Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена важным значением феномена Кавказа в отечественной литературе. В связи с этим обстоятельством приобретают особую значимость исследования, посвященные вопросам формирования и развития культурного концепта «Кавказ» в русской литературе, прежде всего, в русской литературе XIX века. Между тем, несмотря на интерес филологов к данной теме, она остается недостаточно изученной.
Объектом данного исследования является образ Кавказа в художественном тексте.
Предметом исследования являются особенности формирования и развития художественного образа Кавказа в русской литературе XIX века.
Материал исследования – произведения отечественных писателей XIX века, в которых художественный образ Кавказа играет текстообразующую роль: А.С. Грибоедова, А.И. Одоевского, А.А. Бесстужева-Марлинского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Я.П. Полонского и др.
Цель исследования – анализ процесса формирования и развития художественного образа Кавказа в русской литературе XIX века.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) охарактеризовать специфику художественного образа Кавказа в системе образов природы в литературных произведениях;
2) раскрыть сущность основных и специфических функций образа Кавказа в художественном произведении;
3) проанализировать изображение мира природы Кавказа и национальных кавказских характеров в отечественных литературных произведениях эпохи романтизма;
4) провести анализ эволюции кавказских мотивов в произведениях русской литературы XIX века при переходе от романтизма к реализму.
Теоретическая значимость исследования обусловлена представлением в ней анализа процесса формирования и развития художественного образа Кавказа в русской литературе XIX века.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении русской литературы на филологических отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды: Н.Б. Боевой, М.А. Галиевой, Т.Ф. Гостевой, С.В. Зеленцовой, В.А. Кухаренко, Р.С. Луценко, Л.В. Мельниковой, А.А. Плисс, Е.В. Халтрин-Халтуриной и других исследователей.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; сравнительный, системный, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, основная часть, в состав которой входят две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе проанализированы теоретические аспекты исследования образа Кавказа в русской литературе. Во второй главе рассмотрена трансформация роли образа Кавказа в произведениях русских поэтов и писателей XIX века. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1 Теоретические аспекты исследования образа Кавказа в русской
литературе
1.1 Специфика художественного образа Кавказа в системе образов природы в литературных произведениях
Кавказ – это феномен, который исследуется этнографами, литературоведами, фольклористами, а также представителями других направлений науки. Значимость концепта «Кавказ» для русской литературы обусловлена многими причинами. И.Л. Багратион-Мухранели считает, что первая из них – вхождение в состав Российской империи Грузии и кавказских земель. Помимо данной политической причины, формирование и развитие образа Кавказа в произведениях отечественной литературы в начале XIX века обусловлено значительным интересом романтизма к местному колориту, следствием которого явились новые описания природы, возникшие под влиянием поэтики Байрона [Багратион-Мухранели 2014: 83].
Образ Кавказа сложный, многогранный. Однако прежде всего отечественных литераторов привлекает богатство кавказской природы, ее яркость и необычность. Природа Кавказа служит эмоциональным фоном во многих произведениях литературы XIX века. В соответствии с этим обстоятельством рассмотрим основные классификации и функции описаний природы в художественном произведении, т.к. в практической части данной работы нами будет уделено значительное внимание рассмотрению функциональных ролей природы Кавказа в конкретных произведениях русской литературы XIX века.
Картины природы занимают важное место в художественном произведении, как правило, они несут информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку. Литературный пейзаж – это явление глубокое и многогранное, в связи с чем в научной литературе с течением временем к нему не ослабевает интерес. Исследователи неоднократно предпринимали попытки классифицировать литературные пейзажи. В представленных ими классификациях литературные пейзажи классифицированы по различным критериям. Рассмотрим наиболее значимые основания для разграничения видов описаний природы в художественных произведениях.
С.В. Зеленцова предлагает в своем исследовании классификацию, построенную на основе географического, сезонного и темпорального критериев. По географическому признаку, т.е. по признаку географии изображаемых природных объектов. По данному критерию могут быть выделены степной, лесной, морской, горный, городской/урбанистический, деревенский пейзажи и др. Другим значимым критерием для разграничения пейзажей С.В. Зеленцова полагает сезонный критерий, в соответствии с которым пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учет времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах [Зеленцова 2013: 30].
Н. Мурадалиева предлагает классифицировать пейзажи с учетом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения, на: инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи [Мурадалиева 1991: 15].
Весьма оригинальная классификация описаний природы Н.Б. Боевой построена на базе анализа объема и локального расположения пейзажа в тексте. Исследователь выделяет такие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объемной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные емкие пейзажные описания) [Боева 2004: 190-194].
С.В. Зеленцова предлагает в своем исследовании также классификацию, построенную на основе признака жанровой принадлежности пейзажа. Данная классификация включает лирический, драматический, идиллический, исторический, утопический пейзажи [Зеленцова 2013: 31]. По мнению исследователя, описания природы необходимо также разграничивать в зависимости от принадлежности к произведениям, созданным в рамках того или иного художественного метода. По данному признаку С.В. Зеленцова предлагает выделять сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи [Зеленцова 2013: 31].
