Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Неотъемлемой частью школьной образовательной системы является дополнительное образование. Дополнительное образование детей охватывает по своему содержанию все сферы человеческой деятельности и осуществляется в пространстве, неограниченном образовательными стандартами, поэтому рассматривается как сфера усиления личностного развития, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом учащихся, получает аттестаты об образовании, с обязательным прохождением обязательного медицинского освидетельствования.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей построен в парадигме развивающего образования, которая обеспечивает информационные, образовательные, воспитательные, развивающие, социализирующие и релаксационные функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет нам создавать условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных навыков и развития творческих способностей детей в научно-технической, художественной, естественно-научной, технической областях, физической культуре и спорте, туризме, местном самоуправлении. краеведение, военно-патриотическая, социально-гуманитарная и другая образовательная деятельность, которые он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное образование детей улучшает качество жизни, поскольку способствует привитию детям и подросткам здорового образа жизни, раскрывает творческий потенциал личности и способствует достижению социально значимых результатов. Этот тип образования способствует развитию склонностей, навыков и интересов, а также жизненному и профессиональному самоопределению молодого поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика бездомности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования, которое позволяет учащимся приобрести устойчивую потребность в знаниях и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе роль дополнительного образования детей возросла и занимает особое место.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является изучение дополнительных образовательных программ для детей и подростков в ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже и разработка собственной программы по этой теме.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть концепцию и роль всей системы дополнительного образования в России;
- изучить особенности и функции программ дополнительного образования детей и подростков по художественной направленности;
- детально проанализировать деятельность ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже в части реализации дополнительного образования детей и подростков;
- дать подробное описание ряда программ дополнительного образования детей и подростков в ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже;
- разработать свою программу дополнительного образования художественной направленности для детей и подростков.
Целью исследования является образовательный процесс, направленный на развитие детей и подростков путем получения дополнительного образования художественной направленности.
Предметом исследования являются программы дополнительного художественного образования для детей и подростков в ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовала следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовала научные статьи, учебники, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие и роль системы дополнительного образования в России
Такое понятие, как дополнительное образование детей, появилось в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации «Об образовании». Это включает в себя целенаправленный, систематический и поэтапный процесс обучения и воспитания учащегося с помощью дополнительных программ.
Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, социально востребованная и требующая постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, объединяющее воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование в силу своей уникальности органично сочетает в себе различные виды организации значимого досуга (досуг, развлечения, отдых, творчество) с различными формами образовательной деятельности, тем самым сокращая пространство для девиантного поведения, решая проблему занятости детей [3].
Практика показала, что чем выше уровень качества школьного образования, тем шире круг интересов подростка, которые современная школа сама по себе не в состоянии удовлетворить. Учебный процесс в школе должен быть направлен не только на привитие определенных знаний, умений и навыков, но и на всестороннее развитие ребенка, его творческих способностей, способностей и личностных качеств, таких как инициативность, самодеятельность, воображение, самобытность, то есть на раскрытие всего, что его касается, на формирование личности.
Ценность дополнительного образования для детей также заключается в том, что оно усиливает вариативный компонент общего образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных в школе, и способствует когнитивной мотивации учащихся. А главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, адаптироваться к современному обществу и получать возможность полноценно организовывать свой досуг [6].
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательного и культурного досуга, интегрирует и дополняет эти системы. По отношению к системе общего образования дополнительное образование является подсистемой, но в то же время может рассматриваться как самостоятельная система образования, поскольку обладает свойствами системы: целостностью и единством ее составляющих, которые имеют определенную связь друг с другом.
Конечно, система дополнительного образования имеет свои особенности. Эта особенность связана не только со спецификой психолого-педагогического взаимодействия учителей и их учеников, но и с тем, что современное дополнительное образование представлено двумя основными блоками: учебно-досуговым и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляется основная педагогическая деятельность учителей и творческая и познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, существовали в то время, когда термин «внеклассная работа» использовался для обозначения такой деятельности. Однако, если в то время основное внимание уделялось культурно-досуговому блоку, то сегодня растет все более масштабный образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и молодежи в областях, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдухакимова, С. А. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки / С. А. Абдуха- кимова, Е. В. Василевская, Н. В. Клёнов // Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. - М.: МГДД(Ю)Т, 2006. - 28 с.
2. Авдеева, Е. В. Конструирование задач учебного занятия / Е. В. Авдеева, Е. Г. Мстслсва, Н. Б Новоселова // Дополнительное образование и воспитание. - 2006.-№3.-С. 28-33.
3. Буйлова, Л. И. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.
4. Буйлова, Л. Н., Кочиева, С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования дегей / Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева. - М. : Владос, 2001. - 158 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ media/files/ipA lNW42XOA.pdf.
6. Куприянов, Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования [Электронный ресурс] / Б. В. Куприянов. - Режим доступа: http://ipk74.m/kafio/kvdo/download/32/.
7. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. - М.: Мегаполис, 2008. - 391 с.
8. Логинова, Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: дис. ... д-ра псд. наук / Л. Г. Логинова. - М., 2004. - 436 с.
9. Малахова, Н. Н. Авторское учебное занятие: практикум для слушателей курсов повышения квалификации / Н. Н. Малахова. - Новосибирск: Изд-во Си- 6АГС, 2014.-75 с.
10. Малахова, Н. Н. Заглянуть за горизонт... Рождение открытого занятия: методическое пособие для педагога-практика / Н. Н. Малахова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. - 64 с.
11. Малахова, Н. И. Учебное занятие под «микроскопом»: анализ и синтез в авторском занятии / Н. Н. Малахова // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - №3. - С. 26-30.
12. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы [Электронный ресурс].
13. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 [Электронный ресурс].
14. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06- 1844) [Электронный ресурс].
15. Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования [Электронный ресурс] // Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций.
16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс].