Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что социально-экономическое развитие на современном этапе характеризуется переходом к информационному (постиндустриальному) обществу и сопровождающей его глобализацией экономики.
В России эти процессы весьма актуальны на региональном уровне, поскольку регионы (особенно приграничные регионы) активно участвуют во внешнеэкономической и межрегиональной деятельности и интегрированы в международную экономическую систему на субфедеральном уровне.
Эти процессы создают проблемы, ответы на которые определят будущее место и роль регионов в формирующейся новой конфигурации социальных отношений.
Для развивающихся регионов проблема интеграции в мировую экономическую систему осложняется тем фактом, что нынешнее социально-экономическое отставание от процесса глобализации является постоянным и имеет тенденцию к усугублению.
Таким образом, исходные условия для экономической интеграции территории играют фундаментальную роль.
Чем выше уровень социально-экономического развития территории, тем меньше упущенная выгода и тем полнее реализуется ее потенциал: чем больше оплачивается труд специалистов, тем больше увеличивается глубина переработки добытых ресурсов, тем выше создается добавленная стоимость на территории, тем выше технологический уровень предприятия. производство увеличивается и т. д.
Целью курсовой работы является определение факторов и условий устойчивого развития региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие развития региона;
-исследовать факторы, влияющие на развитие регионов;
-дать общую характеристику Московской области;
-выполнить анализ социально-экономических показателей Московской области;
-выявить проблемы развития Московской области;
-провести разработку рекомендаций по совершенствованию развития Московской области.
Объект настоящей исследовательской работы – Московский регион.
Предметом настоящей исследовательской работы представляются меры госрегламентации процессов, связанных с устойчивым развитием Московского региона.
Методом исследования для работы были выбраны метод изучения, метод системного анализа, метод прогнозирования, в том числе сценарный подход.
Информационной базой исследования послужили: научные источники в виде данных и сведений из монографий, научных статей, докладов и отчётов, материалов научных конференций, семинаров и круглых столов; статистические и аналитические материалы по Российской Федерации и Московской области; документы международных организаций; официальные законодательные документы и другие нормативные акты; материалы глобальной сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты устойчивого развития регионов РФ
1.1 Понятие развития региона
Региональное развитие - это многогранный и многомерный процесс, он постоянно имеет направленность, которая определяется целью либо системой задач. Развитие экономики и социального сектора содержит в себе последующее: повышение производства, доходов и, следовательно, увеличение благосостояния жителей; существенные перемены в соц., институциональных и административных структурах общества; перемены в публичном сознании; перемены в традициях и привычках; улучшение от уровня образования и улучшения здоровья; создавать условия, которые способствуют самоуважению людей средством сотворения соц., политических, финансовых и институциональных систем; все эти системы должны быть нацелены на почтение людского плюсы; увеличивать степень свободы личности [20].
В широком арсенале современных инструментов регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и способов. Государственное регулирование производится в разных формах: законодательной, налоговой, кредитной, субвенальной.
Законодательная форма регулирования значит, что принимаются особые законы, предоставляющие относительно равные возможности для соперничества, расширяют границы конкурентной борьбы, мешают развитию монопольного производства и устанавливают безмерно высочайшие цены [2].
Формами налогового и кредитного регулирования являются внедрение налоговых платежей и займов для действия на национальное создание. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство оказывает влияние на сокращение либо расширение производства, инвестиционные решения. Изменяя условия предоставления кредита, правительство оказывает влияние на уменьшение либо повышение размера производства. Продавая ценные бумаги, он уменьшает банковские запасы, тогда как процентные ставки вырастают, и, как следствие этого, размер производства падает, и напротив. Приобретая ценные бумаги, правительство наращивает банковские запасы, тогда как процентные ставки понижаются, а выпуск возрастает [11].
Вспомогательная форма регулирования подразумевает предоставление муниципальных дотаций и льгот по налогам определенным отраслям, компаниям (прежде всего таким отраслям, как сельхозпроизводство, которая добывает индустрия, кораблестроение, транспорт).
В числе способов муниципального регулирования можно выделить: административно-законодательное обеспечение, прямое и опосредованное регулирование.
Административные меры включают различные меры по обеспечению рациона и непредвиденных обстоятельств, лицензированию и квотированию, контролю цен, доходов, обменных курсов, учетных процентов и т. д. Эти меры носят предписывающий характер и не основаны на экономических интересах и стимулах, которые их реализуют. Правовое регулирование государства осуществляется в рамках экономического законодательства через систему норм и правил, которые оно устанавливает [26].
Особое внимание уделяется экономически слабым регионам.
Государство может оказывать этим регионам различную поддержку: в виде развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, выборочного субсидирования предприятий с минимальной занятостью, дополнительных трансфертов и т. д. Но главное направление, главный путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала.
Социально-экономический потенциал региона (далее именуемый сэт) – это совокупность всех ресурсов, имеющихся в его границах – материальных и духовных, природных и трудовых; уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, а также ресурсов, которые могут быть использованы для развития. реализуется и используется для укрепления социально - политической стабильности, повышения уровня качества жизни населения, повышения эффективности отраслей народного хозяйства. В то же время каждая СЭП региона может быть охарактеризована с точки зрения временных и пространственных параметров, структурного состава, количественной и качественной оценки, условий и механизмов ее реализации [1].
