Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 4
1.1. Структура мирового рынка транспортных услуг 4
1.2.Анализ современного состояния и динамики развития мирового рынка транспортных услуг 6
1.3.Проблемы и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг 9
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 14
2.1. Оценка позиций России в международной торговле транспортными услугами 14
2.2. Проблемы участия России в международной торговле транспортными услугами 17
2.3. Пути укрепления позиции России на мировом рынке транспортных услуг 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования мирового рынка транспортных услуг определяется целым рядом обстоятельств. Транспорт - наиболее важная составляющая развития мировой экономики и жизни в целом, так как транспорт является стратегически важным сектором мировой экономики. Ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортный сектор на постоянные улучшения.
Транспортный сектор, на данном этапе развития экономики, является одним из основных факторов глобализации, как международной торговли, так и транснациональных компаний. Так как развитие международных и внутренних рынков во все времена сопровождалось свободным перемещением товаров и ресурсов.
Объектом данной работы выступает международный рынок транспортных услуг.
Предмет исследования – современное состояние мирового рынка транспортных услуг и место на нем России.
Целью работы является исследование современных тенденций развития международного рынка транспортных услуг.
На основании поставленной цели рассматривались следующие задачи:
1. определить роль и значение рынка транспортных услуг в мировом хозяйстве;
2. проанализировать динамику объема и структуру транспортных услуг в мире;
3. определить место России на мировом рынке транспортных услуг;
4. предложить комплекс мер, направленных на укрепление позиций России на мировом рынке транспортных услуг.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
1.1. Структура мирового рынка транспортных услуг
Международные отношения между странами всегда обуславливались передвижением товара между ними. Само по себе формирование транспортных систем происходило в рамках национальных экономических систем. Специализация транспорта выражается в разделении существующих и создании новых отраслей промышленности с однородным продуктом или услугой, а также в разделении труда между предприятиями отрасли.
При переходе к рыночным отношениям важно обратить внимание на то, какие структурообразующие процессы происходят в сфере транспорта. Структура транспорта понимается как состав, количественные соотношения и виды взаимосвязи отдельных отраслей. Соотношение всех видов транспорта, число самостоятельных отраслей, доля пассажирского и грузового транспорта являются показателями отраслевой структуры. (рис.1, рис.2) Так же на практике определяется удельный вес каждого вида транспорта.
Рис.1.Структура мирового грузооборота
Рис.2.Структура мирового пассажирооборота.
Глобализация привела к усилению концентрации производства и капитала в транспортных отраслях. Например, половина всего парка контейнеровозов в мире принадлежит всего 10 предприятиям. Сам же мировой контейнерный парк распределен между девятью лизинговыми компаниями.
На современном этапе, где существует тенденция все к большей глобализации, а развивающиеся страны стремятся укрепить свои позиции на мировом рынке, именно экономические факторы являются основой для влияния экономически более развитых государств на мировую политику, формирование военного и политического потенциала стран мира. И в этой связи наличие новейших транспортных систем и транспортных коридоров является одним из наиболее важных экономических ресурсов.
Структура транспортной системы любой страны создается при взаимодействии различных факторов. Стоит отметить некоторые из них:
• Научно-технические процессы;
• Темпы развития транспорта;
• Рост благосостояния населения стран;
• Укрепление позиций на мировом рынке.
1.2.Анализ современного состояния и динамики развития мирового рынка транспортных услуг
Анализируя современное состояние рынка транспортных услуг можно заметить существенные различия с прошлым состоянием рынка. Такие понятия как глобализация, стремительное развитие технологий и систем управления дали толчок в развитии рынка транспорта в целом.
Наличие транспортных коридоров создает новые возможности для политического влияния государств. При развитии перевозок по ВТС, проходящей через территорию России, необходимо учитывать, что государства, профсоюзы и крупные транспортные компании находятся в жесткой конкуренции, предлагая свои МТК и развивая их конкурентные преимущества.
Следует отметить значимость межгосударственной координации в развитии транзитного транспорта. Подобные многосторонние соглашения устраняют таможенные барьеры, обеспечивают большую транспортную безопасность, что стимулирует экономическое сотрудничество между странами и создает предпосылки для развития интеграционных процессов. В мире региональные транспортные сети интегрированы в более крупные сети межрегионального масштаба, связывая основные рынки и производственные центры.
Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и являются важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном и межстрановом уровнях.
Лидерами мирового рынка транспортно-логистических услуг являют
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография/ М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015.
2. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М. : Консалтбанкир, 2012.
3. Гупанова Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг: научно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012
4. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
5. Дмитриев А.В., Афанасьев М.В. Логистика транспортно-экспедиторских услуг: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 104 с.
6. Земскова О.М., Щепотько М.М. Логистика в России и за рубежом: сравнительный анализ//«Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/20601
7. Клунко А.Н. Логистические приоритеты управления хозяйственными связями на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. С. 298-305.
8. Кузнецова Е.Д. Формирование тарифов на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14-16апреля 2016г.) - 2016. - Т. 2. - С. 349-355
9. Оводенко А.А., Фетисов В.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие СПб.: СПбГУАП., 2016.
10. Приходько В., Борщ В., Деним В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогнозы, ключевые задачи и приоритеты компаний// Логистика - 2015. №3 // ) [Электронный ресурс] URL: http://www.logistika-prim.ru
11. Сергиенко О.И., Кащенко Ю.С. Оценивание ресурсной эффективности и экологического воздействия технологических процессов на предприятии автомобильной отрасли // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 342-352