- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Обзор и редакторский анализ энциклопедий (на примере издательства Аванта: серия Большая энциклопедия школьника)
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Издательское дело
38 страниц
8 источников
Добавлена 30.06.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СЕРИИ КНИГ «БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА» 8
1. Общая характеристика серии 8
2. Состав и структура серии 13
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 21
1. Анализ справочно-сопроводительного аппарата 21
2. Анализ иллюстративного материала 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 36
Приложения 39
Фрагмент для ознакомления 2
В последние два десятилетия в результате развития интернет-технологий читатели получили доступ к огромному количеству информации самого разного направления. Несмотря на это, печатные издания для детей по-прежнему пользуются большим спросом. Особое место среди них занимают научно-популярные энциклопедии, как средство распространения научных знаний, а также доступа к достижениям культуры, искусства, образования.
В СССР подготовка и выпуск энциклопедических изданий находились под строгим контролем государственных органов. Особенно тщательно проверялось и регулировалось государственными стандартами оформление литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всё это позволяло стандартизировать и упорядочить процесс редакционно-издательской подготовки иллюстрированных изданий для подрастающего поколения.
В 90-е годы такой контроль исчез. Отсутствие государственного регулирования и внедрение новых полиграфических технологий привело к бурному развитию рынка издательских услуг, появлению большого количества всевозможных издательств, ориентированных на коммерческие интересы и потребности самой разной читательской аудитории.
«На рубеже XX и XXI столетий в истории отечественной культуры произошло феноменальное явление, которое исследователи назвали “энциклопедическим бумом” в российских регионах».
Существенный вклад в этот процесс внесло и издательство «Аванта».
С одной стороны, это привело к положительным результатам. Рынок книжной продукции наполнился большим количеством детской литературы, ориентированной на разные возрастные группы. За последние десятилетия вышло в свет значительное количество всевозможных иллюстрированных энциклопедий, ориентированных на дошкольников, младших школьников, старшеклассников по самым различным тематическим направлениям: истории России, всемирной истории, культуре, живописи, астрономии, биологии, ведению домашнего хозяйства, выращиванию растений, авиации и кораблестроению, животным и т.д.
С другой стороны, у этого процесса была и отрицательная сторона. Справочный аппарат и оформление таких изданий (особенно в первые десятилетия постсоветского периода) зачастую не соответствовали требованиям ГОСТ. Во многих подобных изданиях полностью отсутствовали указатели, списки сокращений, ссылки и пр., а словарные статьи оформлялись с нарушением установленных правил: использовались неприемлемые для данной возрастной группы термины и определения, неподходящие шрифты и красители, непроверенные сведения.
В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Справочные издания для детей уверенно занимают одно из ведущих мест в издательской практике, и играют значительную роль в развитии культуры, сохранении языка, передаче научных знаний, повышении образовательного уровня школьников.
Актуальность темы обусловлена потребностью современного общества в осмыслении опыта издательско-полиграфической практики подготовки справочной литературы для школьников с целью дальнейшего развития данного направления, на основании выявления потребностей различных возрастных групп и максимально эффективном применении этих данных в соответствии с потребностями современных образовательных технологий.
«Следовало бы обобщить опыт работы по выпуску энциклопедических изданий, как в центре, так и в регионах, всесторонне изучить содержание изданных энциклопедий, определить лучшие из них и на основе достойных образцов выработать общие подходы к процессу их подготовки, разработать основные требования к тексту, оформлению энциклопедий на бумажных и электронных носителях и т.д.»
Особую актуальность данная тема приобретает в связи с миграционными процессами, с которыми в последние годы сталкивается мировая общественность. Переезд в Россию мигрантов и временных переселенцев из соседних республик выдвигает необходимость их адаптации и изучения русского языка, что делает подготовку учебных и развивающих изданий для школьников задачей государственного уровня.