Комментируя особенности разграничения описаний природы в зависимости от создания произведения в рамках сентиментализма, романтизма или реализма, в контексте тематики исследования данной курсовой работы следует подчеркнуть особенности романтического пейзажа, т.к. становление художественного образа Кавказа в русской литературе связано с периодом романтизма. Романтический пейзаж отличается особым богатством и многообразием образных средств.
Период романтизма характеризуется своеобразным подходом к пониманию и раскрытию образа природы в художественных произведениях. Данные особенности во многом обусловлены значительным влиянием, оказанным на развитие романтизма немецкой философией. Внимание к природе было обусловлено в романтизме рождением нового мироощущения, философским воплощением которого стало учение Ф.В.Й. Шеллинга [Шеллинг 1999: 51]. Его пантеистическая по своему духу философия открывала внутреннее соответствие природы и человеческой души. Природа заговорила с романтиками на понятном, человеческом языке, ее познание стало для них формой самопознания. Особенно близкой тема природы оказалась английским романтикам, опиравшимся в данном случае на уже сложившуюся в английской культуре традицию интимного восприятия природы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багратион-Мухранели И.Л. Кавказ как утопия русской классической литературы / И.Л. Багратион-Мухранели // Вестник ТГПУ – 2014. – № 9 (150). – С. 83-89.
2. Бестужев-Марлинский А. А. Собр. соч.: В 2-х тт. Т.2 / А.А. Бесстужев-Марлинский. – М.: 1958. – 728 с.
3. Боева Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах / Н.Б. Боева // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190-194.
4. Воронова О.Е. Образы «многоплеменного востока» в кавказском цикле Я.П. Полонского «Сазандар» (1846–1851) / О.Е. Воронова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – №2. – С.28-34.
5. Галиева М.А. Лики Кавказа в русской литературе XIX- начала ХХ века: топос и топика: к постановке вопроса / М.А. Галиева // Научный диалог. – 2015. – № 9 (45). – С. 113-124.
6. Гегель Г.В.Ф. Эстетика Г.В. Гегель. – М.: 1968, Т. 1. – 412 с.
7. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX–XXI вв.: дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук / Т.Ф. Гостева. – Барнаул, 2007. – 237 с.
8. Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. – СПб: Институт русской литературы: Нотабене, 1995. – 278 с.
9. Зеленцова С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. Наук / С.В. Зеленцова. – Орел, 2013. – 192 с.
10. Казакова И.Б., Полякова О.Л. Романтический пейзаж в живописи и поэзии первой половины XIX века / И.Б. Казакова, О.Л. Полякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. –№ 4 (2). – С. 854-857.
11. Кох М.В. Образ Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова / М.В. Кох // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – №. 5.1 (44). – С.152-154.
12. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.М. Крупчанов. – М.: Оникс, 2005. – 413 с.
13. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
14. Лермонтов М.Ю Собрание сочинений в 4-х томах / М.Ю. Лермонтов. – М.: Наука, 1981. – 592 с.
15. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры. 1996. – 315 с.
16. Луценко Р.С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук / Р.С. Луценко. – Саранск, 2007. – 21 с.
17. Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова / Л.В. Мельникова // Пейзаж как развивающаяся форма авторской концепции. – М.: 1984. – С. 3-17.
18. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе / Н. Мурадалиева. – Баку: Язычы, 1991. – 204 с.
19. Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений и писем. 1802-1839. – М.; Л.: 1934. – 310 с.
20. Плисс А.А. Мотивная структура «кавказского текста» в русской литературе первой половины XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / А.А. Плисс. – Махачкала: 2014. – 21с.
21. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Том 1 / А.С. Пушкин. – М.: Издательство «Правда», 1981. – 426 с.
22. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры / О.В. Ромах. – М.: 2006. – 308 с.
23. Савельев А.Е. Кавказская ссылка А.А. Бесстужева-Марлинского / А.Е. Савельев // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2010. – № 1. – С. 24-31.
24. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В.
25. Толова Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве // Пейзаж в литературе и живописи / Г.Н. Толова. – Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. – 52 с.
26. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 7 / Л.Н. Толстой. – М.: Художественная литература, 1983. – 539 с.
27. Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // П. Флоренский. Избранные труды по искусству. – М.: 1996. – 389 с.
28. Халтрин-Халтурина, Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма: романтические суждения о воображении и художественная поэтика / Е.В. Халтрин-Халтурина. – М.: Наука, 2009. – 29 с.
29. Шафф А. Введение в семантику / А. Шафф. – М.: 1963. – 410 с.
30. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства /Ф.В.Й. Шеллинг. – М.: 1999. – 395 с.
31. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 1990. – 303 с.