Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Коммерческое право это отрасль права. Несомненно, он регулирует коммерческую и торговую деятельность. Поэтому Гражданский кодекс рассматривается как подраздел гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют схожие между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который, возможно, считается частью имущественного оборота.
Коммерческое право - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между профессиональными предпринимателями. Как таковое, коммерческое право представляет собой совокупность норм частного права. Она регулирует отношения между предпринимателями. Однако, таким образом, участвуя в процессе деловой активности последнего.
Необходимо различать науку коммерческого права и дисциплину коммерческого права. В дисциплине кратко излагаются основные положения науки коммерческого права. Область коммерческого права отвечает за введение студентов и специалистов в эту область, давая им начальные знания о науке и самой области. Наука коммерческого права - это наиболее глубокие и абстрактные знания об отраслях коммерческого права, полученные с помощью научного метода. Однако наука коммерческого права это изучение самой отрасли права, ее закономерностей, принципов, становления и развития.
Конечно, сегодня, по мере формирования товарных рынков в России, необходимо постепенно отделять коммерческое право от гражданского права. Коммерческое право постепенно превратилось из отрасли гражданского права в самостоятельную отрасль права. Одним из важнейших условий отнесения страны к странам с развитой рыночной экономикой является существование коммерческого права как самостоятельной отрасли права. Оно существует наряду с гражданским правом.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы коммерческого права как отрасли права.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие коммерческое право.
Целью исследования является анализ гражданско-правовой анализ предмета, метода, источников гражданско-правового регулирования коммерческого права.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и определить место коммерческого права в системе отраслей права;
2.рассмотреть предмет коммерческого права;
3.исследовать принципы и методы коммерческого права;
4.проанализировать источники коммерческого права:
законы как источники коммерческого права;
подзаконные акты как источники коммерческого права.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере коммерческого права; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Белов В.А., Бевзенко Р. С., Бабаев А. Б. , Круглова Н. Ю., Лукоянов Н.В., Северин В.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем коммерческого права.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере коммерческого права.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика коммерческого права
1.1.Понятие и место коммерческого права в системе отраслей права
На сегодняшний день нет единого мнения по вопросу коммерческого права. Разногласия вызваны позицией законодателей, которые путают понятия «предпринимательство» и «коммерция». Статья 2 ГК РФ гласит, что предпринимательство это организованная коммерческая деятельность, а ст.50 ГК РФ относит все предпринимательские организации к коммерческим организациям. Таким образом, существует две позиции, определяющие соотношение между коммерческим и предпринимательским правом.
Первая позиция основана на том, что коммерческое право это предпринимательское право. Таким образом, коммерческие отношения это предпринимательские отношения, а предприниматели - это торговцы .
Вторая позиция вытекает из того, что коммерческая деятельность - это не вся предпринимательская деятельность, а только коммерческая деятельность продажа товаров, их доставка, хранение и деятельность по обслуживанию покупателей в процессе подготовки их к продаже. Вторая позиция кажется более правильной. Предпринимательское право имеет дело в основном с отношениями в бизнесе, то есть с деятельностью, которая обычно осуществляется с целью получения прибыли.
Торговля является лишь одной из составляющих этой деятельности. Предпринимательская деятельность гораздо шире, чем торговля, включая распространение ценных бумаг, банковское дело, строительство, сельское хозяйство и технологические инновации.
В российской правовой системе коммерческое право формируется нормами из различных правовых отраслей, включая конституционное (государственное), гражданское, финансовое, административное и уголовное.
Соответственно, действующая Конституция РФ содержит ряд статей, которые регулируют основные принципы коммерческого права, в частности, свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, равенство всех форм собственности и их защиту, свободное перемещение товаров, услуг и капитала (статьи 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ).
Гражданское право определяет правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, регулирует порядок заключения, изменения и расторжения договоров, определяет ответственность за неисполнение обязательств и устанавливает способы обеспечения договорных обязательств.
Нормы административного права регулируют отношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, включая регистрацию хозяйствующих субъектов, стандартизацию и сертификацию товаров, ценообразование, регулирование продаж определенных видов товаров и государственный контроль за торговой деятельностью.
