Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Переход России на новые условия хозяйствования и управление экономикой с использованием конкурентных механизмов и максимальной вовлеченности предпринимательских структур во взаимодействие с органами власти на всех уровнях сформировал необходимость оптимизации процессов организации муниципалитетов по закупкам товаров и услуг для своих нужд.
Более того, кризисное состояние экономики, снижение объемов финансирования бюджетов заставляет обратить внимание на новые источники повышения эффективности управления на муниципальном уровне, совершенствования процесса закупок товаров и услуг для учреждений социальной сферы, муниципальных предприятий с учетом особенностей и ограниченности их финансового потенциала.
Современный этап развития контрактных отношений в России связан с поиском новых методов управления, способных обеспечить рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Организация муниципальных закупок является сложным процессом. Ввиду своей новизны и многообразия сфер применения сталкивается с множеством проблем реализации. Особенно сложно решать данные проблемы регионам, которые не обеспечены в должном объеме соответствующей методической и информационной базой.
Ввиду этого представляется важным провести детальный анализ процесса организации муниципальных закупок, выявить его проблемные места и предложить рекомендации по совершенствованию.
В данном районе механизм муниципальных закупок только начал внедряться, что предполагает необходимость его координации и совершенствования.
Проблемы управления системой закупок для государственных нужд, анализ специфики рынка муниципальных закупок раскрываются в трудах множества ученых и практиков. В работе использованы работы В.И. Антонова, Н.М. Баскаковой, В.Е. Белова, О.В.Киселевой, П.Г. Крадиновой, Н.Г. Медведевой, Н.В. Нестерова, В. Саакян, С. Г. Хабаевой, П. К.С. Щербаковой и других.
Объектом выпускной квалификационной работы в данном случае выступает сфера муниципальных закупок.
Предметом исследования является процесс управления муниципальными закупками.
Исходя из вышеизложенного, цель настоящей работы – анализ использования муниципального заказа в предоставлении муниципальных услуг.
Для достижения заявленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить специфику муниципальных закупок;
- выявить особенности нормативно-правовых обеспечений системы муниципальных закупок в РФ;
- определить особенности организации закупок на муниципальном уровне;
- провести анализ практики организации закупок для муниципальных нужд;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы организации муниципальных закупок.
Методологическую основу исследования составляют такие инструменты, как анализ нормативно-правовых актов, международной и российской литературы, системный анализ данных, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод, метод аналогий и метод обобщений.
Структура работы обусловлена поставленными в работе задачами и включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Специфика муниципальных закупок
Сфера муниципальных закупок достаточно новая для российской практики организационно-правовая область обеспечения необходимыми ресурсами (товары и услуги) органы местного самоуправления и муниципальные учреждения.
На протяжении длительного времени до внедрения системы муниципальных закупок процессы обеспечения муниципальных нужд товарами и услугами осуществлялся на договорной основе без объявления конкурсов и тендеров, что зачастую приводило к неэффективному использованию бюджетных средств, принятию коррупционных решений, лоббированию интересов некоторых субъектов управления. Заказы муниципальных учреждений были доступны только «аффилированным» субъектам предпринимательской деятельности, что изначально отвергало принцип конкуренции в данной сфере [28, С.58].
Начиная с 2010 года, стала формироваться основа для решения данной проблемы и разрабатываться соответствующие законопроекты. Пришло осознание того, что сфера закупок - важная область обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данной сфере нужен не только четкий контроль, но и полная регламентация всех процессов взаимодействия субъектов, методическое обоснование нормативов закупок, создание максимальных условий для конкуренции между поставщиками, открытости процедур отбора поставщиков.
Все взаимоотношения между исполнителями и заказчиками, относящимися как к муниципальным, так и к государственным субъектам регулируются одним ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако непосредственно оплата закупок на региональном уровне осуществляется из регионального бюджета, а муниципальных и из местного бюджета. Это во многом определяет специфику организации закупок и масштабы полномочий по использованию бюджетов руководителями органов власти, принимающих решение по закупкам.
Согласно ст. 3 ФЗ №44-ФЗ «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта [6].
Органы местного самоуправления являются субъектами закупок.
В результате на законодательном уровне установлена приоритетная задача по организации данного взаимодействия субъектов муниципальных закупок таким образом, чтобы достичь двусторонней конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса (рис.1) [33, С.3].
Рисунок 1. Взаимодействие субъектов муниципальных закупок [27]
Регламентированный законодательством процесс организации муниципальных закупок детализирован на высоком уровне. Представим его описание.
Первоначально, организация работы с муниципальными торгами начинается с предоставления заявителю доступа к работе на электронной торговой площадке (ЭТП).
Каждый субъект предпринимательства, желающий участвовать в муниципальных закупках должен пройти определенную процедуру аккредитации, а также иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это два основных условия участия в муниципальных торгах. Сама процедура прохождения для юридических лиц бесплатна.
Одной из проблем организации данного процесса является то, что зачастую проведение торгов на размещение муниципального заказа осуществляется по торговому наименованию, что значительно сужает круг поставщиков, ограничиваясь только теми, кто занимается реализацией продукции данной категории [7, С.42].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.06.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2016, - 218 с.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. - № 30. - ч. 1. - Ст. 3105.
3. ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-плюс. СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
6. Абросимова О.В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд / О.В. Абросимова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2014.- № 2(16). - С. 64-66.
7. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. - М.: ВолтерсКлувер. 2009. – 296 стр.
8. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования государственных закупок в электронной форме в Российской Федерации / В.Н.Андрианова. // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - С. 23-26.
9. Анчишкина О.В. Особенности ценообразования в закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №2. - С.56-60.
10. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. - 160-164.
11. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров: английская практика // Пробелы в российском законодательстве. -2014.- № 3. -С. 31-35.
12. Баскакова Н.М. Централизация государственных и муниципальных закупок – основа повышения эффективности системы размещения заказов // Вестник АКСОР. - 2011.- № 1. - С. 109-112.
13. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты// Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №4. - С.57-62.
14. Зайцев В. И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 438-440
15. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С.19-41.
16. Кривенчук Е. О. Формирование системы управления муниципальными закупками в Ленинградской области // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 356-358.
17. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. – №3. – С. 54-56.
18. Мамедова Н.А., Щербакова К.С. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2016. - №2.- С.33-41.
19. Медведева Н. Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015.- № 5–3. С. 115-119.
20. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40.- С.58-63.
21. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.05.2017)
22. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет.- 2016.- №. 4. – С. 23.
23. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2015.- 312 с.
24. Першин Д. А. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок // Социально-экономические явления и процессы. 2014.- № 1.- С. 67–72.
25. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику. Конкурентное право. - 2013.- №3. - С 3.
26. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 5-10.
27. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 7 - [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.05.2017).
28. Официальный сайт Государственной информационной системы. - Электронный источник. Режим доступа: URL: http://zakupki.nso.ru/ (Дата обращения: 22.05.2017)
29. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ Электронный источник. Режим доступа: URL: https://www.pro-goszakaz.ru /(Дата обращения: 22.05.2017)