Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для любого предприятия чрезвы-чайно важной задачей выступает возможность постоянного развития, сохра-няя при этом свою рыночную устойчивость, несмотря на все неблагоприят-ные воздействия внешних факторов, с которыми приходится сталкиваться в процессе хозяйствования, и состоянием внутренней среды предприятия.
Особенно остро встает эта задача в условиях усиления глобализацион-ных процессов, следствием которых является открытие отечественных рын-ков и доступ отечественных товаропроизводителей к международным рын-кам, что сопровождается обострением конкуренции, необходимостью адап-тации к мировым стандартам качества продукции.
Определение направления развития является предпосылкой длительно-го и конкурентоспособного функционирования предприятий.
Система управления оборотным капиталом и оборотными активами служит важным звеном в системе финансового менеджмента организации, так как от ее результативности зависит рентабельность операционной деятельно-сти и уровень достаточности совокупных денежных потоков. В настоящее время в работах по анализу и диагностике деятельности организаций все ча-ще рассматривается такая оценочная категория, как деловая активность.
Обосновывая актуальность данной темы исследования, в первую оче-редь следует отметить, что проведение анализа рыночной активности являет-ся одним из основных индикаторов эффективного управления трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами организации. Во-вторых, она оказывает непосредственное влияние на следующие критерии деятельности компании: рентабельность, финансовую устойчивость, конкурентоспособ-ность, платеже- и кредитоспособность.
Цель исследования заключается в оценке рыночной активности органи-зации ООО «Стсгарант».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать деятельность предприятия;
2. Изучить необходимость и сущность оценки рыночной устойчиво-сти организации;
3. Рассмотреть источники аналитической информации для оценки рыночной устойчивости организации;
4. Рассчитать потребность в оборотных средствах исследуемой ор-ганизации;
5. Проанализировать показатели рыночной активности организа-ции.
Объектом исследования является предприятие ООО «Стсгарант».
Предметом исследования выступает рыночная активность организации.
Актуальность, цель и задачи исследования определили структуру кур-совой работы, которая состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Стсгарант» Лахденпохский район, город Лахденпохья, Ленин-градское ш., д. 64, помещ. 5н зарегистрирована 07.11.2012 регистратором УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ. Руководитель орга-низации: генеральный директор Савинов Александр Дмитриевич.
Основным видом деятельности является деятельность агентов по опто-вой торговле лесоматериалами и строительными материалами.
Организационная структура ООО «Стсгарант» представлена на рисун-ке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Стсгарант»
Организационная структура ООО «Стсгарант» имеет линейно-функциональный тип управления. Генеральный директор компании органи-зует и контролирует работу всего предприятия, разрабатывает и реализует стратегию развития предприятия, формирует бюджет и контролирует его выполнение.
Руководитель отдела продаж руководит работой отдела продаж, следи за выполнением плана продаж, обеспечивает запуск новых продуктов, мар-кетинговых акций.
Менеджеры по продажам в свою очередь ищут потенциальных клиен-тов, работают с существующей базой клиентом, участвуют в переговорах с клиентами, налаживают с клиентами обратную связь.
Бухгалтер разрабатывает и исполняет решения по обеспечению финан-совой устойчивости организации.
Менеджер по снабжению получает товарно-материальные ценности, закупает товар, отправляет товар со склада до потребителя.
Кладовщик - это специалист, который принимает товар на склад, про-веряет соответствие товара сопроводительным документам, размещает товар на складе, обеспечивает его сохранность.
Таким образом, в организации каждый специалист занимается своим делом, отсутствует дублирование функций. отмечено эффективное распреде-ление функций управления, отсутствует дублирование профессиональных функций.
В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Анализ проведен на основании бухгалтерской отчетности ООО «Стсгарант», представленной в Приложении 1, 2.
Таблица 1 - Анализ основных показателей деятельности ООО «Стсгарант» за 2019-2021 гг.
