Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что проблема становления и развития наставничества на страницах Священного Писания недостаточно отражена в научной литературе. Между тем, значимость данной темы требует ее детального изучения. Назначение наставничества в соответствии с христианской моделью – воспитание человека в духе любви к Богу и к своему ближнему. Христианское наставничество представляет собой опыт взаимоотношений, в котором один человек дает силу другому, делясь знаниями, полученными от Бога. Христианский наставник опирается на свой духовный опыт и зрелость, чтобы идти и передавать этот опыт другим.
Передача учения от одного поколения к другому была важным элементом любой духовной школы. Иисус Христос, как проповедник, продолжал традицию старозаветных пророков и Иоанна Крестителя, а после него его преемниками стали апостолы и первые учителя христианства. Их главной задачей было обучение верующих, включая новообращенных; они также занимались проповедью и обучением молодых христиан в общинах.
Христианская педагогика не ограничивается обучением учеников определенному объему знаний, а направлена на формирование нравственной и гармоничной личности, способной различать между добром и злом, оценивать различные философские концепции, и выбирать для себя полезное, отбрасывая вредное.
Объектом исследования является феномен наставничества. Предмет исследования – становление и развитие наставничества на страницах Священного Писания.
Цель настоящей работы заключается в проведении анализа становления и развития наставничества на страницах Священного Писания.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать модель наставничества Ветхого Завета.
2. Рассмотреть особенности наставничества.
3. Охарактеризовать особенности наставничества, отраженные в Книгах Нового Завета.
4. Проанализировать модель наставничества Иисуса.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов, метод контекстуального анализа.
Методологическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых отражены различные аспекты анализа Ветхого и Нового Заветов, а также содержатся сведения, связанные с важнейшими этапами истории Иудеи: В.А. Вахновича, И. Гафнии, Д.Г. Добыкина, А.А. Ковалевича, А.Б. Ковельмана и др.
Материалом исследования курсовой работы являются тексты книг Ветхого и Нового Заветов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также список использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность, значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены особенности наставничества Ветхого Завета. Во второй главе представлен анализ модели наставничества, нашедшей отражение в Новом Завете, охарактеризованы его особенности. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1. Наставничество Ветхого Завета
1.1. Модель наставничества Ветхого Завета: модель особого откровения
Человек заметил сильные стороны феномена наставничество, его преимущества в своей жизни. Наставник приобретший духовный опыт, трансцендентное знание так или иначе испытывает чувство радости при общении с ближним и передачи ему определенных наставлений, которые он приобрел из священных текстов, а главное сам смог правильно применить в своей повседневной деятельности.
Действительно, польза наставничества просматривается с обеих сторон, от того, кто передает духовный опыт и того, кто принимает. Поэтому, стоит отметить что наставничество в христианстве было и будет существовать, так как прослеживается духовная радость или любовь к ближнему в процессе обучения наставником ученика.
Наставничество - это форма ученичества, которая представляет собой процесс оказания помощи кому-либо расти в своей вере и понимании Библии. Необходимость феномена наставничества в религии обусловлена тем обстоятельством, что каждый человек нуждается в духовном руководителе.
В своей повседневной жизни, совершая те или иные поступки, принимая различные решения, человек не всегда может опираться только на свой опыт и знания. В ряде случаев ему необходима помощь духовного руководителя, наставника. В качестве такого духовного руководителя выступает священнослужитель, назначение которого – постараться быть проводником к вере. Это способ для христиан поделиться своей верой и помочь другим расти в своих отношениях с Богом.
Как уже отмечалось, феномен наставничества находит свое проявление еще в дохристианскую эпоху. Это обстоятельство нашло отражение на страницах Ветхого Завета. Основы ветхозаветной веры содержатся в Книгах пророка Моисея, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Этот мир был дан человеку для того, чтобы он продолжал дело Творения и преобразовывал его творчески. От человека зависело возродить косную материю Присутствием Духа, которым он являлся носителем. Человек, находящийся на грани двух миров, должен был стать посредником между миром, видимым - космосом и миром невидимым - миром горних сил. Святой Григорий Богослов и преподобный Максим Исповедник смотрят на предназначение человека именно так. Однако, после Грехопадения, человек был отделен от Бога. Вместе с ним, все творение стало отчужденным от Своего Создателя. Тем не менее, память о грандиозной задаче живет в человеческом сердце.
Человек постоянно стремится приблизиться к Богу. Несмотря на свою слабость и ошибки, он пытается привнести святость в мир и вернуть Творение Творцу. Это приводит к возникновению религии, что происходит от латинского слова "religare", что означает "соединять". Религия предполагает наличие культа и его служителей, таких как священники Ветхого Завета.
Они: 1. учат народ помнить о Боге, 2. допускают ритуально чистых людей к участию в богослужении, 3. помогают приносить жертвы Богу согласно уставу, 4. от лица всего народа возносят благодарение и хвалу Богу, 5. ходатайствуют за народ, 6. благословляют народ Именем Божиим, 7. судят от Его Имени согласно Закону.
Изначально глава племени - например, Ной или Авраам - выполнял обязанности священника, однако другие члены семьи (например, Каин и Авель) также имели право на участие в религиозных обрядах. После того, как Бог пощадил первенцев израилитян в Египте (благодаря ветхозаветной Пасхе - Песаху, когда ангел-губитель прошел мимо), Он потребовал, чтобы все первенцы, включая скот, были посвящены Ему и стали святыми - отделенными и предназначенными только для служения Богу (см. Исход 13:1-15).
