Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Каждый современный субъект рыночных отношений, если он коммерческий, имеет стремление к получению возможно большей суммы прибыли от собственной деятельности. Любой субъект старается не только продать собственный товар (работу, услугу) по выгодной для него высокой цене, но и снизить размер затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), а это и оказывает воздействие на уменьшение их себестоимости. Снижение затрат влечет за собой рост суммы прибыли, которая нужна любому предприятию.
В нестабильных условиях экономики, которые можно наблюдать сегодня, можно видеть тенденцию к росту производственных затрат по причине удорожания стоимости сырья и материалов, энергетических ресурсов, а вместе с тем роста ставок процентов за пользование кредитными ресурсами, рекламных затрат, представительских и пр.
Современные рыночные отношения требует постоянного улучшения практики управления себестоимостью с точки зрения снижения производственных затрат с учетом особенностей современного периода развития экономики. Это предоставит возможность современным субъектам хозяйствовать выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы, максимизировать сумму прибыли при минимизации затрат, обеспечить высокий уровень рентабельности их функционирования.
Управление затратами с целью снижения себестоимости продукции (работ, услуг) выступает в качестве фактора увеличения денежного накопления, достижения нужного эффекта экономического и, в связи с этим, успешности самого современного субъекта хозяйствования.
Особо важную роль в управлении себестоимостью современной организации отведена организации их экономического анализа, потому что они предоставляют возможность наиболее емким образом выполнить оценку всей хозяйственной ситуации современной организации, которая вызвана формированием затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), установить существующие недостатки и на базе этого принять определенные меры управленческого характера.
Цель работы – разработка рекомендаций по уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг) современной организации.
Задачи работы:
- определить значение и задачи анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции;
- определить пути снижения себестоимости продукции на основе результатов анализа.
Объектом исследования курсовой работы являются затраты производства ООО «БАХУС» - торговая компания из г. Ухты.
Предметом исследования курсовой работы выступает процесс формирования и управления себестоимостью ООО «БАХУС».
В качестве методов исследования курсовой работы использованы метод сравнения, методы горизонтального и вертикального анализа, методы сводки и группировки экономических данных.
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1. Понятие затрат и себестоимости продукции
Затраты являются ресурсами, которые израсходованы на конкретные цели, определяются в стоимостном выражении. Величину затрат определяют на основе размера использованных материальных, трудовых и финансовых экономических ресурсов субъекта хозяйствования для производства продукции (выполнения работ и оказания услуг). С целью обеспечения соразмерности разного рода ресурсов размер их должен быть представлен в денежном выражении [23, с.345].
В условиях современной экономики России законодательным образом так и не закреплено понятие «затрат», с иной стороны, в научной литературе могут быть встречены большое количество трактовок такого понятия [3, 8, 14 и др.], которые, по сути своей, сведены к осмыслению того, что затраты снижают один вид активов и повышают иной, либо повышают величину обязательств и активов в одном и том же размере, выступая в качестве основного фактора, оказывающего воздействие на величину финансовых результатов и объем выпуска продукции (работ или услуг).
Анализ развития представлений о раскрытии содержания понятия «затраты» показывает, что обоснование вектора направленности исследования такого предполагает рассмотрение, в первую очередь, такого рода понятий, как: «расходы», «издержки», «себестоимость». Будут рассмотрены последовательным образом более подробно имеющиеся подходы к трактовке представленных выше понятий.
Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) устанавливаются правила образования в бухгалтерском учете современной организации информационных сведений об ее расходах. Вместе с тем Налоговым кодексом РФ устанавливается порядок определения в налоговом учете информационных сведений о расходах современной организации при установлении суммы прибыли до налогообложения (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Трактовка понятия «расходы» [1, 2]
Содержание понятия «издержки» зачастую представляют в качестве совокупности разного рода видов затрат на производство и продажу товаров или услуг. Помимо того, необходимо заметить, что в издержки включаются: суммы страховых взносов, расходов на гарантийный ремонт, брак и др. Издержки делятся на явные (заработную плату, затраты на оборудование, расходы на транспортировку, коммунальные платежи, услуги банковских организаций, оплату поставщикам и неявные (иначе - альтернативные издержки), переменные и постоянные.