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Темпы
роста,
2021/2020
*100%
2019 2020 2021
1. Выручка от про-дажи товаров, про-дукции, работ, услуг 24400 22098 10669 48,28
2. Расходы по обыч-ным видам деятель-ности 23081 22143 11643 52,58
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) 1319 -45 -974 2164,44
4. Прочие доходы 13500 6696 3153 47,09
5. Прочие расходы 12132 5959 1496 25,10
6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) 1368 737 1657 224,83
7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 2687 692 683 98,70
8. Изменение нало-говых активов и обя-зательств, налог на прибыль 160 - - -
9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (3+6+8) 2527 692 683 98,70
Из таблицы видно снижение всей показателей в отчетном периоде, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации. К то-му же в 2021 году расходы по обычным видам деятельности превышают объем выручки от продажи продукции, работ, услуг. Это является отрица-тельной тенденцией.
В 2020 году чистая прибыль организации снизилась на 72,62%. В 2021 году снижение чистой прибыли продолжилось.
В целом, анализ экономических показателей деятельности предприятия позволил сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприя-тия.
2. Необходимость и сущность оценки рыночной устойчивости организа-ции
На сегодняшний момент существуют различные варианты управления стратегическим развитием предприятия на основе оценки рыночной устойчи-вости. В частности, рыночная устойчивость может выступать как одиночный фактор, так и как составляющая интегрального количественного фактора оценки.
А.А. Молдован и В.В. Лизовская в своих исследованиях пришли к вы-воду, что при определении рыночной устойчивости используются два клю-чевых подхода: финансовый и управленческий. При применении первого обеспечивается необходимый уровень ликвидности и платежеспособности предприятия, при использовании второго - конкурентоспособность. В ре-зультате оценки рыночной устойчивости с помощью указанных подходов возникает возможность проектирования стратегических инициатив [15, с.54].
Чмель С.Ю. в своей работе отмечает, что на уровень стратегического развития существенное влияние оказывают только внутренние функциональ-ные области предприятия (в т.ч. рыночная устойчивость). То есть рыночная устойчивость определяется как один из внутренних факторов предприятия. Формирование системы управления стратегическим развитием основывается на определении факторов, критериев и индексов устойчивости предприятия [19, с.18].
И.П. Геращенко и А.А. Василенко рассматривают процесс оценки ры-ночной устойчивости через построение модели и определение основных по-казателей (доля рынка предприятия, объем продаж, выручки и другие). Да-лее определяется методика оценки каждого отдельного показателя. Форми-руются критерии выбора показателей, а также их интервалы. Затем оценива-ется уровень рыночной устойчивости. На последнем этапе предпринимаются шаги по управлению стратегическими решениями для повышения рыночной устойчивости предприятия [10, с.25].
В.В. Бирюкова обосновывает взаимосвязь стратегического управления с разработкой методов оценки устойчивости предприятия. Оценку предлага-ется проводить с помощью интегрального показателя. Рыночная устойчи-вость рассматривается как доминантная составляющая экономической устой-чивости. Ключевыми показателями рыночной устойчивости могут выступать: объем продаж, маркетинговые затраты, изменение доли рынка, оборот то-варных запасов. Для разработки механизма интегральной оценки устойчиво-сти предприятия автор предлагает выбрать оптимальный метод непрерывно-го контроля. Такой подход к оценке устойчивости будет включать систему показателей, наиболее полно отражающих реальное состояние предприятия. Это позволит принимать стратегические решения на основе построенной мо-дели интегральной оценки устойчивости [3, с.16].
В нашем понимании стратегическое развитие предприятия - это набор действий и процессов, направленных на достижение желаемого состояния организации. Система управления стратегическим развитием - это взаимо-связанный и упорядоченный процесс управления (планирование, организа-ция, мотивация, координация, контроль) стратегическим развитием, то есть набором действий и процессов, направленных на достижение желаемого. Понятие «рыночная устойчивость» предприятия можно определить как кон-курентоспособность или устойчивость конкурентных преимуществ на рынке.