В такой ситуации иллюстрированные справочные издания для детей, наряду с другими видами книжной продукции, являются важным элементом, способным повлиять на процесс культурно-интеграционной адаптации некоренного населения к национально-историческим особенностям России. И в этом плане роль детских энциклопедических словарей стремительно возрастает, поскольку объединяет в себе культурные, информационные и образовательные функции, оставаясь повсеместно доступным средством повышения образовательного уровня и приобщения к национальной культуре.
Целью данного исследования является изучение деятельности издательства «Аванта» на основании аналитического обзора и редакторского анализа изданий серии «Большая энциклопедия школьника», выявление принципов формирования издательского репертуара, а также основных тенденций выпуска книжной продукции, динамики названий и тиражей с целью определения эффективности и специфики издательской политики.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Определение отличительных особенностей энциклопедических изданий для детей издательства «Аванта», их видов и методов подготовки, принципов и приемов, структуры и содержания;
2. Определение методов раскрытия содержания и процесса редакционно-издательской подготовки иллюстрированного энциклопедического издания для детей младшего и среднего школьного возраста.
3. Анализ аппарата ориентировки и методического аппарата отдельных книг серии «Большая энциклопедия школьника», а также сопроводительного аппарата: вступительных статей, послесловий;
4. Анализ и оценка художественно-технического оформления и характера иллюстрирования, функционального назначения указанных элементов, их роли и места в издании.
Объектом исследования выступают методы редакционно-издательской практики подготовки иллюстрированных энциклопедических изданий, использовавшиеся в издательстве «Аванта» в последнее десятилетие ХХ в. – первое десятилетие ХХI в., начиная с 1993 г. по 2012 г., а также ряд переизданий и продолжений серии, вышедших в последующие периоды.
Предметом исследования является серийное издание «Большая энциклопедия школьника».
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности изучения и обобщения уникального опыта специалистов издательства «Аванта», как своего рода, первопроходцев в деле создания энциклопедических изданий для детей в постсоветский период на основании трудов отечественных авторов и художников-иллюстраторов.
В качестве метода исследования использован редакторский анализ, оценка особенностей текстологической подготовки серии «Большая энциклопедия школьника», выявление составительских принципов, разбор и характеристика элементов справочного аппарата.
Теоретико-методологическими основаниями для исследования стало изучение трудов российских и зарубежных ученых по теории и практике редакционно-издательской подготовки иллюстрированных справочных изданий для детей, и применение данных оснований для анализа серии книг издательства «Аванта».
Историография вопроса. В разные годы существенный вклад в исследование редакционно-издательского процесса подготовки справочных изданий внесли Барыкин В.Е., Винокуров Д.И., Гудовщикова И.В., Кауфман И.М., Мануйлов В.А., Мильчин А.Э., Сикорский Н.М., Шмушкис Ю.Е., Якимович Ю.К. и др.
Структура курсовой работы включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СЕРИИ КНИГ «БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА»
1. Общая характеристика серии
«Большая энциклопедия школьника» выходила в издательстве «Аванта» в период с 1993 по 2012 годы, и в то время была, своего рода, образцом новейших достижений не только отечественного, но и мирового книгоиздания.
Каждый том энциклопедии включал в себя краткие сведения прикладного или научного содержания, изложенные в популярной форме, доступной для школьников младшего и среднего возраста, что позволяет отнести его к категории универсальных многотомных научно-популярных справочных изданий.
В целом, справочные издания подразделяются на несколько видов: энциклопедии, словари, справочники, каждый из которых отличается своими особенностями, определяющими основные критерии подбора материала. По функциональному назначению, тематике и критериям подбора материала «Большую энциклопедию школьника» можно отнести к непереводным серийным многотомным энциклопедическим изданиям. По объему и полноте подачи материала указанное издание можно отнести к кратким тематическим энциклопедиям.
По целевой аудитории серию книг «Большая энциклопедия школьника» относится к научно-популярным изданиям, направленным на популяризацию научных знаний и предназначенным для широкого круга читателей или определенной читательской аудитории, в частности, школьников.
Отдельные тома «Большой энциклопедии школьника» сгруппированы в определенном порядке: по тематике и по разделам, что делает данное издание доступным средством для получения научно-популярных сведений самого разного характера.
