Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Распад Советского Союза привел к образованию независимых
государств - бывших советских республик, которые были вынуждены выстраивать
межгосударственные отношения. Особую значимость в контексте выстраивания двусторонних
российско-украинских отношений играл тот факт, что между Россией и Украиной исторически
сложились тесные взаимоотношения во всех сферах, а экономическая система двух государств
была фактически единой. К тому же, и Россия, и Украина были крайне заинтересованы в
смягчении последствий распада СССР, особенно в экономической сфере, что было бы весьма
затруднительно без сохранения тесной кооперации украинских и российских предприятий.
Однако подобные подходу не поддерживались внерегиональными государствами, каждое из
которых имело в отношении Украины свои интересы.
Глава 1. Периоды до 2004 и 2004-2010 гг.: умеренное противостояние
До 2004 года отношения с Украиной имели приоритетное значение для России, что нашло
отражение практически во всех внешнеполитических документах российского правительства [6].
Учитывая давние и прочные связи в самых различных областях, Россия стремилась привлечь
Украину к укреплению двустороннего сотрудничества и межгосударственной интеграции в рамках
СНГ.
Разрушение единого экономического пространства бывшего СССР стало одним из главных
факторов кризисного состояния национальных экономик России и Украины в целом и
нефтегазовой отрасли в частности. Оба государства - каждое по-своему - ощутили критическую
взаимозависимость в энергетическом секторе.
Прохождение через украинскую территорию всех российских магистральных экспортных
газопроводов и отдалённость перспективы прокладки альтернативных путей, с одной стороны,
3
позволяли Украине продвигать собственные позиции по экономическим вопросам, а с другой,
предоставляли возможность осуществлять несанкционированный отбор экспортного топлива.
Подобное поведение стало обычной практикой украинских компаний, для борьбы с которой
эффективных методов борьбы практически не существовало.
По состоянию на февраль 1993 г. долг Украины перед «Газпромом» превысил 138 млрд рублей. В
ответ на объявление о приостановке из-за неуплаты поставок газа на Украину украинские власти
заявили, что в таком случае перекроют транзитные газопроводы. Сложившаяся ситуация стала
отправной точкой в развитии открытого «газового конфликта» между Россией и Украиной.
В результате переговоров на высшем уровне Украина согласилась в счёт урегулирования
задолженности за природный газ передать в 1999-2001 гг. России, доставшиеся ей в наследство от
СССР восемь стратегических бомбардировщиков ТУ-160, три ТУ-95МС и около 600 крылатых ракет
Х-22, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Однако таким
образом Украине удалось погасить лишь 285 млн долларов из 1-миллиардного долга за
поставленный российский газ.
История поставок и транспортировки российских энергоносителей по трубопроводам через
Украину продемонстрировала, что никакие политические аргументы и договорённости,
заключённые соглашения и громкие заявления не могут остановить ставший обыденным
несанкционированный отбор российского экспортного газа и угрозу перекрыть транзит газа в
европейские страны.
Несмотря на внутриполитические трудности 2001-2004 годы для Украины стали периодом
экономического подъема, обусловленного ростом мирового спроса на продукцию чёрной
металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских
энергоносителей.
Рассчитывая на присоединение Украины к Соглашению о формировании Единого экономического
пространства (ЕЭП) с Белоруссией, Казахстаном и Россией и на совместное сотрудничество в
высокотехнологичных отраслях, разработку крупных долгосрочных проектов, Россия 8 августа
2004 г. подписала дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом»,
которым на пятилетний срок, до 2009 г., для Украины была установлена фиксированная цена на
российский газ - 50 долл. за тысячу кубометров (при среднеевропейской цене в 160-170 долл.).
Глава 2.Период 2010-2013 гг.: прагматический национализм как фактор развития
В феврале 2010 г. победивший на президентских выборах на Украине В. Янукович выдвинул новые
внешнеполитические ориентиры: повышение экономической отдачи от внешних контактов при
сохранении нейтрального статуса страны. Новый президент считал, что для Украины
стратегической целью является вступление не в НАТО, а присоединение к Европейскому Союзу.
Кроме того, в Киеве не поддерживали идея союза государств России, Украины и Беларуси.
