Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика характеризуется взаимодействием трех основных участников: производителей, потребителей и государства. Каждый участник экономической деятельности имеет конкретную цель и развивает свою деятельность соответствующим образом. В рыночной экономике глубокое знание рынка и умение применять инструменты влияния на рыночные условия особенно важны для успешной деятельности ее субъектов. Совокупность таких знаний и инструментов является основой маркетинга.
Сегодня вопрос маркетинговых исследований имеет решающее значение даже для не очень крупных фирм. Переход экономических отношений на международный и глобальный уровень привел к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой компании, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть, по сути, любой более или менее заметной компании.
На сегодняшний день рынок кофеен в любом городе стал достаточно популярен, потребители довольно часто используют моно кофейни, либо кофе на вынос. Так как кофейни не только зарекомендовали себя, производя вкусную и качественную продукцию, но это еще и стало модным, например, поработать в кофейне за ноутбуком с чашечкой кофе. Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Предметом исследования являются маркетинговые отношения в сфере исследования поведения потребителя на рынке кофеен.
Объектом исследования является рынок кофеен г.Красноярска.
Цель работы – провести маркетинговое исследование потребителей на товарном рынке кофеен г.Красноярска. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить поведение потребителей: общую характеристику факторов и процессов потребительских решений;
- проанализировать направления и методы исследования потребителей;
- выявить основные источники и потоки информации, используемой в процессе исследования потребителей на товарном рынке;
- провести анализ тенденций потребления на рынке кофеен в г.Красноярске;
- провести исследование внешних факторов поведения потребителей на рынке кофеен;
- провести исследование внутренних факторов поведения потребителей на рынке кофеен;
- проанализировать структуры потребительских предпочтений на рынке кофеен в г.Красноярске;
- охарактеризовать этапы процесса потребительских решений на рынке кофеен;
- проанализировать типологизацию потребителей как основание для позиционирования продукции на рынке кофеен.
Методологической основой исследования стали такие методы научного познания как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Использовались научные и учебные источники литературы, а также материалы интернет-источников.
Представленная работа состоит из введения, основной части, разделенной на разделы и подразделы, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Методические основы исследования потребителей на товарном рынке
1.1. Поведение потребителей: общая характеристика факторов и процессов потребительских решений
Поведение потребителей и факторы, влияющие на решения о покупке, -это то, на чем сегодня основывается маркетинговая политика большинства компаний. Используя различные маркетинговые инструменты для воздействия на людей, компании выстраивают целую систему. В этой работе мы подробно рассмотрим, что влияет на решения людей о покупке, какие аспекты важно учитывать и как это можно использовать для продвижения бизнеса, товаров и услуг[4].
Современная рыночная система устроена таким образом, что в центре ее внимания находится клиент. Именно потребитель является объектом определенного воздействия со стороны маркетологов, пытающихся найти наилучший способ удовлетворения потребительских потребностей и интересов. При этом важно, чтобы маркетинговый подход отличался от подхода конкурентов. Для этого, например, создают УТП (уникальное торговое предложение), продвигают его, проводят различные рекламные кампании.
Стратегии в маркетинге формулируются таким образом, чтобы обеспечить потребителям большую ценность, чем конкуренты, и в тоже время сохранить финансовую стабильность и эффективность. Обычно это выражается в таких понятиях и характеристиках, как цена, продвижение, каналы коммуникации и услуги.
На постсоветском пространстве этот явный акцент на закрытии потребностей и «болей» стал чем-то вроде новинки, поскольку в советское время мнения и интересы людей не учитывались, а вся деятельность строилась на основе определенных государственных планов. В советское время мнения и интересы людей не учитывались, вся деятельность строилась на определенном государственном плане. Сегодня компании стараются привлечь внимание к собственной продукции, несмотря на разнообразие, представленное на рынке их конкурентами.
Важно также отметить, что теория поведения покупателей является базовой основой, на которой строится бизнес во всех отраслях. Ниже представлена попытка понять, чем руководствуются люди, принимая решение о покупке того или иного продукта или товара[10].