«В России в конце XX – начале XXI вв. стали появляться многочисленные издания, которые позиционировались как детские энциклопедии или энциклопедии для детей, среди них можно назвать проект “Энциклопедия для детей” издательства “Аванта+” (ныне ООО “Мир энциклопедий Аванта+” в составе холдинга АСТ)».
С 2005 г. серия была переименована в «Мир энциклопедий Аванта+». Тематика томов расширилась, но структура новых томов, как правило, оставалась прежней (за редкими исключениями). Как и в предыдущие годы, информация в энциклопедии компоновалась по тематическому принципу. Один том относится к какой-то одной узкой теме или области научного знания. Например, теме «Животные», раздел «Млекопитающие».
С одной стороны, подобная компоновка материала делает каждый том более простым для восприятия младшими школьниками. А с другой стороны, подобное разделение общих тем на мелкие подразделы преследует коммерческие интересы, так как для получения более полной информации по теме «Биология» или «Животный мир» читатели вынуждены приобретать всю серию целиком, не ограничиваясь отдельными книгами. Наиболее объемные области научного знания, например, «Архитектура» или «Живопись» представлены несколькими томами.
Основной целевой аудиторией энциклопедии стали дети младшего и среднего школьного возраста, родители и педагоги детский учреждений. На протяжении многих лет сохранялась общая серийная идентичность элементов оформления и стандартизация целевого назначения. Однако отдельные тома могут отличаться друг от друга по отдельным элементам, способам изложения, уровню подачи материала, размеру и др.
Многие издательства, выпускавшие детские справочные издания в 90-е – 2000-е гг. пошли по наиболее простому пути – изданию переводных иностранных энциклопедий для детей. Например, для сравнения можно привести издание «Большая детская энциклопедия» издательства «РОСМЭН».
В отличие от них, издательство «Аванта» привлекало к написанию новых томов российских авторов: сотрудников научных учреждений Российской академии наук, педагогов и искусствоведов. «Ценность этого многотомного издания в том, что в его создании принимают участие российские учёные».
Подобный подход обеспечил высокий уровень подготовки материала и уникальность издания, что позволило достичь одной из главных целей справочного издания: передать справочную информацию в краткой и максимально удобной для целевой аудитории форме.
Как уже упоминалось выше, другие издательства в этот период, в основном, переводили на русский язык и издавали готовые энциклопедии, как правило, с английского языка. Зачастую они не были в достаточной степени адаптированы под русскоязычного читателя из России. Словарные статьи компоновались по аналогии с иностранными оригиналами, и зачастую не соответствовали алфавитному принципу. Тематика статей не всегда отвечала требованиям актуальности для российского читателя. Например, в разделах «Флаг и государственное устройство» можно было встретить описание флага США, а в разделе «География родного края» описывались природные и географические особенности зарубежных стран.
В серии книг издательства «Аванта» этот недостаток, как правило, отсутствовал. При помощи «Большой энциклопедии школьника» ребенок имеет возможность получить сведения, которые сокращают определенный информационный разрыв между фактическими знаниями, предусмотренными для изучения школьной программой, и частичным отсутствием таких знаний у школьника.
Отличительной чертой «Большой энциклопедии школьника» является определенный метод подбора и сортировки фактического материала, характеризующийся максимальной простотой и одновременно лаконичностью передачи информации. Разделы в каждом томе «Большой энциклопедии школьника» систематизированы по тематическому признаку. Однако внутри раздела принцип систематизации сведений по алфавитному или тематическому признаку отсутствует. К примеру, в томе «Большой определитель птиц и зверей» в разделе «Млекопитающие» сведения сгруппированы по следующему принципу: ежи, кротовые, землеройки, рукокрылые, зайцеобразные и т.д. (Приложение 1). Почему авторы выбрали именно такой порядок расположения тематических разделов – не вполне понятно. Прояснить данную ситуацию могло бы небольшое предисловие с объяснением принципов систематизации материала. Однако в предисловии к данному тому никаких пояснений по этому поводу не дается (Приложение 2).
