Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разновидностей стилей текста в русском языке много. Одним из них является художественный стиль речи, который используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста.
История этого стиля началась еще с древних времен. На протяжении всего времени сложилась определенная характеристика таких текстов, отличающая их от других разных стилей.
С помощью данного стиля авторы произведений имеют возможность самовыразиться, донести до читателя свои мысли, рассуждения, используя все богатство своего языка. Чаще всего он применяется в письменной речи, а в устной используется, когда читаются уже созданные тексты, например, во время постановки какой-либо пьесы.
Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя, и выступает в роли спускового крючка для его фантазии.
Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов.
Степень научной разработанности проблемы. В последние два десятилетия проблема художественного стиля в литературе разрабатывалась, М. М. Бахтиным, Ю. Б. Боревым, А. Я. Гуревич, А. Ф. Лосевым и др. Категорию «творческий стиль деятельности» одной из первых ввела в научный обиход Н. Ю. Посталюк. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы художественного стиля отражены в трудах академика В. В. Виноградова, а также в работах других советских ученых - В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура и др.
Объектом исследования является процесс функционирования художественного стиля в русском литературном языке.
Предметом исследования являются специфические языковые средства художественного стиля.
Цель курсовой работы – особенности художественного стиля.
Задачи:
- определить понятия и черты художественного стиля;
-выявить основные признаки художественной стилистики речи;
-рассмотреть языковые особенности художественного стиля речи;
-проанализировать особенности художественного стиля;
-выявить особенности художественного стиля в литературных текстах.
Методологической основой исследования является системный подход к объектам изучения. Основные методы исследования - наблюдение за языковым материалом, элементы статистической обработки материала.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Характеристика художественного стиля
1.1. Понятия и черты художественного стиля
Литературный язык представляет собой систему различных функциональных стилей.
Функциональные стили - это структурно-функциональные варианты языка, дифференциальные разновидности языка, языковые подсистемы с однородными в стилистическом отношении словами, формами слов и синтаксическими моделями, обслуживающие какую - либо одну из сфер человеческой деятельности, выделяемые в соответствии с основными функциями языка. В системе функциональных стилей литературного языка наиболее четко вырисовываются контуры обиходно-разговорного (бытового разговорного), научного, делового, художественно-беллетристического стилей. [2, С. 40]
До сих пор дискуссионным является включение в ряд функциональных стилей языка художественной литературы, который для сохранения единства в терминологии именуется в этом случае художественно-беллетристическим стилем.
Споры обусловлены не столько субъективным восприятием лингвистами и литературоведами понятия язык художественной литературы, сколько объективной сложностью этого понятия.
Большинство исследователей: В. В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Б.Н. Головин, А.И. Ефимов, Р.Г. Пиотровский, ставят стиль художественной литературы (художественно-беллетристический стиль, художественный стиль) в один ряд с другими функциональными стилями.
Другие исследователи Т.Г. Винокур, Н А. Кожевникова, Ю.М. Лотман не включают «язык художественной литературы» в указанный ряд, так как в отличие от делового, научного, разговорно-бытового и публицистического стилей язык художественной литературы не представляет собой систему стилистически однородных явлений и принципиально лишен всякой стилистической замкнутости. [21, С. 145]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азарова, Е.В. Русский язык: Учеб. пособие / Е.В. Азарова, М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Литературно-критические статьи. М., 2006. - С. 86.
3. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск, 2013. - С. 86.
4. Виноградов В. В. Литературный язык и язык художественной литературы //Вопр. языкознания. 2005. № 4. С. 4.
5. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 2001. - С. 93.
6. Винокур Т. Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи. Развитие функциональных стилей современного русского языка.-М.: Наука,2008. - С. 144.
7. Гальперин И. Р. Речевые стили и стилистические средства языка.-Вопросы языкознания.-2004.- № 4.
8. Грузберг Л.А. Лексическая образность – что это? // Филологические заметки. Пермь, 2012. - С. 61.
9. Ефимов А. И. Стилистика русского речи.-МГУ,2011. - С. 83.
10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 2013. - С. 36.
11. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. Киев, 2004. - С. 147.
12. Лукьянова Н.А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц. // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 2009. Вып. VIII.
13. Матенов Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 663-665.
14. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания, 2013. - № 6. - С. 16.
15. Никонова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для студентов-нефилологов / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. – 80 с.
16. Останина С. А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 283-286.
17. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высшее образование, 2008. – 356 с.
18. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта-Наука, 2013. - С. 102.
19. Тазьмина И.Б. Образность как коммуникативное качество речи // Вестник. – Абакан: ХГУ, 2008. - С. 93.
20. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону: Изд-во РУ, 2014. - С. 50.
21. Элементы структуры художественного произведения и их стилевая оформленность подробно рассматриваются в кн.; Васильева А. Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов. М., 2011. С. 146-147;