Основные характеристики потребительского поведения:
• Рациональность. Заказчик выбирает товар в соответствии со своими вкусами, интересами, потребностями и финансовыми возможностями. Именно поэтому производители стремятся максимально расширить ассортимент, предоставить возможность выбора и сравнения товаров одной категории. Это называется проявлением рационализма.
• Независимость выбора. Тот случай, когда человек принимает решение о покупке самостоятельно.
• Множественность. Количество предложений находится в прямой зависимости от действий покупателя и наоборот. Учитывая, что сегодня рынок товаров и услуг насыщен разнообразной продукцией, способной удовлетворить интересы практически любого человека, потребительское поведение и факторы, его определяющие, с каждым днем становятся все более разнообразными.
Как правило, потребитель руководствуются следующими понятиями:
• собственные интересы, вкусы, потребности;
• заинтересованность в продукте;
• польза;
• финансовые возможности и расценки.
На основе этих показателей формируется базовая модель поведения. Покупатель старается выбрать именно тот товар, который отвечает его интересам, выгодам, но при этом учитывается ценовой параметр. При наличии финансовых ограничений человек будет покупать только товар или тот, который стоит ниже по шкале убывающей полезности и в то же время доступен по цене.
В зависимости от того, какие продукты человек планирует покупать и потреблять – зубную пасту, сезонную обувь, дорогой компьютер или квартиру, его действия будут разными. Очевидно, это связано с высокой стоимостью приобретения и рисками. Чем выше стоимость товара, тем более обдуманно и взвешенно покупатель принимает решение о покупке[15].
Далее рассмотрим основные поведенческие разновидности:
• Сложное поведение. Наблюдается в случаях, когда в рамках одной категории товаров предлагается большой выбор. Например, покупка смартфона. Бытовая техника – не самая дешевая категория товаров, поэтому покупателю важно до мелочей оценить покупку. Он оценивает свойства, анализирует возможности и технические характеристики, поэтому основная задача продавца — предоставить максимально полную информацию.
• Неуверенное. Возникает в ситуациях, когда при ограниченном предложении большой спрос, но в то же время существует огромный риск. Часто при выборе человек опирается на собственные вкусовые предпочтения, которые не всегда четко связаны с полезностью. В основном это категория товаров для самореализации. Задача, стоящая перед продавцом в этом случае, убедить клиента в правильности покупки.
• Привычное. Это характерно для потребителей при покупке привычных, как правило, недорогих товаров. Они не сильно различаются между производителями, поэтому свойства или другие характеристики не оцениваются. Наоборот, покупка совершается из-за постоянной привычки приобретать именно этот товар. Задача продавца — привлечь внимание, например, с помощью стимулирующих акций, скидок, бонусов, а также создания эффектного логотипа.
• Поисковое. Возникает, когда на рынке представлен широкий спектр производителей и товаров нужной категории. У покупателя есть желание попробовать все, что предлагается, поэтому он часто переключается на разные бренды. Основная задача продавца – правильная расстановка акцентов, чтобы побудить покупателей запомнить бренд, а также создать акции и выгодные предложения[35].
Исследование процесса принятия решения о покупке в маркетинге привело к выявлению так называемых факторов влияния, определяющих потребительское поведение покупателей на рынке (рис.1), — это культурные, личностные, социальные и психологические. Рассмотрим подробнее, что подразумевает каждый из них.
Культурные:
При этом учитывается культура, субкультура, а также принадлежность к социальному классу. В первом случае это социально принятые нормы, ценности, взгляды, которые, как правило, воспитываются в школе, семье и других общественных институтах. Уровень жизни также важен. Субкультура является неотъемлемой частью культурного общества. Он определяется набором ценностей и установок, характерных для определенной группы людей, объединенных на основе некоторых признаков: региональных, национальных, религиозных и т. д. Эти касты людей отличаются некоторыми специфическим поведением. Таким образом, мусульмане, скорее всего, не будут заказывать блюда из свинины, а потому этот фактор тоже надо уметь предопределять заранее. Это может быть одним из признаков сегментации рынка.