Традиционный способ компоновки сведений, характерный в целом для справочных изданий, облегчающих читателю максимально быстрый поиск необходимых фактов, в данной энциклопедии не используется. Найти сведения справочного характера с помощью данной энциклопедии практически нереально. Например, в разделе «Грызуны» энциклопедические статьи расположены следующим образом: бурундук, суслики, бобр, сурки (Приложение 3).
В данном случае расположение статей по алфавитному принципу могло бы существенно упростить для читателей поиск необходимой информации. Для учащихся гораздо удобнее, когда сведения в справочном издании расположены в определенном (как правило, в алфавитном) порядке и размещены в соответствии с принятой классификацией. Тем более, если речь идет о младших школьниках, у которых пока еще не развит навык быстрого чтения и поисковой ориентации в больших объемах текста.
Как правило, справочные издания, за редким исключением, не предназначены для сплошного чтения. С их помощью читатель должен иметь возможность быстро получить ответ на интересующий его вопрос. Поэтому к категории справочных изданий «Большую энциклопедию школьника» можно отнести только условно. Данное издание подходит скорее для сплошного чтения, чем для оперативного поиска информации справочного характера. Это дает нам основания полагать, что изначально данная энциклопедия была запланирована скорее как развлекательное издание, а информационно-справочная функция играет здесь второстепенную роль.
Важным элементом «Большой энциклопедии школьника» является интересный подбор данных, которые обрабатываются и систематизируются, в зависимости от тематики и целевой направленности.
В целом, можно констатировать, что исходя из запросов целевой аудитории (учеников младших и средних классов) подбор информации и содержание конкретной словарной статьи соответствует критериям полезности, необходимости, достаточности и отчасти новизны. Критерии отбора сведений соответствуют назначению и функциональной принадлежности научно-познавательной литературы для школьников.
«Большая энциклопедия школьника» содержит разнообразные познавательные сведения из различных областей знания (в зависимости от тематики конкретного тома). Сведения изложены простым языком, доступным для младших школьников. Все статьи снабжены красочными иллюстрациями, дополняющими текстовый материал, для наглядности и более успешного восприятия информации детской аудиторией. Несмотря на то, что первые тома энциклопедии вышли в свет почти 30 лет назад, они не утратили своей актуальности.
Такие издания стали в последние годы одними из самых популярных, что вызвано повышенным интересом к научным знаниям, образованию и самообразованию школьников.
2. Состав и структура серии
«Большая энциклопедия школьника» состоит из информационно и концептуально организованных, упорядоченных по определенным критериям и сгруппированных сведений общего и прикладного характера.
Первый том «Энциклопедии для детей», ставший впоследствии первой частью серии, вышел в 1993 году тиражом 100 тыс. экз. Через несколько месяцев вышло второе издание этого же тома, исправленное и дополненное, тиражом еще 100 тыс.экз. А общий тираж первого тома под названием «Всемирная история» (включая все переиздания) за 10 лет превысил 700 тыс.экз. (Более точные сведения получить не удалось, в связи с отсутствием точной и достоверной статистики по книгоизданию в первые годы последнего десятилетия ХХ в.).
Каждый год серия дополнялась новыми выпусками, и к началу 2000-х гг. общий совокупный тираж всех томов «Большой энциклопедии школьника» составлял уже более 11 млн. экз., а к концу первого десятилетия ХХI века превысил 15 млн. экз.
«Концепция проекта отличается от тех энциклопедических изданий для детей, которые вышли в СССР. И дело не только в отказе от советской идеологии, но и в расширении тематики томов серии (например, авторы отделили Всеобщую историю от истории России, выпущены такие тома, как Бизнес, Древние цивилизации, История войн, Москвоведение, Спорт, Экология и др.)».
