Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования лексического запаса 4
1.1 Понятие «лексический запас» в специализированной литературе 4
1.2 Сущностные характеристики процесса формирования лексического запаса у иностранных учащихся 10
Глава II. Исследование игровых технологий в процессе формирования лексического запаса у иностранных учащихся 16
2.1 Роль игровых технологий в процессе формирования лексического запаса у иностранных учащихся 16
2.2 Разработка игровых упражнений, направленных на формирование лексического запаса иностранных учащихся 21
Заключение 26
Библиографический список 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современный подход к проведению обучения иностранных студентов обуславливает необходимость одновременно эффективной и качественной подготовки к функционированию их языковых средств. Степень выработки коммуникативных компетенций учащихся зависит от способности освоения различных языковых элементов, неотъемлемой частью которых являются лексические единицы.
Расширение словарного запаса иностранных студентов является одной из ключевых задач для успешного освоения образовательных программ на иностранном для учащихся языке.
Одним из современных методов формирования лексического запаса студентов являются различные игровые технологии, которые повсеместно используются для обучения в процессе учебных занятий. Игровые технологии помогают наиболее качественно освоить лексические единицы и наиболее долго сохранить их в памяти обучающихся. В связи с этим, очевидна актуальность выбранной темы научного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по вопросам формирования лексических норм иностранных студентов посредством использования игровых технологий.
Предметом исследования в данной работе является игровые технологии и механизм их применения в процессе формирования лексического запаса у иностранцев.
Целью курсовой работы выступает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями применения игровых технологии в процессе формирования лексического запаса иностранных студентов и эффективность их использования.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
• исследовать и проанализировать различную литературу по рассматриваемой проблематике;
• определить значение термина «лексический запас», установленного в современной образовательной системе;
• выявить отличительные характеристики процесса обогащения лексического запаса у иностранных учащихся;
• установить значимость игровых технологий в процессе формирования лексического запаса у иностранных студентов;
• выработать специализированные игровые упражнения, направленные на формирование лексического запаса иностранных учащихся.
При разрешении поставленных задач для достижения целей научного исследования использовались следующие методы: описательный, сопоставительный, сравнительный методы, метод системного анализа, комплексного исследования, реализованные посредством различных частных методов и способов анализа, таких как метод анализа игровых технологий.
Глава I. Теоретические основы формирования лексического запаса
1.1 Понятие «лексический запас» в специализированной литературе
Изучение лексических норм языка способствует коммуникативной адаптации иностранных студентов к незнакомому для них языковому пространству. Кроме того, формирование лексического запаса создает возможность для учащихся преодолевать психологический барьер в применении иностранного языка в повседневном общении с другими людьми как в живой беседе, так и с письменной форме.
Лексическая сторона любой речевой деятельности является необходимым критерием для эффективного построения общения на другом языке. Более обширный лексический словарь студентов и наиболее долгое сохранение слов в памяти позволит им наиболее эффективно усваивать учебный материал и успешно проходить различные методы контроля за успеваемостью.
Успешная коммуникативно-психологическая адаптация иностранных учащихся представляется одним из важнейших условий для успешного прохождения обучения того или иного предмета в учебном учреждении.
Вопросы, связанные с улучшением лексических навыков иностранных обучающихся, и поиск методов их совершенствования определяют повышенный интерес со стороны экспертов в рассматриваемой области в процессе обучения различным дисциплинам.
Для более эффективного анализа механизма формирования лексического запаса у иностранцев следует более подробно рассмотреть, что представляет собой термин «лексический запас».
Некоторые эксперты высказывают мнение, что под рассматриваемым понятием подразумевают количество слов, которые человек понимает и использует в речи .
Механизмы обучения лексическим элементам языка в качестве одного из наиболее значимых этапов формирования языковой грамотности обучающихся рассматривались большим количеством специалистов.
Специалисты в данной области считают, что лексический навык является комплексным и структурированным. К примеру, И.Н. Дмитрусенко акцентирует внимание на трех первостепенных элементах данного навыка, а именно:
• всплывание лексической единицы в памяти обучающегося;
• комбинирование лексической единицы с прошлыми и будущими единицами;
• установление соотношения выбора лексической единицы контексту .
