Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность обучения, особенно математики, во многом зависит от того, насколько учащиеся заинтересованы в изучаемом предмете. Поэтому проблема развития интереса учащихся привлекает внимание как исследователей, так и практиков. Познавательный интерес взаимосвязан со многими сторонами учебного процесса. Он работает одновременно и как метод организации учебной деятельности, и как средство повышения эффективности обучения.
Успеваемость школьников напрямую зависит от того, насколько они заинтересованы в предмете. Считается, что интерес влияет на деятельность человека как мощный раздражитель, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Очень важно следить за тем, чтобы процесс обучения не стал для учащихся скучным и монотонным занятием. Задача развития познавательного интереса очень важна при построении образовательного процесса, так как школа должна привить учащемуся стремление постоянно совершенствовать свои знания путем самообразования.
Важной особенностью занимательной математики является то, что она побуждает думать. Насыщенная заданиями, загадками, вопросами и задачами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, пробуждает любознательность и побуждает к первым самостоятельным открытиям. Грамотно организованная учебная деятельность учащихся в процессе решения занимательных задач позволяет разнообразить умственную работу, активизировать такие психические процессы, как память, внимание и др. Потому что от учащихся требуется приложить определенное усилие и целеустремленность для решения конкретной нестандартной задачи. При этом сам процесс принятия решения вызывает не меньше положительных эмоций, чем достижение результата.
Исходя из актуальности проблемы формирования познавательного интереса формулируется цель исследования.
Предмет исследования: процесс обучения математике в 5-6 классе.Предмет исследования: методика использования занимательных заданий в 5-6 классе.
Цель исследования: рассмотреть занимательные задания как возможность повысить интерес к изучению математики в 5-6 классах.
Реализация этой цели потребовала решения нескольких конкретных задач:
- анализировать методическую и математическую литературу по характеру занимательных задач, определять их виды;
- выделить возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся рассматриваемой возрастной группы;
-освоить методику использования занимательных задач на уроках математики в 5-6 классе;
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, школьных программ, учебников и учебных пособий, беседы с учителями и учащимися.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем рассмотрены занимательные задачи по основным содержательным линиям школьного курса математики 5-6 классов и представлены методические рекомендации по их использованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей 11-12 летнего возраста
Подростковый возраст – это этап онтогенетического развития между детством и взрослостью (11–15 лет), характеризующийся качественными изменениями, связанными с половым созреванием и достижением взрослой жизни.
В подростковом возрасте общение со сверстниками играет ведущую роль в контексте собственной учебной деятельности подростка. Деятельность, типичная для детей в этом возрасте, включает такие виды деятельности, как образование, общественная организация, спорт, искусство, работа. Занимаясь этим видом полезной деятельности, у подростков формируется осознанное желание участвовать в общественно нужном труде, становиться общественно значимыми. Подросток учится строить общение в разных группах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, отражающих собственное поведение, умение оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный возраст перехода от детства к взрослой жизни, когда происходит центральный духовный, личностный рост человека - «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и моделей поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.
К концу раннего подросткового периода учащиеся начинают понимать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей образовательной программы, что требует формирования достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.
Поэтому педагог не может обойтись на занятиях без учета важных возрастных особенностей: склонности к установлению своей исключительности, «индивидуальности» и эмоционального удовлетворения от исследовательской деятельности. Для подростков благоприятная учебная ситуация – это успешная ситуация, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Страх неудачи, боязнь поражения иногда заставляет подростков искать благовидные причины, чтобы не ходить в школу или прогуливать уроки. Поэтому необходимо обеспечить ему эту успешную ситуацию, используя дифференцированный подход. Все трудности, противоречия и преимущества непосредственно связаны с особенностями развития психических процессов подростков: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления.
Восприятие:
Известно, что прием и обработка информации, поступающей через органы чувств человека, заканчивается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием. Одну и ту же информацию дети воспринимают по-разному, в зависимости от их интересов, потребностей, способностей и т. д. Восприятие зависит от предшествующего опыта, содержания мыслительной деятельности человека.
В зависимости от того, насколько действия ребенка могут быть целенаправленными, восприятие делится на непреднамеренное и преднамеренное.
Непреднамеренное восприятие не имеет заранее определенной цели. Преднамеренное восприятие регулируется с самого начала задачей – воспринять тот или иной предмет, явление, познакомиться с ним.
Стоит знать, что преднамеренное восприятие формируется в начале подросткового возраста. Учащиеся постепенно начинают воспринимать те явления, предметы, которые необходимы для достижения цели, даже если эти предметы и явления им не так интересны. Восприятие начинает становиться более избирательным, более целенаправленным, более аналитическим.
Память:
Память — это психический процесс фиксации, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Процесс запоминания у подростков становится целенаправленным. Память у них становится продуктивной и точной, у них вырабатываются преимущественно смысловые навыки запоминания, в связи с чем проявляется резко негативное отношение к механической памяти - «зубрежке».
Кратковременная и долговременная память преобладают у подростков при запоминании материала. По типу запоминаемого материала у подростков различают двигательную, эмоциональную и образную память. Последняя, в свою очередь, делится на зрительную и слуховую.
Внимание:
Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания разнообразны. Она может быть направлена на работу органов чувств (зрительное, слуховое внимание), запоминание, процессы мышления, двигательную активность.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – это концентрация внимания на объекте, обусловленная определенными его характеристиками. У ребенка отсутствуют целенаправленные усилия. Внимание направлено на так называемый стимул.Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение в возникновении непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства. Его внимание привлекает предмет, который длительное время вызывал у ребенка интерес, удивление, восхищение, радость.
Произвольное внимание представляет собой сознательно регулируемую сосредоточенность на объекте. Здесь ученик не сосредотачивается на том, что его интересуети красиво, но в соответствии с тем, что он должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на предмете, ребенок предпринимает сознательное усилие для удержания внимания во время деятельности. Произвольное внимание возникает, когда учащийся ставит перед собой цель в деятельности, для достижения которой требуется концентрация. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние учащегося. Уставшему ребенку очень трудно сосредоточиться. Значительно ослабляет эмоциональное возбуждение произвольного внимания, вызванное посторонними причинами. Что касается подростков, то их внимание характеризуется несколько большим объемом по сравнению с младшими школьниками. Ребята уже могут воспринимать сразу достаточно большое количество предметов. Стоит отметить, что внимание становится более устойчивым, но в то же время для этого возраста характерна частая рассеянность. Специфическая избирательность также находится в центре внимания. В этот период происходит становление произвольного внимания.
Мышление: