Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В Древнем мире происхождило зарождение первой государственности и политических идей, которые были основаны на религиозной мифологии. В мифологической форме впервые были выражены понятия мирового порядка, правды и справедливости необходимости соблюдения установленных правил, власти в качестве средства их обеспечения, форм государства.
Нельзя не сказать о разнообразии политической мысли в древней цивилизации. Так, если говорить о Древнем востоке, то здесь особо крупный вклад в развитие представлений о государстве были внесены Индией и Китаем. Принимая все своеобразие политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, которые в большинстве случае носили светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль-рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, который заключался азиатском способе производства. В качестве его характеристики можно указать: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников за счет использования налогов и общественных работ. В качестве типичной государственной формы выступала восточная деспотия. Достаточно распространенными были патерналистические представления о власти. Монарх имел связь только на основе обычаев, традиций. При этом было определено, что цель государства – общее благо, царь - отец подданных, которые не имеют права на предъявления каких-либо требований. Правитель несет ответственность перед богами, а не перед людьми. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, а также их совершенство.
В рамках данного исследования предпринята попытка анализа особенностей восприятия власти в странах Древнего Востока.
Объект исследования. Древний восток
Предмет исследования. Представление о власти в Древнем Востоке.
Цель исследования. Рассмотреть представление о власти, присущее Древнему Востоку.
Задачи исследования:
• Рассмотреть общее положение государств Древнего Востока;
• Рассмотреть особенности политических мыслей Древнего Египта;
• Выразить особенности политических мыслей Индии;
• Рассмотреть особенности отношения к политике власти в Древнем Китае.
1.Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока
Государства на Древнем Востоке образовались в 4-3 тысячелетии до нашей эры. Первым из них был Египет и Вавилон. С появлением государств возникла и начала развиваться политическая мысль. Именно создание цивилизации означало конец периода первобытного общества, разрушение родовых отношений, развитие абстрактного и логического мышления, начало прогресса человеческого общества.
На разных территориях существовали свои специфические особенности, но общим было то, что древняя восточная зона была зоной субтропического климата с жарким сухим летом и мягкой зимой. Но еще одна главная особенность заключалась в том, что на их территории были расположены такие великие реки, как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Желтая река, которые сыграли большую историческую роль в судьбах древних восточных народов. Эти народы пытались решить сложную проблему выживания, пытались приспособиться к окружающей среде и создать свою собственную цивилизацию .
На древних восточных территориях можно было жить и управлять экономикой, при условии создания оросительных каналов, регулирования речных режимов, удаления избыточной влаги, борьбы с наводнениями, плотин, дамб и т. д . Это было возможно только в случае совместных усилий. Необходима была коллективная работа по освоению земель на берегах великих рек, а для организации их орошения потребовалась централизованная власть, которая гармонично руководила и следовала за работой народа. В некоторых государствах эта власть осуществлялась в жестоких деспотических формах правления.
Были цивилизации, где доминировала теократическая монархия. Первые о социально-политические мысли несли в себе религиозно-мифологические представления, сохранившиеся из племенных общин.
Мышление народа все еще находилось во власти мифологических представлений об окружающем мире, природе, отношениях людей друг с другом и с богами. Это была характерная черта каждого народа. Поскольку политические идеи не несли в себе какого-либо представления, в их основе лежало божественное происхождение всех земных порядков, а характерными чертами считалось послушание и покорность.
Правовые и политические учения стран Древнего мира считали императоров, царей, жрецов и других представителей власти, как потомками, так и наместниками богов, наделяя их божественными чертами. Поэтому любое нарушение их власти было неприемлемым, и непослушание должно быть наказано. Во всех государствах было рабство. Таким образом, для управления людьми и государствами, которые находились в процессе становления, выдающееся дворянство требовало определенных правил и положений, регулирующих и осуществляющих власть. Уже на ранней стадии развития политическая мысль, которая, как уже упоминалось, восходит своими корнями из религиозных идей, все же дала импульс дальнейшему развитию и прогрессу человечества. В человеческом разуме наступила новая эра. С эволюцией общества и его мировоззрения тогдашние политические учения также начали улучшаться и считаться более глубокими, со всех сторон.
2.Политические мысли Древнего Египта
Древнеегипетское государство было централизовано почти на всех этапах его развития, за исключением коротких периодов дезинтеграции. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до нашей эры. под единым царем, ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который был организован на региональном уровне в соответствии с древними традиционными номами и был представлен правителями-монархами, храмовыми священниками, дворянами и королевскими чиновниками разных рангов.
С помощью этого аппарата, систематически наделенного центральной властью, произошло дальнейшее усиление власти фараона, которое из третьей династии не просто обожествлялось, а считалось равным богам. Логическим следствием изменений в египетском богословии является скрупулезная разработка ритуала поклонения богу фараону, построение гигантских пирамид в местах их захоронения. Геродот, посещая Египет в середине 5-го в. до н.э., на основании собранных ему легенд и священнических сообщений о короле IV династии Хуфр (Хеопс) писал, что работа по строительству его пирамиды длилась 40 лет (20 лет на закупку материалов и 20 лет на строительство сам). Все египтяне в свою очередь участвовали в строительстве пирамиды (по 3 месяца по 100 тысяч человек каждый) .
Сила фараонов достигает величайшей силы в Новом Королевстве, когда наконец подтверждается имперская власть центра, основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате, полностью подчиняя себе управление обширной территорией.
Приказы фараона строго соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначил всех старших должностных лиц. Считалось, что бог фараона зависит от урожая, справедливости в государстве и его безопасности. Любой социальный протест против царя является преступлением против религии. Фараон, как носитель высшей государственной власти, имел высшее право на земельный фонд. Он мог поклоняться земле вместе с государственными рабами дворянства, должностными лицами, священниками, хозяевами. Он также посетовал титулы.
Сила фараона уже в Древнем Царстве была унаследована (по крайней мере, во времена правления династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые из фараонов царствовали, особенно во время Смуты, три или четыре года, что было оправдано в египетском богословии, в египетской концепции власти. Согласно этим идеям, божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового бога фараона. В единственном ребенке, родившемся вместе с семенем отца-бога, нужно войти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Т.А. История политических учений: Учебное пособие / А.И. Демидов, А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; Отв. ред. А.И. Демидов. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
2. Бартенев, С.А. История экономических учений.: Учебник / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c.
3. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для академического бакалавриата / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 411 c.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт., т. 1. М. 1993.
5. Исаева М. В. Представления о мире и государстве в Китае в III-VI вв. н. э. М., 2000
6. История политических и правовых учений: Учебное пособие / Под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 471 c.
7. Крашенников Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1982.
8. Попова И.Ф. Политические практики и идеология раннетанского Китая. М., 1999.
9. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.
10. Религиоведение. Учебное пособие/ Под ред. М. М. Шахнович. СПб., 2006
11. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.
12. The Cambridge History of China. V. 1. The Ch’in and Han Empires, 221 B.C. – A.D. 220/ Ed. by D. Twitchett and M. Loewe. Cambridge, 1986