Финансовое право регулирует расчетно-кредитные отношения, процесс налогообложения коммерческой деятельности и порядок взимания федеральных, местных и региональных налогов и сборов.
Нормы административного и уголовного права устанавливают ответственность за нарушения в сфере коммерческой деятельности, как для самих хозяйствующих субъектов, так и для представителей государственных органов, создавших необоснованные препятствия для осуществления этой деятельности .
В сфере регулирования торговли они включают:
1. методы обязательных предписаний (например, уплата налогов, применение административных и уголовных санкций);
2. методы принятия самостоятельных решений (например, свобода заключения договоров в рамках гражданского права);
3. методы получения разрешений (например, получение лицензий на торговлю определенными видами товаров);
4. методы рекомендации и гармонизации (например, в регулировании антимонопольной деятельности).
Коммерческое право является подотраслью гражданского права.
Коммерческое право функционирует в правовой системе РФ не как самостоятельная правовая отрасль, а в составе нескольких правовых отраслей, в том числе гражданского, антимонопольного, финансового, таможенного, земельного, торгового, внешнеторгового и других специальных правовых актов, регулирующих коммерческую деятельность, а также международно-правовых актов в области коммерческой деятельности, признанных Российской Федерацией и включенных в ее правовую систему. Она формируется правовыми системами и нормами.
Система курса коммерческого права не совпадает с системой курса гражданского права, но близка к ней. Дело в том, что коммерческое право включает в себя как общее, интегрированное в гражданское право (например, принципы частного права), так и особенное, выделяемое в системе частного права (прежде всего, предпринимательского).
Система курса предпринимательского права: понятия предпринимательского права, субъекты предпринимательского права, имущественные права предпринимателей, предпринимательские сделки, защита прав предпринимателей. Договорные формы в сфере предпринимательской деятельности возникают как особые сделки и отношения (деловые отношения). Например, договоры поставки как специальные договоры купли-продажи, ответственность предпринимателей за нарушение обязанностей, возникающих по неосторожности или без нее, по общим правилам.
Коммерческое право пересекается с торговым правом и не является самостоятельной отраслью права в той же мере, что и торговое право.
Необходимо проводить различие между «коммерческим правом» и «торговым правом». Коммерческое право - это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с участием предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности.
Коммерческое право - это совокупность нормативных актов, включающих нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность. Особенностью коммерческого права является правовое регулирование предпринимательской деятельности, ее осуществления и отношений, связанных с общественной организацией (управлением).
Детали правового регулирования предпринимательской деятельности выражены в ряде специальных нормативных актов, таких как Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах» .
Особенностью коммерческого законодательства является правовое регулирование отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, ее осуществлением и общественной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного права.
Система коммерческого права - явление субъективное. Элементы этой системы отрасли права также субъективны, поскольку составляющие их статьи нормативного права произвольно объединяются законодателем исходя из практической целесообразности. Определенные нормативные акты в основном содержат нормы той или иной отрасли права.
Таким образом, коммерческое право это особая часть предпринимательского права, которая объединяет правовые нормы, регулирующие тесно связанные между собой отношения, возникающие между участниками торгово-экономического оборота.
1.2. Предмет коммерческого права
Предметом коммерческого права является коммерция или торговля, а точнее, коммерческая или торговая деятельность в макроэкономическом смысле. Сложной частью такого определения является вопрос о начальном и конечном пункте перемещения товаров, а значит, и вопрос о том, кто является участниками и субъектами коммерческой деятельности.
Ранее правоведы рассматривали торговлю исключительно как посредническую деятельность между производителями и потребителями. Однако объектом торговли являются не только материальные товары, но и работы, услуги и даже духовные ценности (результаты интеллектуальной деятельности, творчества). Такая позиция, с одной стороны, привела к исключению потребителей, а также производителей товаров из круга участников торговых операций. Не только центральными фигурами, но и единственными действующими лицами в торговле (и торговом праве) стали купцы, купцы-посредники и посреднические торговые компании.
