Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе в обществе широко обсуждается одна из острейших социальных проблем Забота о ветеранах остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Россия как социальное государство первостепенной задачей в своей социальной политика определяет создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни населения, свободу труда, защиту от безработицы, защиту детства, материнства, улучшение демографической ситуации.
Также весьма важной задачей выступает обеспечение помощи нуждающимся, социальную поддержку ветеранам ВОВ, боевых действий, инвалидам и ветеранам труда. Система социальной помощи и поддержки ветеранов занимает важное место в системе социального обеспечения граждан государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации (далее по тексту - РФ) вопросы государственного регулирования социального обеспечения продолжают оставаться актуальными с точки зрения правового и экономического аспектов.
Таким образом, социальная поддержка ветеранов приобретает все большее значение в целом на уровне национальной системы социального обеспечения, что также обусловило актуальность выбранной темы.
Все это обусловило выбор данной темы и определило ее актуальность.
Гипотеза. Мы полагаем, что государство предоставляет ветеранам довольно широкий спектр мер социальной поддержки во всех сферах жизни.
Объект - правовое обеспечение социальной поддержки ветеранов, предметом исследования выступает механизм социальной поддержки ветеранов.
Предмет - является социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации.
Цель - анализ института социальной поддержки ветеранов.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Исследовать поддержку ветеранов как приоритетную задачу государственной политики;
2) проанализировать дефиницию «ветеран» в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
3) определить меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, исследовать социальную поддержку ветеранов и участников боевых действий;
4) проанализировать социальную поддержку ветеранов труда;
5) раскрыть проблемы социальной поддержки ветеранов.
Методы. При выполнении курсовой работы в качестве основного метода исследования был использован формально - юридический метод, являющийся основным методом познания и толкования содержания правовых предписаний, а также использовались методы анализа, синтеза.
В работе применены также логико-семантический и формально-логический методы, с помощью которых исследованы ряд терминов; освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования в учебном процессе, при изучении междисциплинарного курса «Право социального обеспечения», а также при выполнении дипломной работы.
Нормативная основа исследования - нормативно - правовые акты федерального и регионального значения, регулирующие порядок и условия предоставления субсидий и компенсаций.
Теоретические и эмпирические основы: материалы периодических изданий по исследуемой теме, ресурсы сети Интернет, а также труды известных отечественных исследователей В.И. Гудис, А.В. Зориктуевой, О.И. Максимовой, Т.П. Матвеевой и многих других.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.
В работе использовано 23 источника, в том числе Ресурсы сети Интернет.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Поддержка ветеранов как приоритетная задача государственной политики
В соответствие со ст. 7 Основного закона Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, вся политика государства всегда направляется на создания условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь, а также свободное развитие личности [1].
В России охраняются труд и здоровье граждан, установлен гарантированный минимальный размер оплаты, в достаточной мере обеспечивается государственная поддержка российской семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается современная система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, а также и другие гарантии социальной защиты граждан.
В настоящее время одной из наиболее нуждающихся категорий граждан в обеспечении различных мер государственной и социальной поддержки и защиты являются ветераны (инвалиды) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Для всего государства 2022 год стал переломным моментом во всех существующих сферах жизнедеятельности и управления.
После объявления Специальной военной операции на территории Украины особое внимание стало уделяться государственным служащим (в том числе военнослужащим и представителям правоохранительных органов), исполняющим свои служебные и должностные обязанности в рамках проведения спецоперации. На уровне государства и регионов вносятся различные поправки в уже имеющееся действующее законодательство, определяются новые категории граждан, нуждающихся в различны мерах государственной и социальной поддержки.
Основным нормативно-правовых актом, регулирующим меры поддержки ветеранов в Российской Федерации является Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, который определяет категории лиц, относящихся к ветеранам с учетом их заслуг перед Отечеством по его защите, безупречному несению военной и иной государственной службы, а также продолжительному и добросовестному труду на благо Отечества.
К таким категориям относят: ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда. Данный Федеральный закон регламентирует меры социальной поддержки вышеуказанных категорий, размеры денежных выплат ветеранам, порядок обеспечения их жильем (в том числе меры социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), а также порядок защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством (посредством создания общественных объединений ветеранов)
Несмотря на ежегодный пересмотр мер социального обеспечения и поддержки, а также имеющихся льгот для ветеранов, данная категория граждан является наименее защищенной среди других и на наш взгляд, получает недостаточную поддержку от государства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 года № 1692-р утвержден детальный план мероприятий реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения Российской Федерации до 2025 года, которые реализуются в дополнение к мероприятиям, утвержденным в рамках федеральных проектов «Старшее поколение» и «Укрепление общественного здоровья», входящих в национальный проект «Демография» [12].
Данное распоряжение предусматривает меры, направленные на повышение благополучия граждан старшего поколения и содействие их занятости;
-меры по повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
-мероприятия, направленные на развитие современных форм социального обслуживания, повышение качества предоставляемых гражданам старшего поколения социальных услуг;
-мероприятия по созданию условий для активного долголетия, ведения здорового образа жизни, досуга и вовлечения в общественную жизнь граждан старшего поколения; мероприятия по обеспечению доступа граждан старшего поколения к образовательным и информационным ресурсам;
-мероприятия, направленные на развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, а также определяет роль общественных организаций ветеранов как посредника между органами власти и различными категориями граждан старшего поколения, включающим в себя ветеранов войны и труда[13,23].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168
3. О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах»: Федеральный закон от 26.03.2022 № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 13. Ст. 1958.
4. О юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг»: Указ Президента РФ от 13 июня 2019 г. N 277 .
5. Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов [Электронный ресурс].: Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 года № 1692-р «Об утверждении плана мероприятий на 2021 - 2025 годы» по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.
7. Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года n 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории приморского края» // «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края».- 29.12.2004, N 83.
8. Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области .
9. Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории приморского края».
10. О единовременной денежной выплате к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и предоставлении иных межбюджетных трансфертов в 2020 году.
11. О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2019 г. N 501-109.
Научные и учебно-методические издания
12. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт социального обслуживания: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». М.: Юнити-Дана, 2019. -159 с.
13. Бистяйкина Д. А., Карасева А. С. Выявление места социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2019.- № 5. -С. 18-21.
14. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. М.: Юрист.- 2015.- № 10. С. 6-16.
15. Зориктуева, А. В. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны как объект государственного управления / А. В. Зориктуева // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. - № 2. – С. 116.
16. Зориктуева А. В. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны как объект государственного управления / А. В. Зориктуева // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. - № 2. – С. 116.
17. Мерзлякова, И.С. К проблеме функционирования системы социальной защиты ветеранов труда //Государственная власть и местное самоуправление. -2017. -№5.- С.39.
18. Максимова О. И. Система социальной защиты военнослужащих и членов их семей в локальных конфликтах, ее составные элементы // Мировая наука.- №6 (51).- 2021.- С. 211–215.
19. Матвеева Т.П. Государственная социальная поддержка ветеранов труда //Обществознание и социальная психология.-2022. -№9. -С.197.
20. Суркова И. Ю. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: юбилейная забота или помощь каждый день // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - № 1 (52). - С. 303-311.
Ресурсы сети интернет
21. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7432
22. http://www. orenburg-gov.ru.
23. https://www.gazeta.ru/army/2019/05/09/12345937.shtml?refresh .