Обострение конкурентной борьбы на рынке вызывает необходимость исследования взаимосвязи между эффективностью функционирования пред-приятия и уровнем его рыночной устойчивости, которое дает возможность предприятию в максимальной степени использовать собственные конкурент-ные преимущества в удержании и расширении рынка [4, c.115].
В зависимости от типа рынка различают уровни рыночной устойчиво-сти предприятия, которые зависят от доли рынка, удерживаемого предприя-тием. Рыночная устойчивость предприятия по сути - это его конкурентоспо-собность на рынке, а конкурентоспособность предприятия проявляется в конкурентоспособности его товара. Последняя есть результирующая его по-лезного эффекта (потребительских свойств товара), цены, издержек по изго-товлению и реализации и суммарных затрат за период потребления товара, а также производная от уровня производства, состояния оборудования, сырья, материалов, вида технологии, качества менеджмента, эффективности марке-тинговой деятельности и пр.
В широком смысле слова рыночная устойчивость предприятия пред-ставляет собой общий уровень реализации всех направлений его деятельно-сти. Она тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия, ведь обычно высокая рыночная устойчивость сопровождается столь же высокой финансовой устойчивостью. В то же время обеспечение рыночной устойчи-вости - первоочередная задача маркетологов, тогда как обеспечение финан-совой устойчивости - задача финансовых менеджеров [6, c.10].
Несмотря на разногласия в определении видов устойчивости предприя-тий большинство авторов отмечают, что на формирование устойчивости предприятия влияют факторы внешней и внутренней среды. Важным направлением исследования рыночной устойчивости выступает изучение ее структуры.
Экономически целесообразно рассматривать рыночную устойчивость предприятия через структурные составляющие: экономическую, производ-ственно-технологическую, финансовую, маркетинговую и организационную, что позволит соотнести состояние рыночной устойчивости предприятия с устойчивостью отдельных функциональных плоскостей деятельности пред-приятия при определении стратегии развития. В свою очередь повышение рыночной устойчивости может быть достигнуто за счет более высокого уровня сбалансированности всех функциональных плоскостей.
Обеспечение соответствующего уровня рыночной устойчивости - одна из основных задач системы стратегического управления предприятиями с учетом жесткой конкуренции на рынке. Цепь создания ценности можно ис-пользовать как инструмент диагностики конкурентных преимуществ. Иссле-дование ценности продукта для потребителей является одной из ключевых задач предприятий для решения вопросов развития и удержания конкурент-ных преимуществ. Анализ цепи создания ценности позволяет выявить источ-ники потенциальных конкурентных преимуществ и факторы обеспечения рыночной устойчивости предприятия [1, c.110].
На основании результатов исследования можно предложить методиче-ский подход к определению рыночной устойчивости предприятия и опреде-ленные направления повышения уровня устойчивости структурных состав-ляющих рыночной устойчивости предприятий.
Определение направлений стратегического развития предприятия воз-можно только после осуществления оценки существующего состояния ры-ночной устойчивости предприятия и его структурных составляющих.
Теоретико-методический подход к оценке уровня рыночной устойчиво-сти предприятия и его структурных составляющих предусматривает про-хождение таких последовательных этапов:
1 этап. Формирование системы индикаторов, составляющих ры-ночной устойчивости.
2 этап. Сбор информации для проведения оценки. Сбор информа-ции осуществляется на основе официальных источников (финансовая и стати-стическая отчетность предприятия), с помощью экспертов, оценивающих ор-ганизационную и маркетинговую составляющую рыночной устойчивости.
3 этап. Расчет индикаторов состояния отдельных составляющих рыночной устойчивости. Определение фактических значений индикаторов производят за определенный период.
4 этап. Определение уровня рыночной устойчивости отдельных структурных составляющих.
5 этап. Расчёт комплексного показателя рыночной устойчивости.
6 этап. Определение состояния рыночной устойчивости компании.
7 этап. Определение угроз рыночной устойчивости компании.