При этом не надо думать, что Бог выбирает первородных, а остальных отвергает. В замысле Божием каждый человек из народа Божия должен был стать священником: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израиль в своей полноте должен был стать светом для язычников; глядя на него, окружающие народы должны были познать Единого Бога и покориться вере, а мир в целом должен был прийти к изначальной гармонии, возвратиться к путям своего Создателя.
Эта мечта Божия не осуществилась в Ветхом Завете. Стоило Моисею на немного оставить народ, как они сделали себе золотого тельца, утверждая, что именно он вывел их из Египта (Исход 32 глава). И лишь одно колено Левия осталось верным Моисею, не включилось в идолопоклонство и сопровождающие его оргии. Им-то и их потомкам Господь и судил стать служителями-левитами и священниками (Числ. 3:12-13). Но это священство заместительное (И.Я.Гриц). Мы видим попытку восстановить изначальное священство первенцев в случае Самсона и Самуила, и именно на это право священнодействовать намекают нам евангелисты, когда говорят о том, что Христос – первенец (Мф. 1:25, Лк. 2:7) – Он Священник по праву более фундаментальному, чем установления о левитском священстве.
Однако необходимо было институционализировать выполняемые левитским священством обязанности. Для этого были установлены определенные критерии, определяющие, кто может стать священником, а именно – только лицо, лишенное физических дефектов, так как он должен быть представителем славы Божьей. Существовало особое обряд посвящения (см. Исх. 29 гл.), а также специальная одежда для священников (см. там же). Множество правил регламентировали их поведение, начиная от очищения перед участием в жертвоприношениях и заканчивая правилами общественного поведения. К примеру, священникам предъявлялись более строгие требования в отношении брака, чем к обычным израильтянам.
Хотя священство старого завета было несовершенным и часто подвергалось критике от пророков за жадность и невнимательность к нуждам народа (Ис. 56:11, Иезек. 34:2 и дал.), а также за неприемлемые жертвоприношения, бесчестившие имя Бога (Малах. 1:6 и дал.), священники, из-за особенностей своей работы, не могли заним
Фрагмент для ознакомления
3
1. Августин, 2008 – Августин, Бл. Антипелагианские сочинения позднего периода. М.: АС-Транс, 2008. 480 с.
2. Белов А.Э., Дивисенко К.С. Представления евангельских христиан о лидерском стиле / / Нравственные и духовные аспекты лидерства. - СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 2014. Вып. 1. C. 304-305.
3. Вахнович В. А. Иудаизм / В. А. Вахнович. – СПб: Питер, 2006. – 189 с.
4. Гафнии И. Евреи Вавилонии в Талмудическую эпоху / И. Гафнии. – Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2003. – 234 с.
5. Долгушева А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность /А.Н. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С.264-268.
6. Добыкин Д.Г. Наставник и наставничество в Священном Писании / Д.Г. Добыкин // Окружной этап Международных Рождественских образовательных чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (Северо-Западный федеральный округ), 13-15 декабря 2012 г. Традиционные ценности и современный мир: материалы конференции / Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО [и др.]. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. – С.28-32.
7. Карпунин В.А. - Христианство и философия / В.А. Карпунин. - С. Петербург.: Библия для всех, 2002. 145с.
8. Ковалевич А.А. Ветхозаветное учение о Премудрости Божией в соотнесении с новозаветной логологией // Христианское чтение. –2019. – №3. – С.141-151.
9. Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура / А. Б. Ковельман. – Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2007. – 305 с.
10. Крылов А.В. Иоанн Креститель: импульс первоначального христианства / А.В. Крылов // Вестник Московского Университета, сер. 13. Востоковедение. – 1998. – № 4. – С. 61-76.
11. Негров А.И. О международном исследовательском проекте «Изучение феномена лидерства в среде евангельской молодежи Евразии: к вопросу формирования эффективных подходов в становлении и развитии лидерства» // Феномен лидерства в среде евангельских христиан Евразии: коллективная монография / Под ред. А.И. Негрова; Серия «Евангельское христианство и лидерство». - СПб: Санкт-Петербургский христианский университет (в печати). Вып. 2. – 2020.
12. Очерки по истории еврейского народа / под ред. проф. С. Эттингера. – Тель-Авив: Амовед, 1972. – 388 с.
13. Сарапулов В.А. Личностные факторы христианского лидерства: Научно-методическое пособие / Сер. «Лидерство: теория и практика». – Спб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 2016. Вып.3. – 77с.
14. Селезнев М. Самоопределение Бога в Исх 3:14: «я есмь Сущий» или «я Тот, кто я есть»? Экзегеза современных интерпретаторов и грамматика древних текстов / Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. №24. С. 162-186
15. Сират К. История средневековой еврейской философии / К. Сират. – Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2003. – 408 с.
16. Филин Д. А. Апофатика в трудах святителя Григория Богослова / Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии // Христианское чтение. 2020. N 5. С. 37–43.
17. Храмов, 2017 – Храмов А.В. Обоснованность веры в Бога: эволюционный подход // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки 2017. Т. 53. No 3. С. 184–202
18 Книги Ветхого Завета UPL: http://bibliya-online.ru › vetkhiy-zavet / (дата обращения: 17.12.2021)
19 Книги Нового Завета UPL: http://bibliya-online.ru › novuy-zavet / (дата обращения: 17.12.2021)