Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Актуальность выбранной темы работы очевидна, так как для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Целью курсовой работы является изучение диагностики рентабельности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность рентабельности;
- исследовать методические подходы к анализу показателей рентабельности;
- дать краткую характеристику ООО «Лента»;
- проанализировать показатели рентабельности ООО «Лента»;
- разработать мероприятия по повышению рентабельности ООО «Лента»;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования – ООО «Лента».
Предмет исследования – результаты анализа показателей рентабельности компании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
1.1. Понятие и сущность рентабельности
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности, который комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.
Анализируя показатели рентабельности бизнеса можно дать абсолютно точную оценку его успешности, оценку грамотного управления [1, с. 69].
Как правило, четкая схема ведения своего дела, которая гарантирует успех, отсутствует из-за совокупности многих факторов: грамотная бухгалтерия, хорошая реклама, персонал и заинтересованность людей в твоем товаре или услуге и многое другое.
Хорошую прибыль в данном вопросе обеспечат грамотные решения по экономическому управлению над всеми аспектами бизнеса. Бизнесмен при оценке эффективности бизнеса сперва думает о валовых показателях, при этом не думая о проблеме формировании финансовых результатов. А прибыль показывает именно результаты работы бизнеса.
Рентабельность является стоимостным и качественным показателем отдачи средств, которые были вложены в бизнес изначально, а также отдачи с тех ресурсов, которые были закуплены, чтобы предприятие могло начать работу.
В современной зарубежной и отечественной литературе выделяют несколько определений понятия «Рентабельность» (таблица 1), рассмотрение которых позволило сделать вывод, что данное определение нуждается в более фундаментальной трактовке с позиции концептуального моделирования.
Таблица 1 – Дефиниция понятия «рентабельность предприятия»
Автор Определение Комментарий
Т.В. Будовская [3, с. 231] «Рентабельность характеризует конечный хозяйственный результат деятельности за определенный период и определяется величиной полученной прибыли в сравнении с размерами вложений (расходов) в основные и оборотные средства» Это конечный результат прибыли, сравнивается величина прибыли с затратами
Ю.Ю. Сальников
[13] «Показатели рентабельности являются комплексными и дают общую оценку эффективности ее деятельности, а также принятых менеджментом решений» Рентабельность оценка деятельности руководства предприятия и сотрудников
А.Д. Шеремет
[14, с. 85] «Рентабельность (от нем. rentabel – доходный) – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени» Отношение доходов и расходов
На основе вышеизложенных понятий рентабельности была составлена общая концептуальная модель, которая отражает экономический смысл рентабельности предприятия в зависимости от отрасли применения.
Рентабельность предприятия – это отношение между доходами и расходами на предприятии, реализующая свои функции в производственном цикле, на основе оценивания деятельности руководства и персонала по распределению и пользованию капиталом, направленная на увеличение капитала, с целью обогащения предприятия и руководства, получения максимальной отдачи денежных средств, удовлетворение личных надежд на бизнес-деятельность [3, с. 234].
Рентабельность гарантирует не только окупаемость тех средств, которые были вложены в ресурсы, а еще и формирование прибыли, заработной платы работников и самого владельца. Прибыль, которую получает предприятие от хозяйственной деятельности имеет точные сущностные характеристики (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сущностные характеристики прибыли от деятельности предприятия
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Улучшение этого показателя обеспечивается:
1. Повышением массы прибыли.
2. Улучшением использования соответствующего вида ресурсов или снижением затрат.
Если исходить из того, что рентабельность напрямую связана с величиной прибыли, то и поиск путей роста рентабельности должен быть рассмотрен в синтезе с ростом прибыли.
Наиболее важными путями роста прибыли будут увеличение доходов от продаж, а также от иных видов производственно-коммерческой деятельности бизнеса.
Рисунок 2 – Рентабельность деятельности предприятия
На промышленных предприятиях, в т.ч. на железнодорожном транспорте, главный вид дохода – это выручка от реализации продукции или оказания услуги, в т.ч. перевозка грузов и пассажиров.
Рост реализации можно достигнуть, если будут учитываться следующие аспекты [4, с. 100]:
– изучение рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;
– обеспечение конкурентоспособности производимой продукции или оказываемой услуги путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;
– рост цен на основе повышения качества продукции или услуги в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.
Рентабельность также зависит от себестоимости реализованной продукции. Обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость, тем выше показатели рентабельности.
Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования ресурсов производства. Чем эффективнее управление предприятия использует его ресурсы, тем выше рентабельность.
Для повышения эффективности работы предприятия сперва следует обратить внимание на выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, увеличения прибыли и повышения рентабельности.
1.2. Методологические подходы к анализу показателей рентабельности
Для того чтобы спрогнозировать прибыль, доходность инвестиции, сравнить организацию с их конкурентами необходимо рассчитать рентабельность.
Рентабельность компании, затрачивающей меньше ресурсов, но при этом обеспечивающая большую прибыль будет выше. Оценка стоимости такой компании при продаже так же будет более высокой [5, с. 91].
Показатели рентабельности измеряют количество прибыли предприятия с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Причем данные измерения проводятся в различных вариантах и в зависимости от целей экономических агентов получают систематизацию.
Показатель рентабельности вычисляется с помощью коэффициентов. У каждого вида рентабельности свои коэффициенты, поэтому их формулы отличаются. Рассмотрим формулу общей рентабельности:
R = П х 100 / Оф + Об, (1)
где R – уровень рентабельности, %;
П – прибыль;
Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Об – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
В данном случае чем больше прибыль предприятия (числитель), и чем меньше было затрат для получения этой прибыли (знаменатель), тем выше будет рентабельность (частное от деления).
В формулах рентабельности независимые переменные также называют экономическими резервами. При их количественном изменении произойдет увеличение или снижение рентабельности [6, с. 226].
В научной литературе есть два мнения относительно расчета уровня рентабельности.
Первое заключается в том, что на практике применяются два метода измерения рентабельности – это отношение прибыли к текущим затратам или к авансированным вложениям.
Второе: коэффициент рентабельности равен отношению прибыли или к выручке, или к затратам, или к активам. Эти два мнения взаимодополняющие, и не могут быть альтернативными.
Среди многих авторов работ посвященных экономике предприятия нет единого мнения на счет того, к чему необходимо отнести прибыль [8, с. 373].
Мы рассматриваем случай, когда рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к конкретному коэффициенту, от которого зависит сама сумма прибыли. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности или убыточности деятельности предприятия.
Абсолютно каждое предприятие стремится к повышению рентабельности, так как это показатель увеличения его прибыльности [7, с. 81].
Когда организация получает от продажи продукции столько же, сколько потратила на производство, это говорит о нулевой рентабельности. В таком случае у предприятия нет финансовой возможности для расширения производственной деятельности, а лишь хватает для погашения убытков в периоде.
Выделяют несколько групп показателей рентабельности [5, с. 200]:
– рентабельность инвестиции;
– рентабельность активов;
– рентабельность производства;
– рентабельность продаж.
По степени изменения объекта сравнения различают методы с помощью которых рассчитываются показатели. Величины, рассматриваемые как отношение дробей, являются бухгалтерскими оценками, которые получены с помощью определенной методологии. Значение, которое находится в делителе зависит от целей исследования и меняется в соответствии с ними, а числитель «дроби» всегда остается логически неизменным.
Далее рассмотрим формулы для основных показателей рентабельности.
Рентабельность активов определяется по формуле:
Rа = Р х 100 / А (2)
где Rа – рентабельность активов, %;
P – прибыль за период;
А – средняя величина активов за период.
Рентабельность продукции определяется по формуле:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, И.А. Анализ рентабельности в экономике [Текст] / И.А. Агафонова // Форум молодых ученых. — 2019. — № 5 (33). — С. 69-77.
2. Бондарев, Л.Н. Комплексный экономический анализ: учебное пособие [Текст] / Л. Н. Бондарева и др. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2018. — 152 с.
3. Бубновская, Т.В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия [Текст] / Т.В. Бубновская // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 3-1. — С. 231-236.
4. Гришина, В.И. Экономика предприятия [Текст] : учеб. для студ. / под ред. В. И. Гришина, Я. П. Силина. — М. : Кнорус, 2019. — 472 с
5. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник / И.Н. Иванов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 348 с.
6. Карпушов, С.В. Теоретические аспекты формирования прибыли и рентабельности [Текст] / С.В. Карпушов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3-1 (73). — С. 226-229.
7. Куприянова, Л. М. Финансовый анализ [Текст]: учебное пособие / Л. М. Куприянова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 157 с.
8. Морозова, Е.В. Рентабельность как экономическая категория и ее роль при определении эффективности деятельности предприятия [Текст] / Е.В. Морозова // Синергия Наук. — 2019. — № 32. — С. 373-377.
9. Мылова, М.Д. Анализ прибыли и рентабельности и пути их улучшения [Текст] / М.Д. Мылова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 3-1. — С. 774-778.
10. Официальный сайт компании ООО «Лента» [Электронный ресурс] //https://lenta.com/o-kompanii/raskrytie-informatsii/otchyotnost/bukhgalterskaya-finansovaya/ (дата обращения 30.04.2022)
11. Поздняков, В.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / под ред. проф. В.Я. Позднякова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 617 с.
12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2019. – 367 с.
13. Сальников, Ю.Ю. Исследование рентабельности как фактор повышения конкурентоспособности организации [Текст] / Ю.Ю. Сальников // Вектор экономики. — 2019. — № 4 (34). — С. 151.
14. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 374 с.
15. Шеремет, А. Д. Финансовый анализ [Текст]: Учебно-методическое пособие. / А. Д. Шеремет, Е.А. Козельцова — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — 200 с.
16. Шершова, Е.В. Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия [Текст] / Е.В. Шершова // Modern Science. — 2021. — № 6-1. — С. 173-178.
17. Шершова, Е.В. Факторный анализ рентабельности [Текст] / Е.В. Шершова // Дневник науки. — 2021. — № 6 (54).
18. Яковенко, А.Н. Анализ рентабельности организации как этап финансового планирования [Текст] / А.Н. Яковенко // Вектор экономики. — 2019. — № 6 (36). — С. 171.