Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие читательского интереса
1.2 Формирование читательской культуры дошкольников и детей младшего школьного возраста
1.3 Работа библиотек по развитию читательского интереса у детей
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ МЕЛЬНИЦКОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
2.1 Краткая характеристика Мельницкой сельской библиотеки
2.2 Анализ работы Мельницкой сельской библиотеки по развитию читательского интереса дошкольников и детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой говорится, что главной задачей в современном обществе является формирование читательской потребности у подрастающего поколения. Детская библиотека играет особую роль среди социальных учреждений, на которые возложена эта задача.
В современном мире формирование полностью развитой личности приобретает особую актуальность и является объективной необходимостью. Чтение играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Без чтения человек не может полностью понять окружающий мир, увидеть все многообразие красок окружающей действительности. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Речь ученика начальной школы, обогащенная книгой, становится разнообразной, содержательной и логичной. Именно в младших классах ученика следует знакомить с литературой, формировать интерес к чтению книг.
Современные детские библиотеки имеют большие возможности в реализации целей и задач развития читательской аудитории растущего человека. Профессиональные библиотекари видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, библиотеке, которую читает ребенок. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению, как к высшим ценностям детства, без которых не может состояться полноценная личность.
Детская библиотека примечательна тем, что создает среду для развития детского читателя. Интенсивность и многообразие этих видов деятельности требуют теоретического осмысления.
Актуальность темы обусловлена общественной заинтересованностью в развитии читательской аудитории детей школьного возраста и ее приоритетностью в деятельности детских библиотек. В нем содержится призыв определить и определить роль и возможности детской библиотеки в развитии читательской аудитории детей школьного возраста путем организации и координации совместных мероприятий с семьями и школьными учреждениями.
Объект исследования - читательская деятельность дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - деятельность детских библиотек по организации чтения школьников.
Цель исследования - исследовать специфику читательского развития дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Целевая направленность работы обусловила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
-рассмотреть понятие читательского интереса;
-изучить формирование читательской культуры дошкольников и детей младшего школьного возраста;
-разобрать работу библиотек по развитию читательского интереса у детей;
-дать краткую характеристику Мельницкой сельской библиотеки;
-выполнить анализ работы Мельницкой сельской библиотеки по развитию читательского интереса дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: исторический, системный, социологический, сравнительный анализ, мониторинг библиотечной документации.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуально-теоретические положения, представленные в современных работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: И. А. Бутенко; Н. В. Колодина; Б. В. Ленский; Н. А. Логинов, Т. О. Рудишина, Н. Н. Некрасов и др.
Педагоги Н. В. Чехов, Е. И. Тихеев, библиографы А. И. Лебедев, И. В., библиотекари Л. Б. Хавкин, Х. А. Рубакин внесли свой вклад в развитие различных аспектов организации детского чтения.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие читательского интереса
Большинство исследователей отмечают, что читательские интересы детей старшего дошкольного возраста - это не только активная познавательная ориентация детей на книгу как объект, вызывающий у них положительные эмоции, и желание действовать с ней, смотреть, перелистывать и читать, но также и духовно-нравственный ориентир, определяющий поступки и поступки ребенка.
Термин «интерес «в переводе с латыни означает «имеющий смысл». И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова отмечают, что наличие читательского интереса - это не только активная познавательная ориентация детей на книгу как объект, вызывающий положительные эмоции и желание действовать с ней: рассматривать его, перелистывать, читать, но также проявлять избирательность и энтузиазм [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Безрукова, С.В. Я люблю читать. - Ростов н/Д: «Феникс», 2021. - 146с.
2.Библиотека и юный читатель: Практическое пособие / Сост. Ю.В. Просалкова. - М.: Книжная палата, 2019. - 256с.
3.Бутенко, И.А. Книга и чтение на исходе XX века. - М.: Наука, 2021. -140с.
4.Варганова, Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности. - М.: РШБА, 2022. - 256 с.
5.Гавря, Н.Е. Час чтения в библиотеке// Школа, где процветает грамотность.- 2022. - №4 - С. 29-35.
6.Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие. - М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2022. - 80 с.
7.Деятельность центральных региональных детских библиотек РФ в поддержку чтения / Сост. Е.В.Цулаия. - М: РГДБ, 2021. - 85с.
8.Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации чтения у дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2022. – 120 с.
9.Заиченко, Н.Д. Библиотечное обслуживание в муниципальных образованиях // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2022. - №11. – С.11-27.
10.Зайцева, В.А. Шаг к читателю: модель работы школьной библиотеки по повышению статуса чтения и развитию личности средствами чтения// Концепт.- 2022.- №21.- С.38-45.
11.Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник. – Спб.: Питер, 2021. – 304 с.
12.Колодина, Н.В. В компьютере - новости, в книге - жизнь // Библиотека. - 2020. - №1. - С. 45-49.
13.Крылова, Н.Б. Формирование художественной культуры: чтение и библиотеки // Библиотековедение. - 2020. - № 3. - С. 69-72.
14.Кук, Н.В. Библиотека образовательного учреждения как центр по формированию информационной культуры учащихся// Макушинские чтения - 2019.- С. 293-296.
15.Куликова, Е.В. Продвижение детского чтения.- М.: Белый город, 2022.- С.24-29.
16.Ленский, Б.В. Детское чтение - индикатор отношения общества к его будущему // Школьная библиотека. - 2021. - №1. - С.45 – 48.
17.Львов, С.Л. Книга о книге. - М.: Просвещение, 2020. - 207с.
18.Мавлевич, Н.В. Кому книги в руки? // Семья и школа. - 2021.- № 5. - С. 12-14.
19.Молдавская, Н.Д. Литературное развитие дошкольников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 2019. – 224с.
20.Мурашова, К.В. Многие дети не читают книг. Это нормально? // Начальная школа. - 2021. -№5. - С. 43-46.
21.Некрасова, Н.Н. Возможности библиотеки в формировании духовного потенциала подрастающего поколения // Концепт. - 2019. - №9. - С. 33-39.
22.Осипова, Л.М. Ребенок читающий и что уводит его от книги // Семья и школа. - 2020. - №7. - С. 20-21.
23.Соломко, Н.З. Обрести в книгах друзей // У книжной полки. - 2020. - №3. - С. 91-93.
24.Степанова Л. В. Детская библиотека для современного ребенка. //Дети, Компьютер и Детская библиотека. - 2022. - С. 8-18.
25.Тимофеева, И. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики // Школьная библиотека. – 2019. - № 1. – С. 58 – 63.
26.Через библиотеку к будущему // Библиотека – 2020 – № 1 – С.43 – 47.
27.Чудинова, В.П. Будущее России – в руках читающих детей // Панорама читающей России. – 2021. - № 1 . – С.4 – 7.
28.Чудинова, В.П. Исследования детского чтения: проблемы и перспективы – М.: Глобол, 2022. – 279 с.