Фрагмент для ознакомления
2
В начальной школе очень важно не только вооружить детей знаниями, но и не напугать их строгостью науки «математика», а увлечь их этим предметом.
Преподаватели стараются превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей различными способами. Математика является не самым популярным предметом среди школьников, и каждый пятый школьник может назвать ее «нелюбимым предметом», но тем не менее 60% учеников считают ее самым важным. Данную статистику предоставили РИА новости, опросившие в 2020 году более 4,5 тысяч людей. Учителя математики при проведении уроков используют различные формы обучения для достижения дидактических целей урока, но все равно ученики сталкиваются со сложностями в обучении и теряют интерес к учебной деятельности.
Среди видов урока можно выделить редко используемый из-за сложности организации, но очень важный и впечатляющий – урок-экскурсия. Слово экскурсия (excursion) имеет латинское происхождение и в переводе означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Нестандартные виды уроков математики включают в себя экскурсионные уроки, которые помогают понять смысл многих процессов в окружающем мире и практическое значение математики. Однако в методической литературе и иных источниках чрезвычайно редко можно найти описание опыта проведения математических экскурсий.
В результате чего можно прийти к выводу, что изучение вопроса о формировании познавательного интереса у младших школьников через организацию уроков-экскурсий по математике достаточно актуально на сегодняшний день.
Цель исследования — выявить возможности развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения математических экскурсий.
Объект исследования — процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования — организация и проведение математических экскурсий как средство развития познавательного интереса у младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте;
• Определить роль уроков-экскурсий в развитии познавательного интереса;
• Проанализировать методические особенности организации и проведения математических экскурсий на начальном этапе обучения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения математических экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьников
1.1. Понятие и особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Вопрос о развитии познавательных интересов младших школьников неоднократно поднимался в исследованиях отечественной педагогики и психологии. Особое значение он приобрел в связи с рассмотрением учебной деятельности, фундамент которой закладывается в начальной школе.
Природа интереса, как сложного психологического феномена, не выяснена до сих пор окончательно. С его исследованием связаны многочисленные работы психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, А.К. Дусавицкий, В.Г. Иванов, М.Ф. Морозов, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина и др.).
Нередко интерес рассматривают как познавательную потребность (Б.И. Додонов, А.В. Петровский); как отношение к предмету или деятельности (В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, В.М. Теплов, В.Г. Иванов, А.П. Ковалев, А.Ф. Рыбалко); как проявление направленности личности (Л.А. Гордон, Т.К. Панкратов, Н.Г. Морозова).
В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» .
Разнообразные взаимоотношения с окружающим, по мнению В.Н. Мясищева, в которые человек вступает в процессе своего развития, нельзя рассматривать вне их объектов. Отношения человека представляют «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» . Интерес личности рассматривается В.Н. Мясищевым как относительно самостоятельное психическое образование, как особый вид отношения.
Л.И. Божович соотносит познавательный интерес с потребностью личности в знании, которое помогает ориентироваться в окружающем и выступает большой побудительной силой .
Ключ к пониманию сущности интересов Б.И. Додонов видит в связи потребностей с эмоциями. Интерес представляет «особую психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности, как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей» . Поскольку интенсивность переживаний обычно связана с новым, то интересу всегда необходима новизна.
Сходной точки зрения придерживается А.В. Петровский, понимающий интерес как «эмоциональное проявление потребностей человека» .
Л.А. Гордон рассматривает интерес с позиций направленности сознания человека на определенные объекты. Интерес представляет «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека» .
Л.И. Божович обращает внимание на то, что у младших школьников между интересом к знаниям и отношением к учению существует тесная взаимосвязь. Учение, как отмечает Л.И. Божович, воспринимается младшими школьниками как серьезная, ответственная, общественно значимая деятельность. Иначе говоря, социальные мотивы определяют положительное отношение детей к учебной деятельности. В то же время, в формировании учебной деятельности большое значение имеет проявление младшими школьниками познавательного отношения к овладению новыми знаниями, умениями и навыками .