Наконец, принадлежность к социальному классу означает совокупность отдельных людей или семей, которые характеризуются похожими убеждениями, стилем жизни, интересами. Здесь учитывается и уровень доходов, и профессия, и ценностная ориентация, а также другие показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алешина И. В. Поведение потребителей. - М.: Изд-во «Экономистъ», 2017. – 209 c.
2.Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов // Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 13–16.
3.Аникина А. Кофе с собой: процесс не остановить [Электронный ресурс] URL: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3750/ (дата обращения: 25.02.23).
4.Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. - М.: СПб: Питер, 2016. - 272 c.
5.Акулич И. Л. Маркетинг. Практикум / И.Л. Акулич. – М.: Вышейшая школа, 2022. – 416 c.
6.Ахмедова М.Б. Особенности потребительского поведения / М.Б. Ахмедова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2020. № 13. С. 90-93.
7.Березин Игорь Крупнейшие потребительские рынки России. Объем, динамика, перспективы. Доклад российскому бизнесу / Игорь Березин. - М.: Беловодье, 2016. - 272 c.
8.Божук С. Г. Маркетинг / С.Г. Божук. – М.: Питер, 2019. – 561 c.
9.Божук С. Г. Маркетинговые исследования. Учебник для СПО / С.Г. Божук. – М.: Юрайт, 2022. – 386 c.
10.Бодрийяр Ж. Общество потребления / La société de consommation: ses mythes et ses structures. М.: 2016. – 153 с.
11.Быстрова Н.В. Потребительское поведение как социальный феномен / Н.В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6 (48). С. 110-114.
12.Бронникова Т. С. Маркетинг. Теория, методика, практика / Т.С. Бронникова. – М.: КноРус, 2020. – 208 c.
13.Бодрийяр Ж. Система вещей / Le systeme des objects. Пер. с франц. и сопроводит. статья С.Зенкина. – М.: Рудомино, 2015. – 110 с.
14.Букин С. О. Основы маркетинга в вопросах и ответах / С.О. Букин. – М.: Феникс, 2018. – 160 c.
15.Бутова Т.Г. Управление маркетингом. Учебник / Т.Г. Бутова. – М.: Проспект, 2018. – 499 c.
16.Веселов Ю. В. Совеременная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб.: Интерсоцис, 2015.1, с.68 - 82.
17.Веселов Ю. В. Социология питания: теоретические основания // Проблемы теоретической социологии. – СПб.: Изд. Центр экономического факультета СПбГУ, 2014, с.168-199.
18.Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Косолапова А. С., Переходова Е. А. Влияние потребительских предпочтений на технические характеристики продукта // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 150–153.
19.Гнездилов Ю.В. Потребительский рынок / Ю.В. Гнездилов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 54-57.
20.Гончаров И.Л. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка / И.Л. Гончаров // Вестник университета. 2020. № 8. С. 110-116.
21.Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 416 c.
22.Давыдов Ю.Н. «Веберовская теория капитализма - ключ к универсальной исторической социологии» // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2. Москва: Канон +, 2014. – С. 376 - 408.
23.Дегтярев Д.С. Оценка уровня влияния факторов потребительского поведения на рынке / Д.С. Дегтярев // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2020. № 9. С. 154-158.
24.Депутатова Е.Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии / Е.Ю. Депутатова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-2 (62). С. 69-72.
25.Залесский П.К. Влияние социального статуса на потребительское поведение городского населения России / Дисс. канд. соц. наук. – М., 2017. – 162 с. 20.
26.Ильин А. Н. Культура общества потребления: философский, психологический, социологический аспекты : учеб. пособие / А. Н. Ильин, А. Л. Панищев. ¬– Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – 264 с.
27.Ильин В. И. Поведение потребителей. М.: 2018. – 232 с. 27.
28.Ильин В. И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. – СПб.: Интерсоцис, 2018. - 446 с.
29.Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций. [Электронный ресурс] URL: http://www.consumers.narod.ru (дата обращения: 24.02.23).
30.Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. – 2015. – № 2. – С. 3-40.
31.Казущик А. А. Основы маркетинга / А.А. Казущик. – М.: Беларусь, 2019. – 248 c.
32.Катернюк, А. В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. – М.: Феникс, 2018. – 672 c.
33.Когда открылась первая кофейня? [Электронный ресурс] URL: http://www.coffeeburg.ru/kogda-otkrilas-pervaya-kofeinya/ (дата обращения: 25.02.23).
34.Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. – М.: 2019. – 654 с.
35.Куликова О.М. Цифровизация процесса сегментирования потребительского рынка / О.М. Куликова // Вестник Академии знаний. 2020. № 2 (37). С. 152-159.
36.Лукина А. В. Маркетинг / А.В. Лукина. – М.: Форум, 2018. – 240 c.
37.Малашенко Н. П. Маркетинг на потребительском рынке / Н.П. Малашенко. - М.: Омега-Л, 2016. - 208 c.
38.Макарова Т.Н. Потребительское поведение в конкретных ситуациях / Т.Н. Макарова // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2018. – №1 (11). – С. 148-152.
39.Марченкова Л.М. Потребительский рынок товаров и услуг и его роль в современных условиях / Л.М. Марченкова // Экономическая среда. 2020. № 3 (33). С. 4-9.
40.Медведева О.С. Способы воздействия на потребительское поведение / О.С. Медведева // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2020. № 2 (28). С. 16-21.
41.Михалева Е. П. Маркетинг. Краткий курс лекций / Е.П. Михалева. – М.: Юрайт, 2018. – 222 c.
42.Мумладзе Р.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, В.С. Парамонов, Н.И. Литвина. – Москва: СИНТЕГ, 2018. – 160 c.
43.Новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз. [Электронный ресурс] – URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/kompanii-i-rynki/novaya-real-nost-rossiyskogo-potrebitel-skogo-rynka-nafone-pandemii-covid-19
44.Отчет об исследовании «Российский рынок кофеен» компании Alto Consulting Group [Электронный ресурс] URL: http://alto-group.ru/analitika/185-rossijskij-rynok-kofeen-2013-g.html (дата обращения: 23.02.23).
45.Платонова Л. А. Теория и практика потребительского поведения: учеб. пособие / Л. А. Платонова. - Минск: Изд-во Гревцова, 2019. – 200 с.
46.Плешивцева Н. Кофейни и их развитие в современной России [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-kofeyni-i-ih-razvitie-v-sovremennoy-rossii-1028923.html (дата обращения: 23.02.23).
47.Пикалова П.О. Роль потребительского рынка товаров и услуг в современных условиях / П.О. Пикалова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2020. № 13. С. 153-157.
48.Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей». Монография. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2018. – 296.
49.Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18670944.html (дата обращения: 23.02.23).
50.Рева В.Е. Управление репутацией / В.Е. Рева. – М.: Дашков и К°, 2021. – 359 c.
51.Романов А. А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2019. – 432 c.
52.Рынок кофеен в России [Электронный ресурс] URL: http://coffeet.ru/cafe/rynok-kofeen-v-rossii.html (дата обращения: 25.02.23).
53.Саевец А. Н. Поведение покупателей / А.Н. Саевец. – М.: БГЭУ, 2018. – 204 c.
54.Синяев И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации / И.М. Синяев. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 171 c.
55.Синяева И. М. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 266 c.
56.Синяева И. М. Маркетинг. Учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. – М.: Юрайт, 2019. – 666 c.
57.Сухов В. Д. Основы маркетинга / В.Д. Сухов, С.В. Сухов. – М.: Academia, 2020. – 224 c.
58.Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах / А.А. Украинцева. – М.: ТК Велби, Проспект, 2021. – 248 c.
59.Федько В. П. Маркетинг. 100 экзаменационных ответов / В.П. Федько, Н.Г. Федько. – М.: Феникс, Издательский центр «МарТ», 2022. – 400 c.
60.Характеристика кофейного дела: появление и развитие [Электронный ресурс] URL: http://coffee.jofo.me/275984.html (дата обращения 23.02.23).
61.Чернов А. Кофейни [Электронный ресурс] URL: http://www.luxurynet.ru/restaurant/5650.html (дата обращения: 23.02.23).