными инструментами технического регулирования являются технические регламенты, являющиеся обязательными нормами, установленными федеральными законами; национальные стандарты - правила добровольного применения; процедуры оценки соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Введение технического регламента направлено на создание механизма, гарантирующего защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, обороноспособность и национальную безопасность страны, в основном на обеспечение технологической безопасности государства.
Задачи технического регламента:
- разработка, принятие, применение и реализация обязательных требований (технических регламентов) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- разработка, принятие, применение и добровольное внедрение требований (государственных стандартов, стандартов организаций) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
- оценка (или подтверждение) соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Техническое регулирование осуществляется по принципам:
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
- соответствие технических регламентов уровню развития народного хозяйства, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- Независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от производителей, продавцов, исполнителей и покупателей;
- единая система и правила аккредитации;
6. Требования в области обеспечения безопасности
Техническое регулирование в России является основой принципиально новой системы государственно-управленческого воздействия на отношения в экономической сфере, как с точки зрения принципа построения этой системы, так и с точки зрения порядка принятия и реализации актов ожидаемого управления. внутри его структуры. Различают три основные группы (формы) регулирования и действий государства по отношению к поведению отдельных групп или лиц на рынке.
К первой группе относятся законодательные меры об ответственности производителя за качество и безопасность продукции. Эти меры основаны на Законе о защите прав потребителей _0_. Эта группа лежит в основе всего регулирующего механизма и носит превентивный характер.
Этот закон должен основываться на неотвратимости ответственности производителя (продавца), в результате которой потребитель получил некачественный товар или была искажена информация о его действительных характеристиках. К этим мерам также относится установленный контролирующими органами изъятие из обращения некачественной продукции.