С другой стороны, эта позиция в конечном итоге привела к постепенному слиянию понятий коммерции (и торговли) и предпринимательства. Например, наряду с торговлей товарами, можно различить торговлю деньгами, акциями и различными видами труда, от применяемого в добывающих отраслях до услуг в сфере агентской и предпринимательской деятельности.
Такая концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она уходит корнями в прошлое и не учитывает современные реалии или тот (очевидный) факт, что коммерция начинается с акта продажи продукта, произведенного производителем. Продажа произведенного продукта это первый и необходимый шаг в продвижении продукта к потребителю. Без акта продажи произведенного не было бы рыночных отношений, а значит, и рынка товаров, а значит, и товарооборота.
Практическая значимость данной позиции станет понятной, если принять во внимание макроэкономические задачи торгового права любой страны, такие как правовое регулирование и поддержка процесса реализации товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Посредники могут быть не заинтересованы в выполнении таких задач. В своих интересах они могут вообще не покупать у отдельных производителей или покупать только часть произведенных товаров.
По указанию посредника производство товаров на рынке может быть сокращено или вообще сведено к рабочим местам, которые обслуживают только конкретные заказы. Однако, к сожалению, часто происходит обратное. Значительная часть производственных мощностей используется вхолостую или простаивает, а техническое перевооружение или переориентация на выпуск другой продукции (например, в рамках модификации оборонных заводов) становятся невостребованными. Производители также могут продавать свои товары без посредников, и такие сделки также представляют собой торговлю и распределение товаров .
Поэтому изучение распределения товаров должно начинаться не с поведения торговых посредников, а с поведения производственных организаций, которые продают произведенные товары. Поэтому можно сказать еще одно: в коммерческой деятельности участвуют все виды покупателей не обязательно посредники (перекупщики), но и розничные торговцы (хотя они уже не имеют дела с торговцами), производственные компании (которые ничего не перепродают, но используют материалы, оборудование и запасы для своих экономических и деловых целей), многочисленные управленческие, образовательные, медицинские, что акт закупки товаров военными и другими организациями также должен быть включен:
1. продажа товаров производителями;
2. деятельность оптовиков и других посредников;
3. наконец, деятельность предприятий по закупке товаров и самообеспечению необходимыми им ресурсами, будет считаться неотъемлемым сегментом товарооборота.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров населению обычно не входит в сферу регулирования коммерческого права. Это ни в коем случае не пренебрегает гражданином. Граждане не являются участниками мероприятий по продвижению рынка. Они являются потребителями, которые покупают товары из личных потребностей. Розничная торговля существенно отличается от оптовой торговли и закупок по своим целям, содержанию и правилам. В розничной торговле на первый план выходит задача всесторонней защиты прав потребителя, гражданина-покупателя, а не зачатки рыночной экономики и свободы договора.
Вторым параметром предмета коммерческого права является параметр субъекта или объекта. Субъектом и объектом коммерческого права является товар. Но что такое товар? И на этот вопрос вряд ли можно найти ответ, соответствующий сегодняшней реальности, в виде концепции коммерческого права как канонического права. Это происходит не только потому, что универсализация термина «товар», т.е. обозначение буквально любого товара (материального или нематериального), который можно обменять на деньги, как товар, приводит к слиянию коммерции и предпринимательства, в этом случае коммерческий оборот сливается с экономическим, а коммерческое право с гражданским, в той степени, в которой последнее размывает и поглощает его. Это объясняется тем, что так и будет. Кроме того, с момента формирования классической концепции коммерческого права прошло много времени, за которое исчезло одно экономическое благо и появилось другое.
В свете указанных обстоятельств к товарам объектам коммерческого распределения (объектам коммерческого права в современном понимании) можно отнести:
1. товары однородные, взаимозаменяемые, движимые партии, определяемые их общими характеристиками;
2. документы о правах на товары;
3. товарные директивы;
4. цифровые продукты;
5. товары или услуги, связанные с цифровыми товарами (вспомогательные услуги ).
