Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи не новы для обсуждения. Его аспекты нашли свое отражение как в научных трудах отечественных исследователей в области социальной философии, истории, социологии, педагогики, так и в произведениях искусства, творчестве русских писателей.
Большой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители XVIII – начала XX вв. Так, идеи формирования патриотического самосознания личности раскрыты в трудах А.Н.Радищева (1749–1802), который указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины . Русский литературный критик, публицист В.Г. Белинский (1811–1848) указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы, делает личность членом общечеловеческого сообщества. Любить свою родину, – подчеркивал он, – значит «пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1823–1871) рассматривал патриотизм не только как важную задачу воспитания, но и его могучее педагогическое средство. Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями
Русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин (1883–1954) в чувстве патриотизма отмечал, прежде всего, духовность человека, подчеркивал, что воспитание здоровой, духовно-зрелой личности является центральной педагогической задачей .
Сплочение народа вокруг патриотической и национальной идеи на разных этапах исторического развития России позволяло побеждать внешнего и внутреннего врага, преодолевать кризисные явления развития общества, добиваться значительных побед и успехов при решении задач модернизации экономики страны.
Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи спустя годы не утратили свою актуальность. И в наши дни патриотизм возведён на уровень национальной идеи, консолидирующей общество.
С каждый годом патриотическому воспитанию уделяется все больше и больше внимания со стороны представителей различных сфер общества. Согласно паспорту федерального проекта, посвященного данной деятельности, под патриотическим воспитанием понимается воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки . Содержание этой установки раскрывается в этом же документе и в качестве основополагающих принципов выделяется «неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном». Особое внимание уделено принципу неконфликтного взаимоотношения представлений уже существующих с представлениями формирующимися. Насколько реализуем на практике подобный сценарий?
В научном дискурсе термин «патриотизм» чаще всего контекстуально связан с другими понятиями: «идеология», «нации», «национализм», «этничность», «идентичность» и т.д.
Использование понятий «Родина», «Отчизна», «патриотизм» характерны для государственного понимания нации (государственно-политического подхода), направленного на ассимиляцию групп. Употребление понятий «национальный дух», «национальное предназначение», «национальный характер» или аналогичная ориентация на какие-то культурные особенности общества характерна для этнокультурного понимание нации, направленного на дифференциацию.
Необходимость консолидации общества осуществляется посредством категоризации и определения индивидом групп сквозь призму «свои» - «чужие», что в свою очередь ведет к активному поиску образов национальной идентичности, выраженных посредством ранжирования значимости определенных символов
Целью данной работы является рассмотрение роли дней воинской славы России в воспитании патриотизма.
Задачи:
- описать гражданско-патриотическое воспитание: сущность, особенности, нормативную основу;
- рассмотреть эволюцию и современное состояние патриотического воспитания молодежи в РФ ;
- изучить символы воинской славы;
- описать роль дней воинской славы в патриотическом воспитании формы и методы реализации этого процесса.
Объект исследования – патриотическое воспитание. Предмет исследования - роль дней воинской славы России в воспитании патриотизма.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»// https://spokatt.kalach.obr55.ru/lokalnye-akty/vospitatelnaya-rabota/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%20(%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9).pdf (дата обращения 06.01.2023)
2) Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) <О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации>//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451/e24404c15fe66dee5fa1f4ce80ab5e49703d393f/ (дата обращения 06.01.2023)
3) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года// http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
4) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 06.01.2023)
5) Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/ (дата обращения 06.01.2023)
Статьи, учебники, монографии
6) Билим Н. Н. Национальная безопасность РФ и патриотическое воспитание//РОССИЯ И СИБИРЬ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы всероссийской (с международным участием) научно-теоретической конференции. Иркутск, 2022. С. 190-196
7) Боднар А. С. Боднар А. С. Патриотическое воспитание школьников// СЛУЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЛУ. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. Том Часть 2. Петрозаводск, 2021. С. 315-319
8) Вавилин М.В. Актуальные направления совершенствования законодательного регулирования патриотического воспитания // Военно-юридический журнал. 2018. No 3. С. 11-15
9) Ветошкин С. А., Патриотическое воспитание и его понятийный аппарат // Право и образование. — 2018. — № 4. — С. 4-6
10) Винникова И.И. Роль национальной истории в воспитании патриотизма: неизбежный конфликт?//MODERN SCIENCE. 2022. № 1. С. 354-356
11) Горбунов П.И. О значении правового закрепления статуса георгиевской ленты в качестве официального символа воинской славы России. [Текст] / П.И. Горбунов, Н.А. Милешина, В.А. Лукина, Л.А. Александрова // Обзор. НЦПТИ. –2020. –No3 (22). – С. 33-42.
12) Ильин И.А. О сущности правосознания. М. : Рарогъ, 1993. 235 с.
13) Кондратьев Ю. В. Патриотическое воспитание в свете идей А.Н. Радищева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. No 4. С. 85-90
14) Кондрашова Е.Н. Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. No 3. С. 138-140
15) Левандовская М.Г. Реабилитация нацизма как преступления. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – No12 (52). – С. 155 – 162.
16) Ляпанов А. В. К проблеме патриотического воспитания в контексте ФЗ закон "О днях воинской славы и памятных датах России"// Исторический путь России: из прошлого в будущее: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 2 апреля 2021 года /под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. Т. 1. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. С. 283-289
17) Михеев И., Вопрос национальной безопасности // Полиция России. — 2018. — № 5. — С. 13-14
18) Мурзина И. Я., Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом : научно-методическое пособие. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016.
19) Пашков В.И. Традиция награждения воинов русской армии орденами и медалями / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – No8. – С. 262-264.
20) Светличный И.А., Вальков А.А. Символы воинской славы как отражение героического прошлого страны//ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ. Сборник материалов V межрегионального научно-практического форума. Отв. редакторы Ю.С. Тагильцева, А.Н. Померлян, Е.А. Крутько, Н.В. Колтунова. Новосибирск, 2021. С. 183-185
21) Харламов И.Ф. Педагогика : учебное пособие. М. : Гардарики, 1999.
22) Шепелева Т. Е., Воспитание гражданственности: теоретический аспект и опыт социальной, общественно направленной деятельности обучающихся колледжа // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 9-10