Значимую часть общественных издержек производства составляет себестоимость продукции, как показатель, который отражает сумму текущих затрат на производство и продажу продукции, которые выражены в денежной форме, за определенный временной период. Уменьшение уровня удельных затрат в составе себестоимости продукции (работ или услуг) демонстрирует экономию живого и овеществленного труда и влечет за собой рост уровня эффективности производственного процесса.
Себестоимость включает в себя все те расходы, которые осуществляются предприятием в процессе изготовления единицы продукции. К ним относятся использованные материалы, электроэнергия, заработная плата работников и накладные расходы, которые не могут быть распределены пропорционально на каждую единицу продукции, но, тем не менее, были затрачены на ее изготовление. В качестве неизменного условия должно выступать возмещение расходов на приобретение сырья и материалов, износ основных средств, оплату труда персонала организации, затрат на расширение и модернизацию процесса производства, на программы социального плана и пр. нужды, за счет доходов, которые получены от продажи продукции, а вместе с тем и от прочей деятельности. При этом компания должна быть рентабельной [5, с.14].
Руководитель каждого современной организации стремится к повышению прибыли как финансовой основы конкурентоспособности, избирая для этого разные способы. Одним из них является управление затратами. Управление затратами в качестве цели имеет поиск такой величины затрат, которая необходима для достижения конкретного результата самым экономичным способом, то есть по факту оптимизация затрат является основной целью управления ими. Оптимизация затрат может происходить различными методами. Можно установить на предприятии сроки процессов сокращения затрат. К примеру, предприятием может быть выбрана стратегию планомерного сокращения затрат с целью того, чтобы воздействие изменений при реализации данного рода методов, мало сказалось на сумме прибыли.
Затраты характеризуются в рыночной экономике постоянной изменчивостью на фоне непрерывного ценового изменения на разного вида ресурсы и материалы, которые необходимы для осуществления деятельности предприятия, создания качественных продукции (работ, услуг) [15, с.294].
То есть можно сказать, что в качестве особенности затрат предприятия как предмета управления выступают:
- динамизм. То есть, как уже было сказано, затраты находятся в движении на постоянной основе, а также в изменении; рассмотрение затрат в статике является довольно условным и не демонстрирует жизни в действительности; ·многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;
- непростая возможность измерения, учета и оценки – то есть абсолютно точных методов измерения и учета затрат просто нет;
- определенного рода сложность и противоречивость воздействия на финансовых результат деятельности современного предприятия. К примеру, сделать выше сумму прибыли современной организации можно посредством уменьшения сумм текущих затрат на производство, а это может быть обеспечено ростом сумм капитальных вложений в НИОКР, технику и технологические новшества; высокая сумма прибыли в процессе производства продукции может быть сильно уменьшена суммой затрат на осуществление ее утилизации и т. д.
В качестве основных задач управления затратами предпринимательской деятельности современной организации выступают такие [25, с.166]:
- определение роли управления затратами организации в качестве фактора роста финансовых результатов ее деятельности;
- установление важнейших методов управления затратами организации;
- установление технико-экономических методов и средств измерения, учета и контроля затрат в современной организации.
В современной организации всегда существуют резервы для уменьшения суммы затрат.
1.2. Значение, цель и задачи анализа себестоимости с целью ее снижения
Оптимизация затрат выступает неотъемлемо важной составляющей процесса управления затратами современного предприятия. Для формирования мероприятий по оптимизации затрат должен быть использован метод анализа всех имеющихся затрат, источников их формирования, а вместе с тем выбран оптимальный метод учета затрат.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [по состоянию на 1 июня 2022 : принят ГД 19 июля 2000]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата доступа: 18.12.2022).
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 : [приказ Минфина России №33н: принят 06 мая 1999]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата доступа: 18.12.2022).
3. Абсалямов А.Р. Факторы и связи для снижения производственных затрат на предприятиях / А.Р. Абсалямов // Инновационные научные исследования в современном мире: сборник научных статей. – Уфа: Вестник науки, 2022. – С.246-249.
4. Антюфеева, В.Ю. Методы оптимизации затрат на предприятии / В.Ю. Антюфеева // Социально-гуманитарные проблемы: сборник статей. – М.: Перо, 2021. – С.5-9.