Стоит отметить, что каждый элемент лексического навыка важны для выбора наиболее эффективных методов обучения иностранцев. Кроме того, это скажется также при обогащении лексического запаса в процессе обучения не родному языку студентов.
Как правило, совокупность лексических навыков подразделяют на две категории:
• продуктивные лексические навыки (навыки метода определения наиболее подходящих лексических единиц при устном и письменном общении);
• рецептивные лексические навыки (выделение и распознавание конкретных лексических единиц в процессе чтения различной литературы и прослушивании аудио- и видеозаписей).
В качестве определяющего базиса лексического навыка рассматривают взаимосвязь его формы и сущности, которая заключается в осознании учащимися конкретного слово или его формы и воспроизведении его значения в памяти.
Также возможен обратный эффект, а именно возникновение в памяти определенного значения влияет на вспоминание необходимой формы слова. Следовательно, можно сделать вывод о том, что семантический элемент лексического запаса субъекта играет значимую роль в процессе развития лексического навыка.
Некоторые эксперты считают, что под семантическим компонентом лексики понимают «единицы более дробные, чем значения, образующие его структуру, - являются носителями идеальных эталонов мерки, которые выделяют в отражаемой действительности те или иные аспекты, и соответствие им признаков отражаемого объекта действительности позволяет выразить этот компонент в слове» .
С целью достижения студентами иностранной лексики следует использовать определенные лексические единицы, необходимые с целью усвоения определённых речевых особенностей не родного языка. Стоит сделать акцент на том, что преподаватель
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко М. А. Приемы расширения лексического запаса учащихся //Русский язык в школе. – 2015. – №. 11.
2. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013.
3. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. №25.
4. Есаян Э. Л. Роль игровых технологий в формировании лексических навыков у младших школьников (английский язык) //Научный старт-2022. – 2022.
5. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №1.
6. Кокорина Е. Д. Использование игровых технологий для формирования лексических навыков на уроках английского языка //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – 2021.
7. Краснова С. В. Формирование лексической компетентности иностранных курсантов при овладении русским языком в специальных целях //Дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. спец. – 2010. – Т. 13. – №. 02.
8. Кулакова Н. В., Колесникова Т. А., Назранова К. А. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных как средства развития словарного запаса младшего школьника // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 66-2.
9. Магеррамова С. М. Об основных методах развития речевой деятельности иностранных студентов //Русистика без границ. – 2019. – Т. 3. – №. 4.
10. Моргунова Н. С., Приходько С. А. Современные методы активизации формирования языковой профессиональной коммуникативной компетентности иностранных студентов. – 2022.
11. Николаева В. С. Игровая технология как средство формирования лексического навыка учащихся средней школы. – 2020.
12. Павлова Н. И. Методика формирования лексических навыков во втором иностранном языке //Редакционная коллегия: д. соц. н., профессор РР Галлямов, д. п. н., профессор. – 2018.
13. Паламарчук Е. В. Использование игровых технологий для формирования лексических навыков при обучении русскому языку как иностранному //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – №. 1-7.
14. Петричук И.И. Ещё раз о игре / И.И. Петричук // Образование в современной школе. - 2006. - № 10.
15. Понкратова Е. М., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Коммуникативные игры при изучении русского языка как иностранного //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 4.
16. Пятнова М. Д., Савельева Е. Б. Формирование лексических навыков у обучающихся младшего школьного возраста на уроке французского языка с помощью игровых технологий //Студенческая наука Подмосковью. – 2018.
17. Раздобарова М. Н. Информационные технологии в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2014. – №. 4 (110).
18. Федотова Н. Л., Касаткина А. Ю. Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению //Образовательные технологии и общество. – 2016. – Т. 19. – №. 2. – С. 467-481.
19. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному //Казанский педагогический журнал. – 2016. – №. 6 (119).
20. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012.