Наконец, следует отметить, что Граждански кодекс РФ также регулирует ряд вопросов, связанных с сопутствующей торговой деятельностью. Некоторые, например, организация коммерческой деятельности, вообще не относятся к гражданскому праву, а другие, наоборот, имеют общие типологии гражданского права и даже используют их. Вспомогательная торговая деятельность, сопутствующая и поддерживающая торговлю, включает:
1. организацию торговых операций (в основном деятельность товарных бирж и оптовых рынков);
2. продвижение на рынке (реклама, послепродажное обслуживание);
3. связанные с торговлей кредитные и расчетные услуги (банки);
4. страхование товаров и коммерческих рисков;
5. транспортировку и хранение товаров;
6. торговое посредничество, т.е. организации оптовой торговли, продавцы и другие виды операционной деятельности.
Таким образом, предмет коммерческого права урегулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения среди субъектов согласно купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права коммерческая (торговая) деятельность как один из разновидностей предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью необходимо понимать последовательность взаимосвязанных среди собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 01 июля 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст.1.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. – № 9.
2. Постановление ФАС Московского округа от 22 сентября 2009 г. № КГ-А40/9263-09 (по делу № А40-96420/08-89-811) // СПС КонсультанПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Проверено: 22.03.2023 г.
3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. – 1997. – № 9.
III.Специальная литература:
1. Абросимова, Е. А. Организаторы торгового оборота : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Абросимова. 2е изд., перераб. и доп. Москва, 2019. – 183 с.
2. Агарков, М. М. Гражданское и торговое право: источники, категории, институты, конструкции. Педагогическое наследие. В 3 кн. Кн. 1 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Агарков ; составитель В. А. Белов. Москва, 2019. – 337 с.
3. Андреева, Л.В., Кузнецова, Н.В., Туманова, Л.К. Коммерческое право : Практикум / Л.В. Андреевой. - М.: Проспект, 2017. – 142 с.
4. Белов, В. А. Понятие и виды торговых договоров. Курс лекций : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. Москва, 2019. – 502 с. (Авторский учебник).
5. Белов В. А., Бевзенко Р. С., Бабаев А. Б. Торговое (коммерческое) право. Актуальные проблемы теории и практики. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. – 718 с.
6. Грешников И. П., Грешников П. Я., Сергеев А. П. Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права. Сборник статей. М.: Статут, 2018. – 302 с.
7. Договоры коммерческого права. Проблемы общей теории торговых договоров. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. – 341 с.
8. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф. Попондопуло. – М.: НОРМА, 2018. – 800 с.
9. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф. Попондопуло. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 608 с.
10. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Ю.Е. Булатецкий, В.П. Бугорский, Э.А. Зинчук, А.М. Колычев; Под ред. Ю.Е. Булатецкого. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 736 с
11. Коммерческое (торговое) право зарубежных стран / под ред. Макарова О. А., Попондопуло В. Ф. Учебник. М.: Юрайт, 2019. – 576 с.
12. Коммерческое право: учебник для вузов / под общей редакцией Е.А. Абросимовой, В.А. Белова, Б.И. Путинского. 6е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021. – 589 с.
13. Круглова Н. Ю. Правовое регулирование коммерческой деятельности. Учебник. В 2 частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2016. – 352 с.
14. Лукоянов Н.В. Правовые аспекты заключения, изменения и прекращения смартконтрактов / Н.В. Лукоянов // Юридические исследования. 2018. – № 11. – С. 28.
15. Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права: Сборник статей / Н.Г. Вилкова, И.П. Грешников, К.В. Грешников и др.; сост. и отв. ред. И.П. Грешников. М.: Статут, 2015. – 251 с.
16. Нагродская В.Б. Новые технологии (блокчейн / искусственный интеллект) на службе права: научнометодическое пособие / В.Б. Нагродская; под редакцией Л.А. Новоселовой. Москва: Проспект, 2019. – 128 с.
17. Северин В.А. Коммерческое право и цифровизация торгового оборота // Конкурентное право. 2022. – № 2. – С. 22.