Региональные эксперты чаще всего выделяют следующие основные структурные блоки в составе региона СЭП(по содержанию):
1.природные ресурсы.
2.население как субъект материального производства и потребления, социально-политической и духовной жизни.
3.производственно-экономические ресурсы, составляющие материально-техническую базу производственной и непроизводственной сфер, сырьевые товары, производство услуг в отраслевом и территориальном разрезе.
4.организационно-управленческая единица. Он включает в себя организационную структуру, сложившуюся в регионе, а также методы управления социально - экономическими процессами; основные направления региональной политики. И речь идет не только о системе регионального управления, но и о вертикальных отношениях с органами власти, то есть отношениях с федеральными структурами и с органами местного самоуправления.
5. геополитический потенциал, отражающий ситуацию в системе межрегиональных, межгосударственных и мировых экономических, экономических и социально-политических отношений и систем коммуникаций.
Категория "потенциал" в современном менеджменте трактуется по-разному. Чаще всего это «совокупность чего-либо», содержание которой соответствует таким характеристикам, как вместимость, способность и т. д. именно эти характеристики указывают на определенные скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут превратиться из возможности в реальность [18].
Известно, что региональное управление осуществляется на целостных территориях, где существуют различные экономические субъекты, коммуникации, социальные объекты, население и т. д. их совокупность формирует сферу регионального управления, то есть объект его реализации. Экономический комплекс региона образует множество различных образований с точки зрения их собственности, формы, содержания и масштаба. Их отраслевая направленность и размеры определяют основной экономический и промышленный профиль соответствующего региона. Эффективность их функционирования во многом зависит от регулирующего влияния государственных органов [23].
Необходимо активно продолжать разработку ориентировочного планирования и прогнозирования на региональном уровне. Содержание этих планов представляет собой набор технологий, позволяющих управлять финансовыми и кредитными потоками в соответствии с товарными потоками, что позволяет сбалансировать рыночные пропорции. Речь идет о разработке и использовании в экономическом управлении регионами взаимосвязанной системы показателей репродуктивного процесса, в соответствии с которой должны приниматься решения системного и управленческого характера.
На территории России возникли объединения по экономическому сотрудничеству.
Совершенствование управления региональным развитием стало поворотным моментом в реализации программ рыночных преобразований, особенно в том, что касается финансовых проблем. Основным направлением корректировки курса реформ является усиление государственного регулирования всех социально - экономических процессов. Более того, как справедливо полагают многие экономисты, «значение системы государственного регулирования территориального развития по мере развития сферы рыночных отношений будет возрастать» [5].
Основой социально-экономического развития регионов, несомненно, является региональный репродуктивный процесс, который определяется, с одной стороны, как подсистемы социального воспроизводства, а с другой стороны, как интеграция уникальных репродуктивных процессов на уровне предприятия, что составляет условия для комплексное развитие экономики региона.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алферова Т.В. Концептуальное моделирование определения категории «устойчивое развитие»/ – Журнал экономической теории. – 2019. – №4. –С. 46-52.
2.Арженовский И.В. Маркетинг регионов. – М.: Юнити, 2021 – 135с.
3.Ахметишина А.Р. Регулирование экономико-экологических отношений в рамках устойчивого развития экономической системы : автореф. дис. … д-ра экон.наук. – Казань. – 2021. – 47с.
4.Бильчак В.С. Региональная экономика: монография. – Калининград. – 2018. – 316с.
5.Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). – М.: ЦПРП, 2020. – 279 с.
6.Василенко В.А. Устойчивое развитие регионов: подходы и принципы. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020. – 208 с.
7.Видяпин В.И. Региональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 666 с.
8.Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для ВУЗов — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2019. – 495с.
9.Гутман Г.В. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 176с.
10.Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие. Теоретико-методологический анализ. – М.: Наука, 2019. – 135 с.
11.Калинчиков М.Ю. Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона. – Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – №9(24). – С. 112-119
12.Корабельникова, А. В. Правовые механизмы обеспечения устойчивого развития на региональном уровне // Молодой ученый. - 2020. - № 2. - С. 12-15.
13.Кормановская И.Р. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона. – СПб: Питер, 2019. – 297 с.
14.Лексин В.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. – М.: ВНИИСИ РАН, 2020. – 135с.
15. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2020. – № 4. – C. 124−143.
16.Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. – 2019. – № 24. – С. 214-221.
17.Проблемы устойчивого развития и эколого-экономической безопасности регионов. — Волгоград: Изд-во Сфера, 2022. — 252 с.
18.Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2019. – 179 с.
19.Розенберг Г.С. Мифы и реальность «устойчивого развития» // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 2. - C. 130–154.
20.Розенберг, Г.С. Устойчивое развитие: мифы и реальность. – Тольятти, ИЭВБ РАН, 2021. – 191с.
21.Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территорий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 276с.
22.Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2019. – 355 с.
23.Устойчивое развитие: вызовы и возможности: сборник научных статей / под ред. Е.В. Викторовой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 333 с.
24.Филатов А.Н. Теория устойчивости. Ч. I. Устойчивость решения систем дифференциальных уравнений. - М.: ИВМ, 2019. - 206 с.
25.Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 2. – С. 46−49.
26.Яковлев М.В. Устойчивое экономическое развитие регионов // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 9 – С. 33-39
27. Официальные данные по Московской области - www.gks.ru