Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В народном хозяйстве все виды транспорта образуют единую транспортную систему и работают во взаимной увязке. Транспорт является неотъемлемым элементом любого производства, обеспечивая связь между промышленным, сельскохозяйственными и другими отраслями народного хозяйства. Влияет на все процессы развития экономики нашей страны, на размещение производительных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению жизненного уровня народа и его культуры, имеет огромное значение в укреплении обороноспособности России.
Автомобильный транспорт в России развивается более быстрыми темпами, чем другие виды транспорта. Это связано с большим объемом перевозок. В связи с загруженностью железных дорог целесообразно переключать часть грузов на автомобильный транспорт, что сокращает сроки доставки грузов и уменьшает себестоимость перевозок.
На скорость движения автомобилей влияют дорожные условия: прочность, ровность и шероховатость дорожного покрытия, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и продольном профиле. Основные элементы автомобильных дорог должны обеспечить возможность движения автомобилей с высокими скоростями: чем меньше скорость движения, тем выше себестоимость перевозок и меньше производительность работы автомобилей.
Особенно значительная роль автомобильного транспорта в освоении малонаселенных районов и новых сельскохозяйственных территорий, в разработке больших месторождений полезных ископаемых.
В процессе выполнения проекта на строительство автомобильной дороги необходимо: правильно сочетать дорогу с окружающей местностью; охранять лесные массивы и пути передвижения диких животных; не занимать ценные земли под дорожные сооружения; предусматривать восстановление земель, занятых во временное пользование; соблюдать санитарные нормы в районах культурно-массового отдыха; снимать и сохранять растительный слой плодородного грунта на участках строительства дороги; предусматривать снегозащитные и декоративные озеленения; организовывать сбор воды с проезжей части и очистку в пределах водоохранных зон; при обходе населенных пунктов предусматривать мероприятия по ликвидации транспортного шума; вибрации, загрязнения воздуха и воды.
1 Характеристика района проектирования
г. Амурск Хабаровского края - расположен на северо-востоке Среднеамурской низменности, на левом берегу Амура, точнее, на пересечении его левобережных проток Старого Амура, Падалинской, Галбона и Сандинской, в 328 км к северу от Хабаровска, в 45 км к югу от Комсомольска-на-Амуре.
Хабаровский край граничит на севере с Магаданской областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Амурской областью, на юго-западе с Еврейской автономной областью и КНР, на юго-востоке с Приморским краем. Географические координаты: Широта: 48°28′57″ с.ш Долгота: 135°05′01″ в.д Высота над уровнем моря: 76 м
Рельеф.
Преобладает горный рельеф (св. 70% территории). Юго-запад занимают хребты Турана, Буреинский и др. с высотами от 750-1000 м до 2000-2500 м. Юго-восток выделяется рядом горных цепей Сихотэ-Алиня с высотами 700-1400 м (наивысшая точка - г. Тардоки-Яни, 2077 м). В центральной части края - горы с широтной ориентацией: хребты Джагды, Селемджинский, Майский, Становой. Рельеф был сильно изменен в ледниковое время деятельностью материкового льда и талых ледниковых вод, а в последнее время - деятельностью моря, текучих вод, ветра, а также людей. Территория Хабаровского края пережила несколько ледниковых эпох, которые чередовались с межледниковыми эпохами. Последнее оледенение закончилось 12 тысяч лет назад.
Ледники, надвигавшиеся с севера, несли со Скандинавских скал крупные валуны кристаллических пород; они вспахивали поверхность и захватывали рыхлые породы. При отступлении ледника из него вытаивала морена и отлагалась на доледниковые пласты.
После таяния льда на его месте возникли ледниковые водоемы. В ложбинах и впадинах образовались озера, на более высоких участках талые ледниковые воды размывали ледниковые отложения и выравнивали поверхность. После спада вод высохшие водоемы превратились в плоские равнины, в которых реки прорезали долины.
Для моренно-ледникового рельефа области характерны также холмы и гряды различной формы и высоты. Это озы - длинные валы из грубого песка и гравия высотой 10-15 м, Камы - округлые высокие холмы высотой до 50 м, образовавшиеся из мелкого песка, зандры - волнистые песчаные пространства, возникшие в устье бывших ледниковых рек. Особенно много мореных холмов на возвышенностях. Они редко сочетаются с озерными и болотными впадинами. На территории Хабаровского края есть возвышенности.
2 Природно-климатические показатели
Климат Хабаровского края континентальный: зима холодная и продолжительная, лето тёплое, но короткое. Средние температуры января −17 … −20 °C, июля — +17 … +18 °C. Среднегодовое количество осадков колеблется от 300 мм на равнинах и в предгорной части до 1000 мм и более в горных районах. Продолжительность безморозного периода длится от 100 дней на севере области до 120 дней на юге Кузнецкой котловины.
Грунтовый разрез:
0-40 – чернозем обычный
40 и ниже глина
Глубина залегания грунтовых вод – 1,80 м.
Высота снежного покрова – 0,27 м.
Повторяемость ветра
Таблица №1
Месяц/направление в % С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Штиль
Январь 4 4 9 9 13 26 29 6 28
Июль 16 10 6 7 6 13 25 17 18
--- январь
--- июль
Рисунок 1– Роза ветров
Подземные воды.
Подземные воды имеют большое значение в жизни человека как источник водоснабжения. Особенно важны они в тех местах, где мало рек и озер.
Подземные воды образуются за счет просачивания в почву атмосферных осадков в водоупорном слое, а также в трещинах и породах осадочных пород. Подземные воды бывают пресные и минеральные.
Большая часть территории области достаточно обеспечена пресными подземными водами. Глубина (мощность) слое подземных вод составляет в большинстве районов 100-200 м, а дебит (количество воды) скважин - от 1 до 5 литров в секунду.
Больше всего подземных пресных вод в возвышенных районах Карельского перешейка, Ижорской и Вепсовской возвышенности. Мощность слоя подземных вод в этих районах часто превышает 200 м, а дебит скважин составляет 5-10 литров в секунду. Меньше пресных подземных вод на низменностях Приневской, а также прибрежных - вдоль южных берегов Ладожского озера и Финского залива.
Население
Численность населения Хабаровского края по данным Росстата составляет 1 283 992 чел. (2023). Плотность населения — 1,63 чел./км² (2023). Городское население — 84,02 %
Численность населения Хабаровского края (тысяч человек)
Численность населения
1959 1970 1979 1989 1991 2009+
1 142 535 1 345 907 1 565 971 1 824 506 1 837 993 1 844 162
Плотность населения 1,64 человек на км². Наиболее населёнными являются районы, прилегающие к Хабаровску, наименее населёнными — восточные районы.
Транспорт
Главную роль в транспорте Хабаровского края играют железные дороги. Общая протяженность их на территории области- 2,7 тыс.км, то есть около 3,2 км на 100 кв.км. На западе области железнодорожная сеть более густая, на востоке- более редкая. Пучок железных дорог расходится от СПб в разных направлениях, соединяя с ним все части области.
По территории Хабаровского края проходят две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, которые обеспечивают выход сети железных дорог России к портам Хабаровского и Приморского краев, связывают Европу со странами АТР. Железнодорожный транспорт края обеспечивает около 40% от грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 94% — от грузооборота всех видов транспорта в крае и 31% — от грузооборота всего транспортного комплекса ДФО.
3 Установление технической категории
Район проектирования.
Проектируемая автомобильная дорога располагается в Хабаровском крае.
Интенсивность движения.
Перспективная расчетная интенсивность движения на ближайшие 20 лет составляет 690 авт./сут.
Состав движения
Таблица №2
№ п/п Марка
автомобиля Содержание %
1 Легковые 18
2 Грузовые 2т 25
3 Грузовые 14т 25
3 Грузовые 20т 17
4 Автопоезда 20т 15
Ежегодный прирост интенсивности: 2 %
Ширина полосы движения, проезжей части, земляного полотна
Основные геометрические параметры определяем для автомобильной до-роги II технической категории с расчетной скоростью движения 100 км/ч.
Ширина полосы движения:
(1)
где а – ширина кузова автомобиля, 1÷2,5м;
с – ширина колеи (между внешними гранями задних колес), 1,3÷1,8м;
Х – безопасный зазор между кузовами встречных автомобилей (Х=0,85);
У– расстояние от внешней грани колеса до кромки проезжей части, м;
(2)
м
Vрас - расчетная скорость, км/час;
bпол =(1,5+1,3)/2+0,85+0,92 =3,17 м
Теоретическая пропускная способность одной полосы движения:
, (3)
где Nтчас – пропускная способность одной полосы, авт/час;
Vр - расчетная скорость движения, км/час;
tр - время реакции водителя (tр =1 с);
- габаритная длина автомобиля ( =5 м);
- безопасное расстояние ( =5 м);
- расчетный коэффициент продольного сцепления (0,4÷0,6);
К - коэффициент условий торможения (К=1,2÷1,4).