Первоначально, при планировании издания в 1992 г., предполагалось, что энциклопедия будет состоять из 10 томов. Однако с первых же выпусков стало понятно, что издание пользуется большим спросом у читателей. Поэтому впоследствии количество томов было существенно увеличено. Расширился и список тем для новых изданий серии. К ним добавились такие малоизвестные широкому читателю тех времен области знания, как Экология и Информатика.
Некоторые тома переиздавались по несколько раз с дополнениями и исправлениями. Например, первый том энциклопедии под названием «Всемирная история» переиздавался более 10 раз в период с 1993 по 2008 гг.
Помимо обычных томов были изданы несколько книг, которые прямо не относились к данной серии, но гармонично дополняли ее содержание. В начале 2000-х гг. было выпущено несколько дополнительных томов, которые изначально не входили в план издательства. В тот же период вышел в свет «Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь» и «Толковый словарь русского языка». В общей сложности, было выпущено более 60 книг серии «Большая энциклопедия школьника» (Приложение 4).
Структура серии представляет из себя тематические разделы, сгруппированные по отдельным отраслям знания. Причем, содержание словарных статей не повторяет школьную программу, а дополняет ее новыми сведениями. Формат книг – А4 (215 х 290 мм), что делает энциклопедию удобной для младших школьников, и дает определенный простор для выбора шрифтов и размещения большого количества иллюстраций. Твердый переплет защищает от повреждений и обеспечивает долгое хранение.
Структура «Большой энциклопедии школьника» состоит из следующих тематических выпусков: Всемирная история, Биология, Геология, География, История России, Религии мира, Искусство, Астрономия, Русская литература, Языкознание (Русский язык), Математика, Россия: физическая и экономическая география, Страны. Народы. Цивилизации, Техника, Всемирная литература, Физика, Химия, Человек, Экология, Спорт, Информатика, Домашние питомцы, Космонавтика, Великие люди мира, Москвоведение, Древние цивилизации, История, Философия, Электроника и электротехника и др. (Приложение 4).
Как можно заметить, тематика томов достаточно разнообразна, обширна и охватывает практически все области знания, далеко выходящие за пределы школьной программы, не только в начальных и средних, но и в старших классах. Однако структуру данного энциклопедического издания нельзя назвать простой и доступной для детей. Обычно понятия в справочниках группируются в алфавитном порядке или по систематическому принципу. Но в данном издании используется смешанный способ группировки материала, что существенно затрудняет поиск необходимой информации.
По причине большого объема информации некоторые тома серии «Большая энциклопедия школьника» выходили в нескольких частях. Например, том 5 «История России» вышел в 3-х частях, сгруппированных по хронологическому принципу: часть 1 «От древних славян до Петра Великого», часть 2 «От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ», часть 3 «XX век».
Том 6 под названием «Религии мира» был издан в 2-х частях, где основные мировые религии были сгруппированы по смешанному принципу. Энциклопедические статьи объединены частично по географическому, частично – по хронологическому принципу: часть 1 «Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм» и часть 2 «Религии Китая и Японии. Христианство и Ислам. Религиозные учения Нового времени».
В томе 7 «Искусство» разделы систематизированы по смешанному тематически-хронологическому принципу: часть 1 «Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения», часть 2 «Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков» и часть 3 «Музыка. Театр. Кино».
В некоторых случаях разделы одного тома сгруппированы по тематическому признаку, в соответствии с образовательной программой. Например, в томе 16 «Физика» материалы объединены по следующим тематическим группам: часть 1 «Биография физики. Путешествие в глубь материи. Механическая картина мира» и часть 2 «Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц».
На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что составители «Большой энциклопедии школьника» изначально не придерживались общего принципа в систематизации материала, а также правил унификации и единообразия, ориентируясь, в первую очередь, на круг научных интересов авторов отдельных томов и потребности целевой аудитории.
Помимо вышеприведенных примеров, некоторые области научного знания были разделены на несколько отдельных томов. К примеру, теме «История» посвящены сразу шесть томов: том 31 «Древние цивилизации», том 32 «История войн», том 34 «История Древнего мира», том 35 «История Средних веков», том 36 «История Нового Времени. XV – начало XIX века» и том 37 «История XIX—XX вв. Новое и Новейшее время».