8 этап. Разработка мер по предупреждению и нейтрализации угроз рыночной устойчивости предприятия.
9 этап. Реализация мер по предупреждению и нейтрализации угроз рыночной устойчивости компании [15, c.305].
Исходя из предложенной структуры рыночной устойчивости, можно предложить индикаторы, характеризующие каждую ее составляющую
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент = Strategic management : классическое издание / И. Ансофф. М. [и др.]: Питер, 2019. - 344 с.
2. Безручко Ю. С. К проблеме прогнозирования банкротства рос-сийских организаций // Ю. С. Безручко, Я. А. Ляшенко // Экономика и пред-принимательство. - 2019. - № 3 (104). - С. 1160-1165.
3. Бирюкова В. В. Стратегическое управление устойчивым развити-ем нефтяной компании //Вестник СибАДИ. 2019. №5 (39).
4. Бородин В. А. Стратегическое планирование: учебное пособие / В.А. Бородин - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2020. - 105 с.
5. Боссиди Ларри. Искусство результативного управления / Л. Бос-сиди, Р. Чаран ; пер. с англ. Т. Талановой ; ред. М. Драпкина. - М.: Альпина Паблишерз, 2020. - 279 с.
6. Бочарова О. Ф. Факторный анализ финансовых результатов дея-тельности организаций АПК / О. Ф. Бочарова, Д. С. Кобозева, М. А. Лаврен-тьева // Экономические исследования и разработки. - 2018. - № 3. - С. 36-41.
7. Галкина А.Н. Критерии оценки эффективности инновационных процессов в организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2019.- №43. - С. 10-23.
8. Герасименко О. А. К проблеме определения оптимального раз-мера чистого оборотного капитала сельскохозяйственных организаций / О. А. Герасименко, А. Э. Барабаш, А. В. Рыкулина // Международные научные исследования. - 2020. - № 1 (30). - С. 41-44.
9. Герасименко О. А. Механизм управления прибылью сельскохо-зяйственной организации: сущность и проблематика / О. А. Герасименко, Т. А. Охрименко, М. С. Петренко, Н. А. Мелкумова // Экономика и предприни-мательство. - 2021. - № 12-3 (77-3). - С. 897-900.
10. Геращенко И. П., Василенко А. А. Построение модели оценки маркетинговой устойчивости компаний // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. №1 (25).
11. Гребнева М.Е. Применение балансовой информации в учетно-аналитическом обеспечении бизнеса / М.Е. Гребнева // Экономическое разви-тие России: состояние, тенденции и перспективы. Научное издание. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С.407-409.
12. Захарян А. В. Методологические основы формирования оборот-ных средств в сельскохозяйственных организациях / А. В. Захарян, Д. Л. Аракелов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-2 (68-2). - С. 536-539.
13. Кадыров А. Р. Влияние рисков на эффективность использования оборотных активов сельскохозяйственной организации / А. Р. Кадыров, О. А. Герасименко // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 3. - С. 162-168.
14. Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию / Р. Кап-лан - М.: Олимп Бизнес, 2019. - 278 с.
15. Молдован А. А., Лизовская В. В. Анализ предпринимательской активности в контексте обеспечения рыночной устойчивости // Московский экономический журнал. 2019.
16. Назарова О. В. Взаимосвязь между управлением дебиторской и кредиторской задолженностью и формированием денежного потока органи-зации / О. В. Назарова, В. А. Ткаченко // Modern Science. - 2021. - № 5-3. - С. 108-112.
17. Негодова А. В. Анализ финансовых результатов деятельности от-дельных сельскохозяйственных организаций Краснодарского края / А. В. Негодова, О. А. Герасименко, А. П. Кочергина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 4-1. - С. 57-61.
18. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учебно-практическое пособие / С. А. Попов. М. : Юрайт, 2020. - 448 с.
19. Чмель С.Ю. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия на основе гармонизации целей стейкхолдеров: Автореф... дис. канд. эконом. наук. - Москва: 2021. - 22 с.