Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из немаловажных направлений внутренней деятельности любой корпорации является бюджетирование, которое представляет собой управленческий инструмент распределения (или планирования) ресурсов, отраженных в денежных и натуральных показателях с целью достижения стратегических целей бизнеса. Развитие рынка стимулирует развитие экономических отношений, в частности в сфере планирования и прогнозирования. Планирование и прогнозирование позволяет составлять планы развития предприятия как на различные периоды (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), а также по трем различным сценариям (реалистичному, пессимистическому и оптимистическому). Именно планирование и прогнозирование позволяет определять курс дальнейшего развития экономики отдельных предприятий предприятия и отраслей в целом. В связи с этим изучение планирования на предприятии является актуальным и очень важным аспектом, т.к. очень часто от качества организованного процесса планирования деятельности предприятия зависит его развитие и успешность на рынке.
Одним из наиболее стратегически важных направлений планирования является планирование финансов предприятия, а именно составление бюджета. От точности и правильности составления бюджета предприятия зависит то, как будет предприятие работать: в режиме дефицита или профицита бюджета. В условиях жесткой конкуренции на рынке этот вопрос является актуальным для любого предприятия и требует детальной проработки.
Объектом исследования в работе является ООО «ТрансСибЛогистика».
Предметом выступает процесс бюджетирования на предприятии.
Цель исследования – изучение основ бюджетирования в системе управления затратами и анализ системы бюджетирования конкретного предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетирования как инструмента управления затратами предприятия;
- провести анализ бюджетирования в системе управления затратами ООО «ТрансСибЛогистика»;
- разработать рекомендации по совершенствованию бюджетирования ООО «ТрансСибЛогистика».
Методика исследования заключается в применении таких общенаучных методов исследования как: анализ, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, классификация, группировка, статистический и математический анализ. Достоверность и обоснованность результатов исследования состоит в совокупности использованных методов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1. Понятие и современное значение бюджетирования в экономической системе
Бюджет – это финансовый план организации. Его формируют на основе ожидаемых в предстоящем периоде объемов продаж и инвестиционных вложений. На выходе получают целевые значения: доходов, расходов, денежных притоков, оттоков и чистого денежного потока, активов, обязательств и собственного капитала [9].
Бюджет – план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года .
Бюджет – это оперативный финансовый план составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), который отражает поступление и расход денежных средств по текущей, инвестиционной, а также финансовой деятельности компании [5].
Главный финансовый бюджет должен быть сформирован с помощью системы финансовых показателей, отражающих цели деятельности предприятия, маркетинговые и производственные планы. Разработка основных бюджетов помогает не только оптимизировать расходы и доходы компании, но и согласовать достижение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также обеспечить деятельность предприятия приемлемыми параметрами финансового состояния и достаточным уровнем финансовой устойчивости. [8].
Бюджетирование – процесс, в ходе которого формируется бюджет предприятия. Его неотъемлемые составляющие: учет и анализ фактически достигнутых значений, контроль отклонений факта от плана [9].
Операционные бюджеты обобщают информацию о плановых значениях натуральных и стоимостных показателей в разрезе операций/функций компании, связанных с текущей деятельностью.
В части доходов аналитика строится, прежде всего, по видам продаваемой продукции, работ, услуг. В части расходов – по основным их элементам (прямые материальные расходы, прямая оплата труда) и комплексным статьям (общепроизводственные, коммерческие расходы и т.д.). Закладывают основу для формирования бюджетов более высокого уровня обобщения данных – финансовых.
Операционные бюджеты делятся на следующие виды: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, бюджет закупок, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет себестоимости продаж.
Бюджет продаж фиксирует ожидаемую реализацию, поэтому становится основой для всех последующих бюджетов операционного направления. Определяет, сколько продукции нужно произвести с учетом потребительского спроса. Для его формирования нужны данные по каждой номенклатурной позиции: о планируемых продажах в натуральных единицах и ценах.
Так как данные бюджета продаж являются отправной точкой при формировании других операционных бюджетов, то план реализации, указанный в нем, должен быть максимально выверен. Если будущие продажи оценены недостаточно точно, то прогнозные значения всех прочих бюджетов рискуют стать бессмысленными.
Бюджет производства строится на основе бюджета продаж. Плановые показатели реализации корректируются на остатки продукции/товаров на начало и конец отчетного периода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зиновьева Ю.С., Гомелева Е.В. Повышение эффективности системы бюджетирования в крупных корпорациях с применением технологии компетентностного подхода (на примере корпораций предприятия «Российские железные дороги») // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/44ECVN318.pdf
2. Ибрагимов Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы: Учебное пособие для вузов / Ибрагимов Р.Г. - Москва: Юрайт, 2022. – 184 с. – ISBN 978-5-534-02638-2.
3. Иванова И.Г., Маркова Ю.А. Управление затратами по центрам ответственности / И.Г. Иванова, Ю.А. Маркова в сборнике: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. 2018. – 272 с. - ISBN 988-5-5984-02898-5.
4. Иванова, Н. Е. Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний / Н. Е. Иванова, М. Э. Приступа. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 119-121.
5. Клейман А.В., Чернышова Н.А. Экономическое содержание понятия «Управление затратами» / А.В. Клейман, Н.А. Чернышова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. – 33 с. - ISBN - 788-5-19-0125698-9.
6. Кузина А.Ф. Возникновение и развитие бухгалтерского управленческого учета / А.Ф. Кузина, Е.А. Сальникова, Т.С. Пряморукова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. – 180 с. – ISBN 2220-2404.
7. Кузьмина С.Р. Роль менеджмента качества в управлении затратами / С.Р. Кузьмина // В сборнике: V Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика материалы международной научной конференции. 2019. – 325 с. - ISBN 2220-2404.
8. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. – 354 с. - ISBN 978-5-534-04842-1.
9. Подгорная, А.Г., Тюрев, В.К. Основные функции управления затратами / А.Г. Подгорная, В.К. Тюрев // Матрица научного познания. - 2018. - № 3. – с. 171-175.
10. Пугачева, М.А., Латыпова, Э.Р. Управление затратами предприятия / М.А. Пугачева, Э.Р. Латыпова // В сборнике: Экономический форум «Экономика в меняющемся мире» Материалы Экономического форума с международным участием. Сборник научных статей. - 2019. – с. 44.
11. Путятина, Л.М. Управление затратами предприятия в современных финансовых условиях / Л.М. Путинина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2019. – с. 139-141.
12. Хатков М.А., Ордынская М.Е., Роль учета затрат в управлении организацией / М.А. Хатков, М.Е. Ордынская // Научный альманах. - 2019. – с. 105-107.
13. Чернов В.А., Морозова Н.А., Управление затратами / Учебник для вузов // под.ред. В.А. Чернова, Н.А. Морозовой. Москва, 2019. – 178 с. - ISBN 978-5-406-05708-7.
14. Штофер Г.А., Бошкова В.Е. Управление затратами на предприятии / Г.А. Штофер, В.Е. Бошкова // Инновационная наука. 2019. – 224 с. - ISBN 410-6070.
15. данные Акционерного общества «Научно - производственная корпорация «ТрансСибЛогистика» имени Ф.Э. Дзержинского» – Сервер раскрытия информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-disclosure.ru, свободный.