Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
История развития кинематографа в России уникальна и интересна. Зарождение отечественного кино относят к 1908 году, когда на экраны вышел первый российский фильм «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова. Уже на раннем этапе своего развития кинематограф России начал постепенно формировать свою уникальную специфику. Кино начали снимать на важные для страны темы исторических событий, большое внимание уделять музыкальному и художественному оформлению, близкому российскому зрителю. Так, уже к середине ХХ века сформировалась особая эстетика советского кино, узнаваемая во всём мире.
Атмосфера пространства отечественных фильмов принимала разные формы параллельно с переменами в жизни страны. Легко узнаваемы фильмы периода «оттепели», периода перестройки, периода распада СССР и наступления нового тысячелетия. Громким и неоднозначным именем в кинематографе рубежа веков является имя Алексея Октябриновича Балабанова. Неординарный подход режиссёра к запечатлению окружающей его действительности, создание им ярких героев и антигероев, удивительно точная передача тяжёлого периода в жизни страны – всё это навсегда закрепило имя Алексея Балабанова в анналах истории российского кино.
Актуальность темы определена недостаточной изученностью специфики создания Алексеем Балабановым образов героев его фильмов, а также необходимостью в подробном анализе этих образов с целью лучшего понимания роли творчества режиссёра в контексте кинематографа рубежа XX-XXI веков.
Целью исследования является анализ особенностей воплощения жизненного пути героев и антигероев в творчестве Алексея Балабанова.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретический материал, посвящённый истории развития кинематографа в России в 20 и 21 веке;
2. Проанализировать особенности жизненного и творческого пути Алексея Балабанова;
3. Рассмотреть характерные черты героев кинокартин Алексея Балабанова, изучить процесс эволюции героя на протяжении всего творчества режиссёра;
4. Охарактеризовать влияние творческой деятельности Алексея Балабанова на развитие кинематографа в России.
Объектом исследования выступают фильмы Алексея Октябриновича Балабанова, а предметом являются особенности воплощения жизненного пути героев его картин.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как К. А. Антонова, Д. Х. Биллингтон, А. А. Болдырев, А. С. Брейтман, И. В. Лепихова, Н. П. Чушкина и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА КОНЦА 20 – НАЧАЛА 21 ВВ.
1.1 Развитие российского кинематографа в 20-21 вв.
Начало 20 столетия ознаменовалось расцветом культурной жизни России, во многом это связано с появлением и распространением такого вида искусства как кинематограф. Первые в истории страны кинопоказы прошли ещё в 1896 году – тогда был показаны фильмы братьев Люмьер, отцов кинематографа. Вместе с этим операторы компании Люмьеров засняли на киноплёнку поистине уникальное событие – коронацию последнего правителя Российской империи Николая II. Первый российский кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в 1896 году и именно с этим событием связывают дальнейшее распространение кинематографа по всей стране.
На рубеже веков репертуар кинотеатров представляли в основном короткометражные фильмы, посвящённые жизни царской семьи. В некоторых заведениях показывали исключительно зарубежные картины, которые стремительно набирали свою популярность.
Одним из ключевых событий в развитии отечественного кинематографа по праву считается выход в 1908 году первого российского фильма «Понизовая вольница» (другие названия: «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Фильм был немым, каждая из сцен по длительности не превышала одной минуты, что в конце вылилось в общее экранное время около шести минут. Тем не менее, столь короткий фильм стал по-настоящему прорывным, в том числе и из-за своих масштабов: в сценах сражения принимали участие более сотни актёром массовки. Основой сюжета послужила песня «Из-за острова на стрежень», посвящённая личности и достижениям Степана Разина. Режиссёром картины выступил Владимир Ромашков, продюсером и главным спонсором производства фильма был кинооператор и предприниматель Александр Дранков, сценарий принадлежал перу Василия Гончарова (фильм стал экранизацией его пьесы «Понизовая вольница»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, К. А. Образы безобразного: демонстрация внешних и внутренних изъянов в кинокартине А. Балабанова «Про уродов и людей» [Текст] / К. А. Антонова // Acta Eruditorum. – 2018. – № 29. – С. 149-152.
2. Афанасьев, К. А. История отечественного кинематографа в системе изучения социально-культурных явлений в России в XX веке [Текст] / К. А. Афанасьев // 10 корпус. – 2018. – № 4. – С. 80-83.
3. Афанасьев, К. А. Особенности развития советского кинематографа в контексте исследования социокультурных явлений в 1980-1990-х гг [Текст] / К. А. Афанасьев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 25. – С. 1263-1266.
4. Биллингтон, Д. Х. Работы по истории и культуре России: в 2 т. [Текст] / Д. Х. Биллингтон; Джеймс Х. Биллингтон. – Москва: ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2011. – 287 с.
5. Болдырев, А. А. Путь героя от становления и расцвета к деградации и разложению в кинематографе Алексея Балабанова [Текст] / А. А. Болдырев // Культурная жизнь Юга России. – 2022. – № 3(86). – С. 105-113.
6. Брейтман, А. С. Мотивы Романов Ф. Достоевского в кинематографе А. Балабанова [Текст] / А. С. Брейтман // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 59-64.
7. Брейтман, А. С. Российское киноискусство: проблема сохранения ценностей русской культуры: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук [Текст] / Брейтман Александр Семенович. – Великий Новгород, 2004. – 39 с.
8. Ващилко, К. С. Репрезентация ценностей поколения х в кинематографе конца 80-90-х годов [Текст] / К. С. Ващилко // Национальные культуры в межкультурной коммуникации : Материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 31 марта – 01 2020 года / Редколлегия: И.В. Воробьёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 411-420.
9. Григорьян, К. Э. Последний герой российской кинематографии [Текст] / К. Э. Григорьян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2011. – № 1. – С. 170-173.
10. ДеБласио, А. Философ для кинорежиссера. Мераб Мамардашвили и российский кинематограф [Электронный ресурс]. – https://gorky.media/fragments/antigeroi-balabanova-vremenami-yavno-napominayut-geroev-kafki/.
11. Кабышева, Э. В. Образ «пацана» как выражение традиционных маскулинных черт в российском кино: характерные черты и причины актуальности [Текст] / Э. В. Кабышева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 31. – С. 56-64.
12. Лавринова, Н. Н. Особенности развития российского кинематографа в 90-е годы двадцатого столетия [Текст] / Н. Н. Лавринова // Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы : Сборник материалов Всероссийской XIV научно- практической конференции молодых учёных, Тамбов, 19 мая 2021 года / Редколлегия: И.В. Татаринцева, В.В. Черемисин, К.В. Филатова. – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2021. – С. 21-23.
13. Лепихова, И. В. К вопросу о ментальности как социокультурном и экранном феномене в контексте постсоветского кинематографа 90-х гг. ХХ в. [Текст] / И. В. Лепихова // Перспективы науки. – 2013. – № 4(43). – С. 34-36.
14. Петровская, Е. «На стороне новых варваров»: знаки поколения у Балабанова [Текст] / Е. Петровская // Новое литературное обозрение. – 2018. – № 1(149). – С. 489-508.
15. Соловьев, В. М. История и культура России [Текст] / В. М. Соловьев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 368 с.
16. Сосновцева, В. «Его фильмы дотягиваются до разных людей»: Фёдор Балабанов – об отце и его творчестве [Электронный ресурс]. – https://www.forbes.ru/forbeslife/482521-ego-fil-my-dotagivautsa-do-raznyh-ludej-fedor-balabanov-ob-otce-i-ego-tvorcestve.
17. Степанов, В. 20 лет «Брату»: что писали критики о фильме в 90-е [Электронный ресурс]. – https://daily.afisha.ru/cinema/5893-chto-pisali-o-brate/.
18. Чушкина, Н. П. Отражение социальных проблем в отечественном кинематографе (на примере фильмов Алексея Балабанова) [Текст] / Н. П. Чушкина // Инновации и научно-техническое творчество молодежи: Материалы Российской научно-технической конференции, Новосибирск, 23–24 апреля 2020 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2020. – С. 384-386.
19. Яковлева, И. Ю. История становления кинематографа в Советской России [Текст] / И. Ю. Яковлева, Т. В. Высоких // Кино - искусство, технологии, коммуникация: труды научно-практической конференции, Дедовск, 10–11 февраля 2016 года. – Дедовск: Московский государственный областной университет, 2016. – С. 13-16.
20. Яковлева, И. Ю. Кинематограф в Советской России [Текст] / И. Ю. Яковлева, Т. В. Высоких // Кино - искусство, технологии, коммуникация: труды научно-практической конференции, Дедовск, 10–11 февраля 2016 года. – Дедовск: Московский государственный областной университет, 2016. – С. 18-23.