В соответствии с требованиями ГОСТ, энциклопедией можно считать справочное издание, в котором содержится краткая обобщенная и упорядоченная информация в виде энциклопедических статей, по какой-либо одной или нескольким областям знаний, сгруппированным, как правило, в алфавитном порядке.
Таким образом, на основании анализа тематической направленности отдельных томов «Большой энциклопедии школьника» можно сделать вывод о том, что перед нами универсальная энциклопедия, содержащая информацию из самых разных областей знания, что принципиально отличает ее от специализированных энциклопедий, посвященных какой-либо одной тематике, ограниченной поставленными задачами, как, например, техника или информатика.
Основным структурным элементом энциклопедии является словарная статья, которая состоит из заглавного термина, словосочетания или выражения, представляющего объект описания, и текста, его поясняющего.
В тексте каждой статьи «Большой энциклопедии школьника» содержатся конкретные факты или сведения, понятия, термины, предметы, правила и т.п.
Рассмотрим для примера один из томов под названием «Моя Родина – Россия» . В более поздних изданиях тексты статей были исправлены и дополнены новыми сведениями в соответствии с требованиями времени. Статья «Герб России» начинается с заглавия. Затем идет вопрос, призванный заинтересовать юных читателей и одновременно указать на актуальность информации: «Как выглядит герб России сейчас?». В основной части статьи дается описание внешнего вида герба России (Приложение 5).
При написании данной статьи авторы старались добиться максимальной информативности и полноты, придерживаясь принципа лаконичности изложения. Авторы удаляли лишние сведения, ограничиваясь только самым необходимым объемом фактического материала, что является одним из главных условий подготовки энциклопедической статьи, особенно если речь идет о краткой энциклопедии.
Однако наряду с краткими статьями в энциклопедии могут присутствовать и полные развернутые описания, занимающие несколько страниц текста и обладающие сложной структурой, содержащей собственное введение, несколько частей, рубрик и ряд иллюстраций. Как правило, это связано с необходимостью описания обширного понятия, охватывающего большой объем сведений, относящихся к одному объекту.
В рассматриваемой здесь статье «Герб России» применен принцип градации информации на подразделы. После основной части идет подзаголовок с иллюстрацией «Двуглавый орел России», где дается пояснение значения двуглавого орла как символа исторической преемственности и единства страны. В целом вся статья занимает две страницы энциклопедии.
На второй странице статьи дается описание герба России в исторической ретроспективе: «Копейщик» (герб Московского царства XV в.), «Имперский орел» (символ государственной власти 16-19 вв.), «Орел Временного правительства», «Герб Советского государства» (ХХ в.) с кратким описанием изменений, происходивших в период с 1923 г. по 1956 г. Каждый подраздел снабжен красочной иллюстрацией, наглядно демонстрирующей изменения во внешнем виде и символике герба (Приложение 5).
Данную энциклопедическую статью можно с уверенностью назвать достаточно полной (с учетом целевой аудитории и функциональной принадлежности издания), информативной и достоверной.
К недостаткам данной энциклопедической статьи можно отнести тот факт, что в подразделе «Орел Временного правительства) не указана дата, когда данный символ был государственным гербом государства – 1917 г., что делает информацию неполной. С учетом того, что целевой аудиторией тома «Моя Родина – Россия» являются ученики начальной школы, можно предположить, что дети в этом возрасте еще не изучают историю своего государства и обществознание, и могут не знать, в какой исторический период действовало Временное правительство. Поэтому указание точного исторического периода было бы вполне уместным.
Как правило, энциклопедические статьи на разные темы пишут разные авторы – ученые и авторитетные эксперты в разных областях научного знания. В таких случаях, достаточно сложно добиться единообразия внутри одного справочника или энциклопедии. Иногда различные энциклопедические статьи противоречат друг другу в изложении некоторых спорных теорий, а иногда и в фактической части, в отношении историографии некоторых событий.