В экспериментальных исследованиях М.Ф. Морозова выявлены некоторые важные особенности учебных интересов младших школьников. Было обнаружено, что детей уже в первом классе интересуют все виды учебной работы, связанные с повышенным умственным напряжением и активностью. Интерес на уроке не ослабевает, если учитель предлагает более сложные и трудные задания, которые активизируют мышление учеников. Было установлено, что направленность интересов младших школьников развивается от интересов к отдельным фактам и событиям к специфическому научному содержанию школьного предмета. Относительно устойчивый интерес к отдельным предметам возникает к концу младшего школьного возраста. К Ш-IV классу меняется и характер учебных интересов, проявляющийся в стремлении обучающихся к объяснению изучаемых явлений, установлению причинно-следственных связей и закономерностей действительности .
В других исследованиях, в том числе В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой, А.К. Дусавицкого, показано, что на формирование познавательного интереса большое влияние оказывает характер учебной деятельности.
А.К. Дусавицкому в ходе экспериментального обучения удалось установить, что интерес к содержанию знаний у младших школьников возникает уже во втором классе, сменяя «узкие» учебные интересы. Интерес к способам познавательной деятельности наблюдается в третьем классе, а преобладать начинает у большинства - к четвертому. По мере изучения разных учебных предметов углубляется интерес к теоретической стороне знаний. Устойчивость познавательных интересов возрастает. Она обнаруживает себя в стремлении младших школьников к самостоятельному освоению знаний. Это наблюдается не только в специальных учебных ситуациях, но и за их пределами. С третьего класса познавательные интересы становятся действенными мотивами учения. Интерес к предмету начинает осознаваться учащимися как смысловой мотив учения, оказывая существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Полученные результаты позволили А.К. Дусавицкому сделать вывод об определяющей роли способа обучения в формировании познавательных интересов младших школьников .
Согласно Н.Г. Морозовой, интерес характеризуется «положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания и познавания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.). - М.: Просвещение, 1968
3. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. - М.: МГПИ, 1955. — С. 3 — 14
4. Буркова Л.Л. Математические экскурсии при формировании представлений о величинах в системе внеурочной деятельности младших школьников // Педагогика и современность. 2015. №4. С. 43-46. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24114004
5. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон. – Москва, 2012
6. Додонов, Б.Г. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.
7. Дусавицкий, А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1975. - URL: https://clck.ru/auE9L
8. Ивашова О.А., Малышева Т.В. Проблема развития учебно-познавательной мотивации младших школьников и ее решение с помощью экскурсий по математике // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2020. т. 11. №2. С. 81-89. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44105963
9. Игракова О.В., Лядович Ю.А. Использование математических экскурсий в процессе обучения учащихся начальных классов // Научный поиск. 2013. №4.1. С. 29-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20879618
10. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. - Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2005.
11. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР. 1939. С. 153 – 163.
12. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики //Просвещение, 2005
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983
14. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Просвещение, 1984
15. Морозов, М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 73, - М.: МГПИ, 1955. - С. 31-34
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979
17. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. - URL: https://clck.ru/auG4i
18. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976
19. Павлова О.А. Использование регионального материала при решении воспитательных задач средствами истории математики // Математика в школе. 2017. № 4.
20. Павлова О.А. Патриотическое воспитание в обучении математике и в подготовке будущего учителя математики // Воспитание школьников. 2019. № 3. С. 35-42
21. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Поиск тематики учебного проекта как сотворчество учителя и учащихся (на примере освоения геометрического материала) // Профильная школа. 2018. Т. 6. № 6. С. 25-31
22. Смолеусова Т. В. Математика вокруг нас. Уроки экскурсии: учебное пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005
23. Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике как инновационная форма проведения интерактивных уроков // Сибирский учитель. 2014. № 3 (94). С. 10-14
24. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997
25. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988
26. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971