Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Все территории нашей страны развиваются неравномерно, есть локомотивы развития, а есть территории, которые не в полной мере используют ресурсный и производственный потенциал развития-депрессивные территории.
Таким образом, мы понимаем, что основным критерием выхода из депрессивной ситуации считается повышение эффективности обращения с имеющимися на территории ресурсами. В рамках Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации депрессивные территории играют важную управленческую роль. Отметим, что для депрессивных территорий характерно следующее: низкий уровень жизни населения; тенденция к снижению темпов экономического развития этой территории и, как следствие, к сокращению бюджета, поскольку организации, работающие на этой территории, приносят меньше налогов из-за сокращения своей деятельности, что увеличивает зависимость от бюджета субъекта Российской Федерации. Эта ситуация обусловлена непредвиденными факторами, возникающими в результате политических и экономических мер государства, которое должно компенсировать это влияние на возникновение уровня депрессии на территории, поддерживая предприятия на этой территории.
Администрация территории, находящейся в депрессивном состоянии, может поддерживать свои предприятия, предоставляя меры поддержки предприятиям на этой территории. Муниципальные власти несут ответственность за создание органа управления, отвечающего за реализацию мер регионального плана развития.
Показателем эффективности реализации управленческих мер является эффективность управления – уровень удовлетворенности достижением результатов в соответствии с установленными целями управления.
Следует отметить, что эффективность управления - это степень удовлетворения определенными видами услуг и товаров общественных потребностей, соответствующих установленным и согласованным целям управления. Эффективность государственного управления должна определяться соотношением достигнутых результатов и используемых государственных ресурсов, а также достигнутыми результатами и целями общества.
Объектом исследования являются меры поддержки депрессивных территорий Белоярского городского округа.
Предметом исследования является результативность мер поддержки депрессивных территорий Белоярского городского округа.
Цель работы заключается в исследовании депрессивных и кризисных территорий как объектов антикризисного управления Белоярского городского округа
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и современное состояние депрессивных территорий;
-определить нормативно-правовое регулирование управления депрессивными территориями в Российской Федерации;
-дать общую характеристику Белоярского городского округа;
-выполнить анализ механизма управления депрессивной территорией на примере Белоярского городского округа;
-разработать пути совершенствования системы управления депрессивными территориями на примере Белоярского городского округа.
Методы исследования: анализа и синтеза, статистического анализа, а также с помощью специального метода в форме заочного анкетирования экспертов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРЕССИВНЫХ И КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1. Понятие и современное состояние депрессивных территорий
Финансовый подъем в Российской Федерации в последние несколько лет происходил в условиях углубления территориальных диспропорций, как в уровне жизни жителей, так и в общественно-финансовом развитии некоторых регионов.
Устойчивой тенденцией стала возрастающая сосредоточение финансового потенциала государства в маленьком числе регионов с более подходящими критериями для финансового роста. В столице России и Московской области, Санкт-Петербурге, Тюменской области с автономными окрестностями сейчас создается пятьдесят процентов общероссийского валового местного продукта. Доля 10 ведущих субъектов России в валовый внутренний продукт государства увеличилась до шестьдесяти процентов. Одновременно существует значительное число депрессивных регионов, которые даже на современном шаге развития РФ остаются недоразвитыми.
За недавний период Президент России, Правительство России и Министерство местного развития России стали уделять больше внимания местной политике и поиску новых устройств развития субъектов Российской Федерации. В особенности приветствуется инициатива регионов по решению собственных своих вопросов за счет больше широкого использования государственных ресурсов. В итоге главам депрессивных регионов предлагается активнее принимать участие в управлении действиями местного развития, чтоб сделать больше подходящий деловой климат в субъектах, вывести их из кризиса и сделать лучше общественно-положение в экономике.
Межгосударственные примеры демонстрируют, что отстающие регионы при правильном управлении могут внести существенный вклад в общее развитие страны. Соответственно, необходимо найти подходы к развитию депрессивных российских регионов, чтобы они также способствовали росту экономики страны, а не только выступали в качестве бенефициаров.
В научно-практической литературе существуют различные определения понятия депрессивной области. Ученые называют депрессивными регионы, которые прошли стадию экономического спада или переходят в рецессию. Например, депрессия определяется как стадия развития, характеризующаяся падением производства, возникновением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности и оттоком населения, то есть депрессия рассматривается как фаза, предшествующая рецессии экономики региона.
Однако, с точки зрения автора, депрессию следует рассматривать как стадию, которая следует за стадией экономического спада. Такой подход совпадает с пониманием депрессии как стадии делового цикла. Депрессивный регион - это регион, который пережил фазу экономического спада и долгое время не восстанавливал свои позиции по сравнению с другими регионами. Количественно понятие региональной депрессии можно выразить с помощью набора показателей, которые предполагают, что:
- доля ВВП региона в общем ВВП страны ниже, чем была раньше (до кризиса);
- темпы роста ВВП региона ниже, чем в среднем по стране и группе регионов со схожей специализацией, с отрицательным изменением социальных показателей (кризисная фаза);
-на дату анализа регион не демонстрирует положительных тенденций в развитии по сравнению с другими регионами страны.
Необходимо понимать, почему регион не может восстановить позиции по отношению к другим территориям страны после рецессии, например, в связи со снижением транспортных затрат производство было перенесено на другие территории, крупные городские агломерации расположены поблизости, и производство там было восстановлено. переведена и т. д.
Качественно депрессивный регион можно описать следующим образом. Регион, который в прошлом располагал значительными ресурсами (материальными, людскими), однако в период общего спада экономики страны предприятия, расположенные в этой стране, оказались неконкурентоспособными, что привело к значительному сокращению производства их продукции. В результате этот регион перестал вносить вклад в рост доходов государства (рост ВВП ниже среднероссийского), а уровень жизни населения значительно снизился. Подобная точка зрения содержится в работах других авторов.
Понятия «отсталый», «проблемный», «депрессивный» и «кризисный» регионы нередко смешиваются. Направьте внимание, что отсталость-это регион, который не был лидером, не занес существенного вклада в экономический рост государства и не имеет видимого потенциала развития, другими словами отсталость-это хроническое понятие. Проблемный регион-это регион, испытывающий определенные сложности, но одновременно вся общественно-финансовая система региона не затронута кризисными явлениями. Доктрина депрессии трудна, вся общественно-финансовая система региона испытывает сложности в развитии, существует грешный круг вопросов. Необходимо подчеркнуть, что история развития депрессивного региона обязана указывать на то, что в данном регионе были примеры и достижения. Кризисный регион - это регион, в каком в текущее время наблюдается снижение финансовой активности из-за общественно-финансовых либо стихийных бедствий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Законопроект № 68749-3 «О федеральных целевых программах регионального развития»
2. Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 N 1112 "О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов"
3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2017 г. N 3118-7 ГД "О проекте федерального закона N 18259-3 "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации"
4.Агалов В.К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах в условиях реформируемой экономики. - Иркутск, 2020. - 155с.
5.Алексеев В.В. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики. – Екатеринбург, 2019. – 279 с.
6.Баланина, Г. Ф. Стратегия развития депрессивного региона. – Кызыл: ТувиКОПР СО РАН, 2019. – 344 с.
7.Бондаренко Е.Н., Как развиваются депрессивные территории - М.: Управленческое консультирование, 2021. – 106 с.
8.Григорьева Л. О. Организационно-экономический механизм развития депрессивных территорий: Дис. ... канд. экон. наук. – Иркутск, 2020. – 128 с.
9. Джанхотов И.Х. Приоритеты при обосновании направления развития депрессивного региона // Экономические науки. – 2022 - №3(1). – С. 72-74.
10. Дугарова Г.Б. Депрессивные территории // Эко - 2022. - №2. - С. 8-17.
11.Кещян В.Г., Чернышев А.С. Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах // Региональная экономика: теория и практика. – 2022 - №1. – С. 43-59.
12. Корсунский Б.Л., Леонов С.Н. Депрессивный район в переходной экономике - Владивосток: Дальнаука, 2019. – 155 с.
13.Лапин А.В., Кутергина Г.В. Идентификация и моделирование развития депрессивных территорий: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Пермского университета. - 2021 - №1(28). - С. 98−109.
14.Лексин В. Депрессивные территории: проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал. - 2022. - №9. - С. 38.
15.Лексин В. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант.// Вопросы экономики - 2021. - №1. - С. 128-139.
16.Мансуров П.М. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, проблемы // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 508.
17.Мансурова Г.И. Депрессивные регионы: основные понятия и причины перехода в депрессивное состояние.// Вестник Ульяновского государственного технического университета – 2022 - №1. - С.65-68.
18.Нижегородцев Р., Берулава А. Депрессивный характер экономической динамики регионов и пути его преодоления // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2022 - № 1 - С. 167−170.
19.Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. – М.: Наука, 2020. – 249 с.
20.Сафиуллин Р.Г. Экономико-географические подходы к исследованию депрессивных территорий // Концепт. - 2020. - № 4. - С. 65-67.
21.Тагирова Э.И. Критерии отнесения регионов к депрессивным территориям // Вестник Алтайской академии экономики. – 2020. – № 10-3. – С. 309-313
22. Уколова М.А. Методические подходы к определению степени депрессивности городских территорий. - Иркутск, 2020 - 200 с.
23.Федотовская А.Г. Роль управления в решении проблем депрессивных территорий // Основные тенденции развития экономики - 2019. - С. 330–332.
24.Штульберг Б.М. О депрессивных регионах в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса – М.: Глобол, 2019 – 342 с.
25. Якушин С.А. Депрессивный регион: понятие и механизм оценки устойчивого развития // ЦИТИСЭ. - 2019. - №4 (21). - С. 108-119.