В издательстве «Аванта» пошли другим путем. Каждый том имеет одного автора (или группу авторов, близких по своим научным взглядам). Это позволило добиться информативности, единообразия и избежать противоречия между отдельными статьями одного тома.
Некоторые тома энциклопедии (в более поздних исправленных и дополненных переизданиях) отличаются особой структурой с систематическим или систематически-алфавитным принципом расположения информации, где краткая энциклопедическая статья дополняется сопроводительным аппаратом: введением, пояснениями или обзорными текстами, размещающимися перед энциклопедической статьей или после нее.
В целом, можно сделать вывод, что большинство текстового материала в «Большой энциклопедии школьника» отвечает требованиям достоверности и точности. В процессе многочисленных переизданий, тексты исправлялись и дополнялись новыми сведениями. В результате проверок, удаления фактических ошибок и противоречий издательству «Аванта» удалось добиться универсальности и точности в передаче информации. При возникновении сомнений в достоверности той или иной информации её сверяли с другими источниками, и исходя из предпочтений авторов оставляли в энциклопедии или корректировали по мере необходимости.
Другим важным достоинством данной энциклопедии является системность публикуемой информации. Авторам и редакторам издательства «Аванта» удалось проследить за тем, чтобы все факты содержащиеся в энциклопедии были сгруппированы в логически последовательный комплекс и не противоречили друг другу.
Такой гармонии довольно сложно добиться в тех случаях, когда авторами отдельных энциклопедических статей являются разные авторы, что довольно часто встречается при подготовке обширных изданий по различной тематике. Редакции приходится прибегать к услугам ученых, узких специалистов в отдельных областях знания, а их мнения могут существенно отличаться друг от друга и даже противоречить в отдельных аспектах.
Начиная с 2013 г. выпуск новых томов в издательстве «Аванта» был прекращен. Однако в более поздние годы выходило несколько переизданий старых томов энциклопедии, права на которые перешли к издательству «АСТ».
Часть книг серии «Большая энциклопедия школьника» были существенно переработаны и дополнены новыми, более актуальными, сведениями энциклопедического характера, удалены ошибки и недочеты.
ВЫВОДЫ.
Таким образом, на основании редакторского анализа структуры и содержания энциклопедических статей «Большой энциклопедии школьника» можно сделать вывод о том, что при редакционно-издательской подготовке издания в процессе внесения изменений и дополнений в более поздние переиздания издательству «Аванта» не всегда удавалось добиться создания грамотно построенной внутренней структуры, состоящей из взаимосвязанных разделов и подразделов. Но в целом, информация каждой энциклопедической статьи соответствовала требованиям научности и достоверности, и освещала не только отдельное понятие, но и позволяла проследить взаимосвязь между ними. К недостаткам издания можно отнести то, что компоновка материала не всегда соответствовала тематическому или алфавитному принципу, и была сгруппирована без учета логики и последовательности изложения. Это не позволяло сделать энциклопедию максимально удобным средством получения справочной информации по заданной тематике. Несмотря на этот недостаток, многотомное серийное издание «Большая энциклопедия школьника» пользовалось большим спросом у читателей, пережило несколько переизданий, и в исправленных и дополненных вариантах издается до сих пор.
Простой доступный язык изложения, не перегруженный узкоспециальными терминами, делает ее простой и доступной для широкого круга читателей, в том числе детской аудитории, учеников младших классов и старшеклассников.
Фрагмент для ознакомления 3
Список использованных источников
1. Абрамова Г. А., Хлопунова О. В. Типология издательской продукции. – Краснодар: КубГУ, 2018.
2. Александрова А.А., Гольцева Э.В. и др. Типология справочных изданий // Иссл. и мат-лы. Сб. № 38. – М., 1979.
3. Барыкин В.Е. Некоторые проблемы редактирования словарных изданий // Иссл. и мат-лы. Сб. № 45. – М., 1982.
4. Беленькая Л. И. Ребенок и книга : о читателях 8–9 лет / Беленькая Ленина Ильинична // Национальная электронная библиотека. – М., 2015.
URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_002684131/viewer/.
5. Беловицкая А. А. Общие принципы типологии книжных изданий / Беловицкая Алиса Александровна // Центр дистанционного образования МГУП. – М., 2016. URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook991/01/part-008.htm.
6. Болховитинова С. М. [и др.]. Композиция изданий : Особенности проектирования различных типов изданий / Болховитинова С. М., Адамов Е. Б., Кричевский В. Г., Черневич Е. В., Гончарова Н. А., Лепятский А. В., Розанова Н. Н., Рывчин В. И. // Центр дистанционного образования МГУП. – М., 2016. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/ xbook095/01/topicsw.htm.
7. Винокуров Д.И. О научно-справочном аппарате энциклопедических изданий // Иссл. и мат-лы. Сб. № 11. – М., 1965.
8. Винокурцева Е.И. Энциклопедический подход // Компания, № 7 ( 253) – 24 февраля 2003 г. https://ko.ru/articles/entsiklopedicheskiy-podkhod-110270/
9. Вопросы энциклопедистики / Сб. статей под общ. ред. У.Г.Саитова. – Вып. 3. – Уфа., 2013.
10. Гудовщикова И.В. Общие зарубежные энциклопедии. Уч. пос. – Л.: ЛГБИ, 1963.
11. Джиго А. А. Библиотечное дело: государственные и национальные стандарты. – М.: Пашков дом, 2014.
12. Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела. – М., 2002.
13. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий. – М., 2004.
14. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. – М.: Рипол Классик, 2013.
15. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании // Иссл. и мат-лы. Сб. № 72. – М., 1996.
16. Ленский Б.В. Место книги в информационных потоках // Науч. книга. № 1. – М., 1999.
17. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник / Мильчин Аркадий Эммануилович // Академик. – М., 2018.
URL: https://publishing_dictionary.academic.ru
18. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Редакционно-издательское оформление издания // Справочник издателя и автора 2-е изд., испр. и доп. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
19. Мильчин А. Э. Культура издания, или Как надо и как не надо делать книги / Мильчин Аркадий Эммануилович // Учебно-методическая литература для учащихся и студентов. – М., 2018.
URL: https://www.studmed.ru/milchin-ae-kultura-izdaniya-ili-kak-ne-nado-i-kak-nado-delatknigi_6c6230b9e3a.html
20. Обзор детских энциклопедий // Книжный бизнес. – М., 1994.
21. Редакторская подготовка изданий. – М., 2002.
22. Сикорский Н.М., Толстяков А.П. Теория и практика редактирования. Хрестоматия. 2-е изд., перераб. / Под ред. Сикорского Н.М. – М., 1990.
23. Справочная книга корректора и редактора. – М., 1974.
24. Справочные издания: особенности и требования. – М., 1982.
25. Стандарты по издательскому делу / Сост. Джиго А.А., Калинин С.Ю. – М., 1998.
26. Чуковская Л. К. В лаборатории редактора / Лидия Чуковская. – СПб.: Азбука, 2017.
27. Шмушкис Ю.Е. Советские энциклопедии. Очерки. Вопросы методики. – М., 1975.
28. Якимович Ю.К. Типология словарных изданий // Иссл. и мат-лы. Сб. № 25. – М., 1972.
29. Ямчук К. Т. Редактирование в издательском деле России в XX веке. Конспект лекций. – М.: Издательство МГУП, 1998.
Нормативные документы
1. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения. – М., 1990.
2. ОСТ 29. 132-99. Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению. – М., 1999.
3. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – М., 2001.
4. ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин (с поправками). – М., 2002.
5. ГОСТ 7.11-2004. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. – М., 2004.
6. ГОСТ Р 7.0.14-2011 СИБИД. Справочные издания. Основные виды, структура и издательско-полиграфическое оформление. – М., 2011.
7. ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования. – М., 2011.
8. Письмо ФАА от 5.02.2014 № 4/242-Н О разработке и применении Единого порядка заполнения полей программных комплексов…»
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней