Фрагмент для ознакомления
2
РЕФЕРАТ
Курсовая работа включает в себя 30 страниц, 4 рисунка, 3 таблицы, 24 источника.
Ключевые слова: экологические проблемы, экосистемы, ООПТ, охрана морских экосистем, Республика Крым.
Объект исследования: особо охраняемые природные территории.
Предмет исследования: современное состояние ООПТ Республики Крым, созданных с целью охраны морских экосистем.
Цель исследования: проанализировать современное состояние сети особо охраняемых природных территорий Республики Крым, созданных с целью охраны морских экосистем.
В работе в первой главе рассматривается история создания морских ООПТ. Отдельно рассмотрены вопросы развития морских ООПТ, а также раскрыты морские ООПТ как важнейший элемент заповедной сети России.
Вторая глава содержит в себе характеристику и современное состояние морских ООПТ Республики Крым; отдельно приведен анализ разнообразия морских ландшафтов полуострова Крым и современного состояния морских ООПТ.
Полученные данные могут быть использованы в целях разработки эффективности мероприятий по улучшению экологического состояния Республики Крым.
ВВЕДЕНИЕ
Россия - самая большая страна в мире. На ее территории можно найти множество удивительных природных достопримечательностей, их красота поражает воображение. Защита природной среды этих мест требует внедрения специальной системы защиты, помогающей следить за состоянием экосистемы и жизнью ее жителей.
Актуальность работы. Вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных вопросов в конце двадцатого века, и можно отметить, что это все еще актуальная задача. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, охрана природы - это система естественно-научных, технических, экономических и административно-правовых мер, принимаемых в конкретной стране или ее части и в международном масштабе. Его целью является защита и контроль природных изменений на благо человечества, поддержание и повышение его производительности, а также обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды.
В любой стране наиболее эффективным способом защиты природы является организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особо охраняемая природная территория России - это определенная часть суши, воды или воздушного пространства, охраняемая государством. Эти места не используются для хозяйственных нужд, поскольку они имеют особое научное, медицинское и экологическое значение.
Крымский полуостров - это уникальный природный комплекс, и вопрос охраны природной территории начал рассматриваться полтора века назад. Почти 150 лет назад, в 1870 году, часть горного хребта и лесного ландшафта Крыма получила статус императорского (королевского) охотничьего заповедника. Интересно, что почти в то же время, в 1872 году, был создан первый Йеллоустоунский национальный парк в Соединенных Штатах.
В разные годы на основе исследований ученых были приняты общегосударственные решения, которые значительно увеличили количество и площадь природных территорий и особо охраняемых объектов в Крыму.
В марте 2020 года был скорректирован перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Крым. Было организована охрана всего уникального во многих отношениях комплекса, имеющего природное национально-республиканское значение района; организована охрана района как крупнейшего природного генетического убежища в Крымских горах и т.д.
Объект исследования: особо охраняемые природные территории.
Предмет исследования: современное состояние ООПТ Республики Крым, созданные с целью охраны морских экосистем.
Цель исследования: проанализировать современное состояние сети особо охраняемых природных территорий Республики Крым, созданных с целью охраны морских экосистем.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть развитие морских ООПТ;
2. Раскрыть морские ООПТ как важнейший элемент заповедной сети России;
3. Проанализировать разнообразие морских ландшафтов полуострова Крым;
4. Изучить современное состояние морских ООПТ.
Научная новизна. В декабре 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому, закон возвращает участки гражданских оборотных земель в границах населенных пунктов в состав особо охраняемых природных территорий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсовых, диссертационных и научных работах по схожей проблематике.
Практическая значимость. Данная работа может быть применена в учебных заведениях на семинарах под названием «Экология».
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты и история создания морских ООПТ.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ характеристик и современного состояния морских ООПТ Республики Крым.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. История создания морских ООПТ
1.1. Развитие морских ООПТ
Особо охраняемые природные территории являются объектами национального наследия. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственную административную власть в области организации и эксплуатации важных охраняемых природных территорий федерального значения. Эта природно-заповедная система уникальна и имеет особую ценность в поддержании естественных функций экосистемы и защите биоразнообразия, включая редкие и исчезающие виды, а также в мониторинге окружающей среды, научных исследованиях и экологическом просвещении не только в России, но и во всем мире [5, с. 162-187].
В целом следует отметить, что система первобытных природных территорий в России представляется достаточно развитой и относительно гибкой. Кроме того, в последние годы возросла плотность сети и гибкость систем защиты в этих областях. Хотя эта система (как и вся страна) испытывает серьезные экономические трудности, перспективы развития в целом благоприятны.
Основным недостатком российской сети ООПТ является ее неравномерность, особенно низкая плотность лугопастбищных участков, наиболее подверженных антропогенной трансформации. В европейских степях есть охраняемые территории, но они микроскопичны (в масштабах России), а в Западносибирских степях нет охраняемых территорий и национальных заповедников.
Следует отметить, что особо охраняемые природные территории предназначены для поддержания чистоты природы и не подвержены влиянию человека для защиты уникальных элементов диких животных. Эти территории позволяют человечеству сохранить культуру и памятники и прикоснуться к истории нашей планеты.
Одной из наиболее важных задач, выполняемых морскими и прибрежными охраняемыми природными территориями (как и всеми охраняемыми территориями в целом), является сохранение районов, где природные процессы наименее нарушаются человеком и угрозы биоразнообразию сведены к минимуму.
Морские охраняемые районы должны защищать морскую среду и экосистемы от угроз, связанных с деятельностью человека, таких как: последствия чрезмерного вылова рыбы, разрушение морского дна и прибрежных местообитаний в результате промышленной деятельности, загрязнение и эвтрофикация водных объектов местного происхождения, а также развитие рекреационной деятельности, вызывающей биологические беспокойство [12, с. 142-164].
Во многих случаях создание морских и прибрежных охраняемых районов может быть единственным средством защиты уникальных природных комплексов или уникальных местоположений, защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов морских млекопитающих, птиц и рыб, а также уязвимых видов местных растений на морских островах.
Согласно российскому законодательству, морские воды находятся под федеральной юрисдикцией. Поэтому особо охраняемые природные территории, включая морское пространство, могут иметь только федеральный статус. Его создание и работа регулируются Федеральным законом РФ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Морские охраняемые районы (ООПТ) были созданы для защиты морских и прибрежных экосистем и сохранения морского биоразнообразия от негативных последствий экономической деятельности и управления окружающей средой (чрезмерный вылов биологических ресурсов, прибрежное строительство, нерегулируемый). Деятельность человека в этих областях ограничена и строго регламентирована. Также проводятся различные научные и мониторинговые исследования, в том числе на биологических станциях (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Морские и прибрежные особо охраняемые территории России
Международный союз охраны природы (МСОП) определяет морскую охраняемую зону как любую территорию, расположенную в приливной зоне или подводном районе, вместе с водами, покрывающими этот район, и животными и растениями с историческими и культурными характеристиками, окружающая среда которых полностью или частично защищена законами или другими нормативными положениями.
В настоящее время в мире насчитывается более 3000 морских охраняемых акваторий. Большая часть из них сосредоточена в тропической зоне, главным образом на коралловых рифах. Со временем выясняется, что даже появление небольших охраняемых территорий окажет благотворное влияние на местное рыболовство [3, с. 44-67].
В настоящее время к морским охраняемым территориям относятся: охраняемые территории, национальные парки, природные заповедники, то есть различные формы традиционных охраняемых территорий, а также
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым».
6. Приказ Минприроды Крыма от 20 декабря 2018 года № 2843 «Об утверждении Порядка закрепления на местности специальных предупредительных аншлагов охранных зон особо охраняемых природных территорий на территории лесного фонда».
7.Приказ Минприроды Крыма от 11 декабря 2018 года № 2682 «Об утверждении Порядка закрепления на местности предупредительных щитов на территории лесного фонда»
Библиографический список
8. Боголюбов, С. А. Экологическое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Боголюбов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 471 с.
9. Багрова, Л. А., Боков, В. А. География Крыма / Л.А. Багрова. - Киев: Лыбидь, 2021. - 302 с.
10. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 195 с.
11. Голубев, В. Н. Биологическая флора Крыма / В.Н. Голубев. - Ялта, НБС-ННЦ, 2018. - 126 с.
12. Голубев, В. Н., Косых, В. М. Методические указания по изучению эндемичных растений флоры Крыма / В.Н. Голубев. - Ялта: ГНБС, 2020. - 31 с.
13. Ена, В. Г. В горах и на равнинах Крыма / В.Г. Ена. - Симферополь: Таврия, 2020. - 113 с.
14. Ена, В. Г. Заповедные ландшафты Тавриды / В.Г. Ена. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2019. - 424 с.
15. Кутепов, Н.И. Великокняжеская и царская охота на Руси. Репринтное издание / Н.И. Кутепов – СПб.: Лань, 2020. – 152 с.
16. Лысоченко, А. А. Стратегическое планирование в сфере природопользования и экологии на региональном уровне // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - №7-3 (53). - С. 170-173. 9.
17. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Новиков. -М.: Фаир-Пресс, 2020. -736 с.
18. Покрищук, Д. В. Особо охраняемые природные территории в Европе // Современная наука. - 2021. - №1. – С. 12-25.
19. Ниязгулов, Д. Т. Правовой режим особо охраняемых природных территорий (сравнительный анализ законодательства Республики Крым) / Д.Т. Ниязгулов. - Астана, 2020. - 136 с.
20. Родителева, А. Ю., Гринь, Е. А. Низкое экологическое правосознание как основная причина кризисного состояния окружающей среды в Российской Федерации // Science Time. - 2020. - №12 (24). – С. 29-34.
21. Розумович, И. Н., Рамазанова, Л. О. К. Правовые проблемы в присвоении статуса особо охраняемой природной территории // Научный вестник Крыма. - 2019. - №2 (7). – С. 63-87
22. Стишов, М.С., Дадли, Н. Охраняемые природные территории Российской Федерации и их категории / М.С. Стишов. — М.: WWF, 201. — 248 с.
23. Чефранова, Н.А. Охрана природы в эпоху Петра первого // Бюллетень «Охрана природы и заповедное дело в России». – 2020. - №6. – С. 52-67.
24. West, P., Igoe, J., Brockington, D. Parks and Peoples: The Social Impact of Protected Areas // Annual Review of Anthropology. – 2020. - Р. 251-277.