Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Полная и достоверная статистическая информация является необходимой основой, на которой держится процесс управления экономикой. Вся информация народнохозяйственного значения окончательно обрабатывается и анализируется с помощью статистики.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции. Его уровень определяет финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое положение хозяйствующих субъектов. Уровень затрат связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, затратами на фонд оплаты труда и др.
Основной задачей анализа является поиск резервов ее снижения с целью повышения рентабельности и конкурентоспособности продукции, для чего изучение закономерностей изменения себестоимости и общих производственных затрат в динамике, оценка влияния на проводится стоимость комплекса факторов и каждого фактора в отдельности с целью использования полученных показателей взаимосвязи для прогнозирования. Планирование, организация и экономическое регулирование сельскохозяйственного производства. Все вышеизложенное подтверждает актуальность данного исследования.
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере экономико-статистического анализа себестоимости картофеля.
Объектом исследования является ООО «ТПК «Элита-Картофель».
Цель работы – провести экономико-статистический анализ себестоимости картофеля на примере сельскохозяйственного предприятия. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить сущность себестоимости и урожайности;
- проанализировать особенности анализа себестоимости продукции
- провести природно-экономическую характеристику ООО «ТПК «Элита-Картофель»;
- проанализировать финансово-экономическое положение деятельности ООО «ТПК «Элита-Картофель»;
- провести экономико-статистический анализ ООО «ТПК «ЭЛИТА-КАРТОФЕЛЬ».
Методологической основой данной работы является использование таких методов научного познания как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, статистический метод.
Представленная работа состоит из введения, заключения, списка использованных источников, приложений.
1.Теоретические особенности анализа себестоимости картофеля
1.1. Сущность себестоимости и урожайности
Производственные затраты на предприятии принимают форму себестоимости продукции Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой оценку природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других используемых затрат. в процессе производства (работ, услуг) по его изготовлению и реализации. Себестоимость отражает сумму текущих затрат, которые носят производственный характер, а не капитальные, обеспечивающие процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Себестоимость является одним из важнейших показателей экономической эффективности, фиксируя, во сколько обходится предприятию производство определенного вида продукции, позволяя объективно судить о том, насколько это выгодно в конкретных экономических условиях. Он отражает условия производства и результаты деятельности предприятия: техническую оснащенность, организацию и производительность труда, прогрессивность применяемой технологии, уровень использования основных и оборотных средств, соблюдение режима экономии, качество управления и др. [5].
Сумма всех затрат предприятия на производство продукции составляет валовую себестоимость продукции, которая рассчитывается как сумма амортизации основных средств, материальных затрат и заработной платы.
Себестоимость единицы продукции рассчитывается путем деления себестоимости валовой продукции соответствующего вида на ее объем в натуральном выражении. Кроме себестоимости продукции можно определить себестоимость единицы работы, себестоимость выращивания 1 га сельскохозяйственных культур и т.д.
В практике планирования, учета и статистики различают производственную себестоимость и полную себестоимость.
Производственная себестоимость отражает расходы на производство продукции с момента запуска сырья в производство до сдачи готовых изделий на склад готовой продукции.
Полная себестоимость - это сумма расходов, связанных как с производством продукции, так и с ее реализацией (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.
Под урожаем в статистике понимается показатель общего сбора продукции данной культуры со всей площади ее возделывания. Урожайность - это объем продукции с единицы площади.
Урожай и урожайность - основа всего сельскохозяйственного производства, главные показатели использования с/х угодий, источник роста благосостояния государства и его населения. Повышение урожайности - важнейший фактор снижения затрат на единицу продукции и роста ее конкурентоспособности на рынке. В силу ограниченности земли только рост урожайности может обеспечить увеличение объемов производства продукции растениеводства[9].
При изучении урожайности и продуктивности перед статистикой стоят задачи, общие для изучения всех объектов: определение показателей объема явления, его состава и качества, динамики и факторов формирования. Основная задача – провести комплексный экономико-статистический анализ производительности с целью поиска резервов и путей их повышения.
На практике используют несколько показателей урожайности: видовой, запас до своевременной уборки и фактическую уборку.
Удельная урожайность – это ожидаемая урожайность для данных конкретных условий выращивания, при условии, что последующие условия выращивания культуры будут нормальными, средними.