5. Бирюкова, О.А. Проблемы распределения управленческих расходов / О.А. Бирюкова, Т.Ю. Серебрякова, Р.С. Никандрова // Вестник Российского университета кооперации. – 2021. - №2. – С.13-18.
6. Боташева Л.С. Организация учета производственных затрат / Л.С. Боташева, А.Б. Сарыева, З.А. Эбзеева // Тенденции развития науки и образования. – 2022. - №84-3. – С.29-33.
7. Демидова, Л.Н. Использование системы таргент-костинг и кайзен-костинг для снижения собственных затрат компании / Л.Н. Демидова, А.С. Шилин // Поиск (Волгоград). – 2019. - №1. – С.226-229.
8. Дикунов И.Э. Методы учета и оптимизации затрат на предприятии / И.Э. Дикунов // Бизнес-образование и оптимизация затрат на предприятии. – 2021. - №2. – С.39-41.
9. Ибрагимов Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы / Р.Г. Ибрагимов. – М.: Юрайт, 2022. – 184с.
10. Игнатова Л.Н. Концептуальные аспекты формирования системы управления затратами в организации / Л.Н. Игнатова, Е.В. Макаревич // Вопросы региональной экономики. – 2022. - №1. – С.51-62.
11. Кленина А.Н. Нормативно-законодательная база, регламентирующая формирование затрат на предприятии / А.Н. Кленина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2020. - №2. – С.7-14.
12. Ковалева И.П. Управленческий учет производственных затрат организации: российский опыт / И.П. Ковалева, М.С. Стрижак // Учет. Анализ. Аудит. – 2022. – Т.9. - №3. – С.64-77.
13. Корженгулова А.А. Сущность затрат и их классификация для формирования себестоимости продукции / А.А. Корженгулова // Статистика, учет и аудит. – 2020. - №2. – С.40-44.
14. Кренева С.Г. Производственные затраты в системе бизнес-процессов контроллинга: планирование, учет и анализ / С.Г. Кренева, В.В. Терешина, Д.С. Шлычков // Экономические науки. – 2022. - №208. – С.265-276.
15. Кузьмина И.А. Механизмы управления затратами в производственном секторе / И.А. Кузьмина, З.А. Гамидова // Заметки ученого. – 2021. - №2. – С.293-296.
16. Мананникова Е.Ю. Формирование процесса минимизации издержек производства промышленного предприятия / Е.Ю. Мананникова, Ю.М. Маличенко // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. – 2021. - №8. – С.11-16.
17. Мелехина Т.И. Пути повышения эффективности управления затратами в условиях кризиса и неопределенности / Т.И. Мелехина, И.Ф. Карпова, Е.И. Седова, В.Г. Шийко // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т.2. - №5. – С.24-33.
18. Миртовская А.Ю. Методы оптимизации затрат в условиях современного конкурентного рынка / А.Ю. Миртовская // Вестник науки. – 2022. – Т.1. - №1. – С.86-90.
19. Мощенко О.В. Анализ зарубежного опыта учета производственных затрат / О.В. Мощенко, А.Ю. Усанов, Е.В. Конищев // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №3. – С.1192-1196.
20. Николаева В.И. Аналитический подход к анализу и управлению затратами на предприятии / В.И. Николаева // Фундаментальные науки и современность. – 2020. - №3. – С.28-36.
21. Петрова С.Н. Статистические инструменты анализа влияния затрат на производственные результаты / С.Н. Петрова, О.В. Власова, А.А. Полухин, Е.Ю. Калиничева, Д.А. Зюкин // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2022. - №3. – С.260-263.
22. Сабурова Г.М. Экономическая сущность расходов и производственных затрат / Г.М. Сабурова // Мировая наука. – 2022. - №11. – С.117-123.
23. Тертышник М.И. Экономика организации: Учебник и практикум / М.И. Тертышник. – М.: Юрайт, 2019. – 631с.
24. Тимошина А.А. Издержки производства и их виды / А.А. Тимошина, И.А. Филиппова // Студенческий. – 2021. - №19-4. – С.84-85.
25. Трубицына Н.С. Управление себестоимостью как инструмент повышения эффективности производства / Н.С. Трубицына, С.М. Мурзакова // Финансовый бизнес. – 2021. - №10. – С.165-167.
26. Чайников В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 439с.