Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня понимание культуры связано с различными ее трактовками. Существует более четырехста определений данного термина. Само наполнение культуры представляет собой совокупность биологических наследуемых, искусственно формируемых человечеством материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на критериях оценочного уровня.
В обычном понимании культура представляет собой нормальное функционирование общественных институтов, вежливость и образованность. Культура также представляет собой совокупность ценностей, это идеал для социума. Культура содержит в себе не только то, что создано обществом. Это и средства, результаты человеческой деятельности. Такое масштабное понимание культуры делает ее объектом изучения разных наук. Важный элемент культуры – это ценности. Последние – характеристика разных предметов социума, когда удовлетворяются потребности, желания и интересы.
Культура связывается с различными понятиями – творчество, искусство, ценности и др. Но культура также связана с гендером. Для начала определим, чем гендер отличается от пола.
Пол – это биологические различия между мужчиной и женщиной; анатомо-физиологические особенности организма, заданные от рождения.
Гендер – это социальный пол, социокультурный конструкт, который предстает как совокупность укорененных в конкретной культуре социальных норм поведения, приписываемых людям в зависимости от их пола.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса культуры и гендера.
Задачи:
- описать влияние культуры на гендерные представления, эволюцию представлений о гендере в различные исторические периоды;
- изучить гендер и современную культуру потребительского поведения и эмансипации.
Объект исследования – культура и гендер. Предмет исследования – эволюция взаимовлияний культуры на гендерные представления.
1 Влияние культуры на гендерные представления. Эволюция представлений о гендере в различные исторические периоды
Исследование влияния культуры на процессы формирования изменения представления о гендере следует начать с предпосылки, что усвоенные в детском возрасте стереотипизированные нормы (установка поведения как цельный нерасчлененный образ, как данность), представления, идеалы, становятся фундаментом, на котором формируются нравственные взгляды и нравственные убеждения. Чем более стереотипизировано сознание человека, тем большее количество моральных стереотипов будут лежать в основе его моральных представлений и рассуждений и, следовательно, и его моральные взгляды и моральные убеждения будут более прогнозируемыми и стереотипизированными.
Для каждой культуры характерен свой ряд представлений о маскулинности и фемининности. Структура и содержание этих стереотипных представлений зависит не только от этнокультурного своеобразия, в котором бытуют подобные представления, но и от исторической стадии развития соответствующего общества, уровня его урбанизованности, религии и т.д.
В современной науке ведутся споры между сторонниками выводить почти все различия в поведении и мотивации мужчин и женщин из законов генетики или социобиологии, и теми, кто считает, что половая принадлежность и все с ней ассоциирующиеся культурные конструкты имеют исключительно социально-историческую природу. Чтобы ответить на этот вопрос, ученые проводят исследования, изучающие биологические и психологические отличия мужчин и женщин.
Культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, а как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. Практически любая традиция, любой культурный стандарт имеет в своей основе исторически обусловленную
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Азарова Е.А. Влияние культуры на формирование и измерение моральных гендерных стереотипов / Российские женщины и европейская культура. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С. 213–219.
2) Белая Н.В. Культурологический аспект развития гендерных стереотипов//УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2013. № 3. С. 29-32
3) Богатова, Л.М. Квази-пол – гендерный симулякр постмодерна / Л.М. Богатова // Парадигма: философско-культурологический альманах. – Вып. 16 / отв. ред. вып. Н.Х. Орлова. – Санкт-Петербург, 2011. С. 165-178
4) Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-психологический анализ. – М.: Феникс, 2001.
5) Кривошлыкова М.В. Гендерный стереотип как социальная категория// ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. 2021. № 1. С. 17-19
6) Лысенко, О.Е. Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / О.Е. Лысенко; Ставроп. гос. ун-т. – URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/jemansipacija-zhenwin-v-islamskom-kulturnom-prostranstve-severnogo-kavkaza.html. (дата обращения: 11.03.2023).
7) Руа Ж. Ж., Мишо Ж. Ф. История рыцарства. М.: Эксмо, 2007 – 448 с.
8) Яковлев Л.С., Матвеева В.В., Дмитриева О.М. Конструирование гендерных стереотипов в пространстве потребительской культуры (в контексте эволюции постиндустриальной парадигмы)//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА. 2015. № 1. С. 110-116