Корм на корню – это возделываемая культура, реально существующая, но еще не собранная. Биологический процесс формирования урожая завершен, а экономический процесс — нет.
Фактический выход (валовой или амбарный выход) определяют путем непосредственного взвешивания, измерения и подсчета продукта во время и после сбора урожая.
Задачами экономико-статистического анализа урожая и урожайности сельскохозяйственных культур являются: контроль за выполнением плана по валовому сбору и урожайности; Анализ динамики доходов; исследовать факторы изменения валовой величины урожая; Сравнение продуктивности по территориальным образованиям; Сравнение урожайности в НИИ и хозяйствах; Анализ распределения валового сбора по категориям хозяйств и др.
1.2.Особенности анализа себестоимости продукции
Стоимостной анализ себестоимости продукции позволяет построить эффективную систему управления финансами, благодаря которой предприятие имеет возможность своевременно выявлять отклонения от нормы и устранять причины их возникновения. В статье мы рассмотрим, каковы основные задачи такого анализа, а также какие методы существуют для его проведения.
Анализ динамики затрат является одним из компонентов системы, оценивающей эффективность, с которой организация выполняет свою работу. Себестоимость – это затраты фирмы на производство и продажу товаров и услуг, выраженные в денежном выражении. Этот показатель объединяет одновременно несколько аспектов его хозяйственной деятельности, в том числе рациональность потребления предприятием финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Благодаря анализу затрат можно говорить о том, какие экономические выгоды получает организация.
Поэтому, когда себестоимость (себестоимость) ниже конечной себестоимости товара или услуги, это свидетельствует о том, что предприятие получает прибыль от реализации своей продукции. Для снижения издержек важно постоянно стремиться к повышению эффективности производства, так как конечная себестоимость в условиях рыночной экономики формируется за счет уровня конкуренции в том или ином сегменте, а также покупательной способности потенциальных клиентов [11].
Целью анализа затрат является поиск наиболее эффективных способов снижения себестоимости производства товаров и услуг, а также их реализации. Эта цель может быть достигнута только путем решения определенных задач, которые зависят от особенностей деятельности компании, ее продукции, специфики производства и уровня конкуренции.
К задачам стоимостного анализа относятся следующие: Определение внутренних и внешних факторов, влияющих на размер себестоимости, а также уровня их влияния на производство и реализацию товаров и услуг. Оценка изменений, происходящих со стоимостью, а также выявление их причин и их анализ. Предоставление достоверной и полной информации соответствующим подразделениям для анализа показателей себестоимости продукции. Формирование классификации затрат в соответствии с видами товаров и услуг, а также производственными, коммерческими и вспомогательными процессами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / под общ. Ред. В. И. Стражева. 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.:Выш. шк., 2015. - 480 с.
2. Бухгалтерский учет / под общ. ред. И. С. Тишкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.:Выш. шк., 2018. - 685 с.
3. Ермолович Л.Л., Сивчик Л. Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: Экоперспектива, 2018. - 576 с.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 344 с.
5. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2019. 288 с.
6. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: методич. Пособие. 9-е изд., перераб. и доп. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 2017. 384 с.
7. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. / В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др.; Под. общ. ред. В.В. Осмоловского. Мн.: Новое знание, 2018. 318 с.
8. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. – М. : Магистр, 2015. – 303с. – с. 203 - 209
9. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В.Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – с. 234 - 262
10. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие для всех специальностей и форм обучения / Т.Н, Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова, Л.П. Сажнева – 2018. – с. 143 - 173
11. Экономика и управление предприятием: учеб. пособие / [Т.И. Арбенина, Г.П. Бутко, В.Ж. Дубровский и др.] ; под ред. В.Ж. Дубровского, Б.И. Чайкина; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. – с. 297 - 326
12. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2018. – 367с. – с. 179 - 194
13. Теоретические основы экономического анализа: учеб. пособие / А.В. Пенюгалова, С.Н. Яковенко, Е.А. Мамий. Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. 196с.
14. Экономика фирмы: учебник для бакалавров / под ред. В.Я. Горфинкеля.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2018. – 687с. – Серия: Бакалавр – с. - 473-491
15. Экономика предприятия : учебное пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]. под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. : Выш. шк., 2019. – 363 - 395 с.