Европейский выбор Украины, по мнению В. Януковича, связан с повышением экономической
эффективности страны, соблюдением прав всех проживающих на Украине национальных
меньшинств, а также утверждением Украины в качестве надежного делового партнера.
В апреле 2010 г. состоялся визит в Харьков президента РФ Д.А. Медведева. В ходе визита лидеры
стран достигли соглашения о продлении на 25 лет срока пребывания в ЧФ РФ в Крыму и о
поставках на Украину российского газа на льготных условиях [1].
В середине 2010 года был принят новый Закон «Об основах внутренней и внешней политики».
Закон зафиксировал отказ Украины от курса на вступление в НАТО, закрепив внеблоковый статус
4
государства. Приоритетом внешней политики осталась европейская интеграция. Таким образом,
надежды на изменение внешнеполитических приоритетов в сторону России не оправдались.
Несмотря на проевропейский курс нового руководства страны, в октябре 2011 года главы
правительств большинства стран СНГ, включая Россию и Украину, подписали Договор о Зоне
свободной торговли.
Ратификация Харьковских соглашений по Черноморскому флоту проходила на фоне акций
протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева. По-прежнему
оставались нерешенными некоторые важные вопросы, касающихся пребывания Черноморского
флота на украинской территории. Прежде всего, модернизация вооружений и техники
подразделений, дислоцированных в Крыму. Для Москвы это был один из ключевых вопросов, так
как физическое и моральное устаревание техники угрожало потерей боеспособности флота в
недалеком будущем.
В конце 2012 - начале 2013 г. Россия предложила Украине присоединиться к Таможенному союзу
(ТС) ЕврАзЭС в качестве полноправного члена, аргументируя это соображениями экономической
выгоды, которую та получит, в частности, от поставки российских энергоносителей по более
низким ценам. Однако к этому времени в украинских элитах сложился консенсус о
необходимости интеграции в Евросоюз и вхождения в соответствующую Зону свободной
торговли. Все парламентские партии Украины (за исключением коммунистов) выступали против
присоединения Украины к ТС, поддерживая курс на евроинтеграцию.
Хотя предложения России об интеграции были отвергнуты, В.Янукович продолжал занимать
двойственную позицию. 31 мая 2013 г. Украина заключила меморандум о сотрудничестве с
Таможенным союзом, а 18 сентября правительство одобрило проект Соглашения об ассоциации с
Европейским союзом. Такая позиция не устраивала Россию, опасавшуюся, в том числе,
неконтролируемого реэкспорта товаров неукраинского производства. Поэтому в октябре 2013 г.
президент России В. Путин заявил, что в случае создания ассоциации с ЕС Украина не сможет
присоединиться к Таможенному союзу.
Глава 3.Обострение российско-украинских отношений: с 2014 г. по настоящее время
В феврале 2014 года начался новый этап российско-украинских отношений, который был связан с
захватом власти оппозицией. Был сформирован новый состав правительства и на май 2014 года
назначены досрочные выборы президента Украины. Действия новых властей были поддержаны
Западом, сделавших ставку на националистические силы, идеология которых отрицала какоелибо сближение с Россией [7].
Одновременно Украина отказалась от политики «внеблоковости», а вступление в НАТО вновь
стало одним из основных приоритетов во внешней политике, что было зафиксировано в новой
редакции закона «Об основах внутренней и внешней политики» 2015 г. и новой Стратегии
национальной безопасности Украины 2015 г., а основным противником в новой редакции
Военной доктрины Украины 2015 г. была названа Российская Федерация.
23 февраля 2014 г. Верховная рада объявила утратившим силу закон «Об основах государственной
языковой политики» от 3 июля 2012 г., гарантировавший официальное использование на Украине
наравне с государственным украинским языком так называемых «региональных языков», то есть
языков, которые, согласно данным переписи населения, считают родными более 10% населения
соответствующего региона. Протесты населения Донецкой и Луганской областей, на которые
центральные власти реагировали с привлечением силовых структур, переросли в вооруженное
противостояние, а лозунги федерализации Украины сменились требованиями самостоятельности
5
регионов. Все более радикальный характер, начиная с марта 2014 г., стало приобретать
противостояние между сторонниками киевского правительства и их противниками в
промышленном Донецке.
13 марта в городе произошли трагические события, пролилась кровь. На мирных демонстрантов
напали праворадикальные группировки, вооруженные травматическим оружием и битами,
которые накануне начали съезжаться в Донецк из других регионов страны. В результате
столкновений многие были ранены, один человек погиб. В Заявлении МИД России, принятом в
этой связи 14 марта 2014 г., подчеркивалось: «Мы неоднократно заявляли, что пришедшие к
власти в Киеве должны разоружить боевиков, обеспечить безопасность населения и законное
право людей на проведение митингов. К сожалению, как показывают события на Украине, этого
не происходит, киевские власти не контролируют ситуацию в стране. Россия осознает свою
ответственность за жизни соотечественников и сограждан на Украине и оставляет право взять
людей под защиту» [5].
Для подавления антиправительственных выступлений украинское руководство 15 апреля
объявило о начале силовой операции. В юго-восточные районы Украины, в том числе в Донецк,
были стянуты подразделения внутренних войск и национальной гвардии Украины с участием
боевиков незаконного вооруженного формирования «Правый сектор» (деятельность этой
организации запрещена в России). Перед ними ставилась задача силового подавления протестов
жителей юго-востока страны против политики киевских властей. К операции были также
подключены около 150 американских специалистов из частной военной организации «Greystone»,
переодетых в форму бойцов подразделения «Сокол».
В ответ население Донецкой и Луганской областей провозгласило создание Донецкой Народной
Республики и Луганской Народной Республики. 11 мая власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР
провели референдумы о суверенитете.
Заключение
Рассматривая политику РФ по отношению к Украине, условно можно выделить несколько этапов,
которые совпадают с периодами правления украинских президентов: 1994-2004 гг., 2005-2010 гг.,
2010-2013 гг., 2014 - по настоящее время.
Главной особенностью первого этапа была поддерживаемая Россией, но не разделяемая на
Украине, идея реинтеграции двух стран, которая во многом определяла подходы Москвы в
отношении Киева в тот период. Впрочем, украинское руководство с самого момента обретения
независимости не разделяло идею реинтеграции со странами СНГ, а само Содружество считало
неким инструментом для «цивилизованного развода», так как в своей внешней политике страна
стремилась максимально отдалиться от бывших республик СССР. Подобный подход надолго
предопределил политику Украины в рамках постсоветского пространства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Жильцов С.С. Украина, с. новый этап политического развития. Проблемы постсоветского
пространства. 2014, № 1, с.4-23.
2. Жильцов С.С., Воробьев В.П., Шутов А.Д. Эволюция политики России на постсоветском
пространстве. Москва, с. Восток-Запад, 2010 - 168 с.
6
3. Истягин Л. За поворот к реализму. Мировая экономика и международные отношения, № 6,
Том 60, Июнь 2016, c. 120-123
4. Лысенков А.В. Взаимоотношения Украины со странами СНГ после «оранжевой»
революции, с. интересы и результаты (2005-2009). Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. 2011, № 6, с.320-325
5. Медведев Н.П. Этнополитический консенсус: к вопросу о конфликте на юго-востоке
Украины. Журнал «Политический процесс в постсоветском пространстве», выпуск 1 (24), 2014, c.
51-59
6. Метленко Е.А. «Газовый» конфликт между Россией и Украиной, опыт разрешения в 1992-
1999 гг. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия, с. История.
Политология. 2012, № 19, с.192-196.
7. Пантин В. И., Лапкин В. В. Тенденции политического развития современной Украины, с.
основные риски и альтернативы. Полис. Политические исследования. 2013, № 5, с.133-144.
8. Российско-украинские торгово-экономические отношения в новых геополитических
условиях: риски и возможности для южных регионов России. //Национальная безопасность и
стратегическое планирование», Номер 3 (15), 2016, c. 4-13
9. Седякин Ю. Многовекторность внешней политики Украины. Обозреватель - Observer. 2007,
№ 5, с.83-85.
10. Хмылёв В.Л. Современные международные отношения. Томск, Томский политехнический
университет, 210 с.