Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике развитых стран. Малые и средние предприятия (МСП) способствуют экономическому росту, формируют конкурентную среду на рынке, создают возможности трудоустройства для населения и не требуют большого объема первоначальных инвестиций.
В российской экономике доля малых и средних предприятий составляет 20-25%, а в странах с развитой экономикой - 40%. Этот показатель показывает, что МСП нуждаются в поддержке. Малые и средние предприятия можно охарактеризовать как мобильные и легко адаптирующиеся к любым экономическим условиям, тем самым способствующие экономической стабильности страны.
Успех компании зависит от финансирования. В период обучения и повышения квалификации у представителей малых и средних предприятий может возникнуть дефицит денежных средств. В данный период малый и средний бизнес нуждается в финансовой и кредитной поддержке.
Если банковская система не может оказать финансовую помощь малым и средним предприятиям, необходимо усовершенствовать существующий механизм кредитования МСП-банков.
В настоящее время, в среднем, более 80% клиентов операционных служб коммерческих банков являются клиентами малого бизнеса. Результаты кредитования малого бизнеса являются неоднозначными: некоторые банки получают огромную прибыль, другие имеют значительную задолженность, а несколько банков стараются не подвергать себя рискам, связанным с кредитами для малого бизнеса.
Предоставление кредитов клиентам малого бизнеса является потенциально низкорисковым и высокодоходным занятием при условии, что проверенные технологии могут быть правильно применены для диагностики доверия клиентов малого бизнеса и разработки специальных кредитных планов, учитывающих особенности малого бизнеса (бухгалтерские характеристики, наличие управленческих отчетов, наличие о кредитных гарантиях и т.д.).
Степень научной разработанности темы исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Карпова С.В., Каширин А.И., Кочурова Т.Б., Маховикова Г.А. и т.д.
Цель исследования: проанализировать особенности и перспективы развития в организации работы с предприятием малого и среднего бизнеса в коммерческих банках в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные понятия кредитования малого и среднего бизнеса;
2. Изучить сущность малого и среднего бизнеса, необходимость и его кредитование;
3. Раскрыть тенденции развития кредитования малого и среднего бизнеса;
4. Привести организационно-экологическую характеристику банка ПАО «Сбербанк»;
5. Дать оценку кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса;
6. Провести динамику показателей деятельности банка для малого и среднего банка;
7. Разработать основные направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО «Сбербанк».
Объект исследования: ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования: организация работы с предприятием малого и среднего бизнеса в коммерческих банках: особенности и перспективы развития.
Методы исследования: экономико-математические методы в виде статистики, анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты кредитования малого и среднего бизнеса;
Во второй главе проведен анализ кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса и проведена динамика показателей деятельности банка для малого и среднего ПАО «Сбербанк».
В третьей главе разработаны основные направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО «Сбербанк».
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Основные понятия кредитования малого и среднего бизнеса
В настоящее время, в среднем, более 80% клиентов операционных служб коммерческих банков являются клиентами малого бизнеса. Результаты кредитования малого бизнеса являются неоднозначными: некоторые банки получают огромную прибыль, другие имеют значительную задолженность, а несколько банков стараются не подвергать себя рискам, связанным с кредитами для малого бизнеса.
Предоставление кредитов клиентам малого бизнеса является потенциально низкорисковым и высокодоходным занятием при условии, что проверенные технологии могут быть правильно применены для диагностики доверия клиентов малого бизнеса и разработки специальных кредитных планов, учитывающих особенности малого бизнеса (бухгалтерские характеристики, наличие управленческих отчетов, наличие о кредитных гарантиях и т.д.) [5, с. 162-187].
Для того, чтобы улучшить процесс кредитования малого бизнеса, большинству коммерческих банков необходимо решить некоторые проблемы:
1. Оптимизировать кредитный бизнес-процесс: создать строгую структуру для утверждения кредитных заявок на банковские услуги и стандартизировать функции и ответственность различных служб;
2. Установить четкие стандарты кредитования заемщиков для выявления и минимизации рисков, связанных с кредитами;
3. Обучать, развивать и мотивировать сотрудников, участвующих в процессе выдачи кредитов малому бизнесу, чтобы устранить или сократить текучесть кадров инспекторов по выдаче кредитов малому бизнесу.
Рассмотрим сущность оптимизациь кредитных бизнес-процессов.
Этап 1. Клиентам нужны кредиты, когда они приходят в банк. Основной задачей клиента на данном этапе является получение полной информации о доступных банку кредитных продуктах, которые могут удовлетворить его потребности (сумма, условия, способ оплаты, комиссии), и понимание того, насколько быстро и качественно банк может удовлетворить потребности в кредите [12, с. 142-164].
Основная задача банка - определить потребности клиентов таким образом, чтобы они могли быть заинтересованы в продуктах данного конкретного банка, поскольку в случае жесткой конкуренции на современном межбанковском рынке потенциальные клиенты заинтересованы во многих продуктах и кредитах, доступных банкам. Именно на этом этапе банк изначально четко демонстрирует свое качество обслуживания.
Финансовые консультанты обязаны занимать видное положение в банке, чтобы «ловить» приток клиентов-потенциальных заемщиков из банка. Место должно быть удобным и практичным для клиента: оно должно быть организовано таким образом, чтобы у него была возможность делать заметки, что-то записывать, видеть и получать все необходимые брошюры от консультанта, впечатления об условиях кредитования и задавать все интересующие вопросы. Этот этап очень важен для банков, но практика сохранения персонала и слияния должностей имеет тенденцию к развитию.
Кредитные инспекторы также выступают в качестве финансовых консультантов, что не только приводит к снижению качества обслуживания, но и оказывает негативное влияние на формирование и обслуживание кредитных портфелей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
5. Алексеева, М.Б. Анализ финансовой деятельности банков / М.Б. Алексеева. - М.: Юрайт, 2018. - 791 c.
6. Андрейчиков, А.В. Организация и финансирование кредитной деятельности банка: учебное пособие / А.В. Андрейчиков. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 264 c.
7. Бердичевская, Н.Ф. Состояние и проблемы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса // Вестник Димитровградского инженерно -технологического института. - 2019. - № 2 (4). - С. 88-95.
8. Евдокимова, Л.О. Финансовый менеджмент / Л.О. Евдокимова. - М.: Андреевский Издательский дом, 2020. - 168 c.
9. Какаева, А.Е. Стратегическое управление развитием банков России: учебное пособие / А.Е. Какаева. - М.: Дело, 2019. - 176 c.
10. Карпова, С.В. Финансовый маркетинг в кредитовании малого и среднего предприятия: учебник / С.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2020. - 458 c.
11. Каширин, А.И. Финансовый бизнес банка / А.И. Каширин. – М.: Машиностроение, 2019. - 258 c.
12. Кочурова, Т.Б. Стратегия управления финансовыми процессами / Т.Б. Кочурова. - Москва: РГГУ, 2019. - 420 c.
13. Кожухар, В.М. Финансовый менеджмент на примере банковской деятельности / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 200 c.
14. Маховикова, Г.А. Финансовый менеджмент при кредитовании / Г.А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2019. - 208 c.
15. Минасян, Г.С. Формирование кредитной политики коммерческого банка в области кредитования малого бизнеса // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - № 11 (19). - С. 15-24.
16. Мордвинкин, А.Н. Кредитование малого бизнеса: Практическое пособие / А.Н.Мордвинкин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 316 с.
17. Просветов, Г.И. Управление финансами в банковском секторе / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-пресс, 2020. - 208 c.
18. Сухарев, О.С. Экономика технологического развития российских банков / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 480 c.
19. Тарасенко, В.Б. Территориальные кластеры. Семь инструментов управления / В.Б. Тарасенко. - М.: Наука, 2020. - 202 c.
20. ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/