Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современный мир предъявляет сложные требования к подрастающей личности, что связано с развитием информационных технологий и смещением ценностей с духовных в сторону материальных.
Нравственность современных детей формируется не только в семье и школе, но и в кругу виртуального общения, где данное понятие имеет свои особенности, т.к. мир Интернета транслирует собственные искаженные установки, которые впитываются современными детьми очень быстро, что является серьезной проблемой воспитания подрастающего поколения сегодня.
Степень изученности проблемы. Проблемой нравственного развития личности и его возрастных особенностей занимались такие исследователи как: Ю.А. Гурьянова (2019), И.М. Демьяненко (2021), А.П. Лопатникова (2019), А.П. Марьянова (2021), Е.П. Наговицына (2022), И.М. Песков (2020), И.М. Петрова (2020), В.А. Серебрянникова (2017), Т.А. Тарновская (2020), В. Черниту (2020), И.С. Шереметьева (2018) и др.
Цель исследования – провести теоретический и практический анализ основных возрастных закономерностей нравственного развития личности.
Объект исследования – нравственное развитие личности.
Предмет исследования – основные возрастные закономерности нравственного развития личности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность нравственного развития.
2. Рассмотреть возрастные этапы нравственного развития личности.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование основных возрастных закономерностей нравственного развития личности.
Эмпирическая база исследования: МБОУ № 38 г. Москва.
Гипотеза исследования: развитие нравственности имеет выраженный возрастной характер и связано с возрастными особенностями социализации и воспитания.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, хронологический, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме возрастных особенностей нравственного развития личности. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы исследования возрастных особенностей нравственного развития личности, которая может быть применена в образовательных учреждений в рамках психолого-педагогической диагностики школьников.
Научная новизна исследования основана на эмпирическом выявлении возрастных особенностей нравственного развития личности, связанных с особенностями социализации и воспитания.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гурьянова, Ю.А., Шведова, П.И., Кузнеченкова, С.В. Нравственные качества младших школьников и методология их развития в современной начальной школе / Ю.А. Гурьянова, П.И. Шведова, С.В. Кузнеченкова // Педагогический вестник. – 2019. – № 25. – С. 62–74.
2. Демьяненко, И.М., Огорельцева, Е.А., Харитонова, О.С. Базовая модель развития нравственных качеств младших школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности: методологический аспект и особенности структуры / И.М. Демьяненко, Е.А. Огорельцева, О.С. Харитонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 65–78.
3. Денисова, А.А., Патронова, И.С. Методические рекомендации по диагностике нравственного развития школьников / А.А. Денисова, И.С. Патронова. – Сургут: Гарант, 2021. – 158 с.
4. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы / А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
5. Марьянова, А.П., Червинникова, С.И., Володин, П.А. Проблема развития нравственных качеств детей в современных социально-экономических реалиях / А.П. Марьянова, С.И. Червинникова, П.А. Володин // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 68–80.
6. Наговицына, Е.П., Кустова, А.А., Визгалов, Р.А. Структурные компоненты нравственности человека в разные возрастные периоды жизни / Е.П. Наговицына, А.А. Кустова, Р.А. Визгалов // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. – Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. – С. 98–109.
7. Песков, И.М., Фарухова, М.И. Нравственность как основа духовной жизни человека и развития зрелой личности: социально-психологический аспект / И.М. Песков, М.И. Фарухова // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2020. – № 9. – С. 55–70.
8. Петрова, И.М., Малышев, А.А., Курочкина, В.А. Современные модели воспитания и развития нравственных качеств учащихся: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе / И.М. Петрова, А.А, Малышев, В.А. Курочкин // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 27–37.
9. Серебрянникова, В.А., Конторенко, А.С., Авдеева, М.А. Структура нравственных качеств личности и ее осмысление в российской философской и психологической науке / В.А. Серебрянникова, А.С. Конторенко, М.А. Авдеева // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 6. Философия, психология и социология. – Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2017. – С. 20–34.
10. Суворовская, А.М. Методы психологической диагностики детей и подростков / А.М. Суворовская. – Воронеж: Спектр, 2020. – 388 с.
11. Тарновская, Т.А., Хорошева, В.А., Пятигорская, Я.С. Исследование нравственных качеств младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности / Т.А. Тарновская, В.А. Хорошева, Я.С. Пятигорская // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10. – С. 105–116.
12. Черниту, В. Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности / В. Черниту // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата обращения: 15.01.2023).
13. Шереметьева, И.С., Вологдина, А.А. Современные научные подходы к определению понятия «нравственность» и характеристика его структуры / И.С. Шереметьева, А.А. Вологдина // Социально-психологические исследования в России и зарубежных странах. – 2018. – № 10. – С. 67–79.
14. Яковлева, А.В., Петрова, И.С. Психологическая диагностика младших школьников / А.В. Яковлева, И.С. Петрова. – М.: Приоритет, 2018. – 206 с.