Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация определяется Конституцией как социальное государство, политика которого нацелена на создание благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Конституции Российской Федерации закреплено, что труд и здоровье людей охраняются государством, определен минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, лиц с ограниченными возможностями и престарелых граждан, формируется система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие социальной гарантии.
В период перехода страны на новые экономические отношения в России стали создаваться целевые бюджетные фонды
Согласно нормам закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. органам власти была предоставлена возможность создать целевые бюджетные фонды, которые имели статус самостоятельного юридического лица, независимые от бюджетов органов власти.
В структуре финансовых фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, организуемые в соответствии с законами РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и подзаконными нормативными правовыми актами представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).[1]
Государственный внебюджетный фонд — фонд финансовых средств, созданный вне государственного и муниципального бюджета, имеет своей целью обеспечение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Потребности и прибыль государственного внебюджетного фонда обеспечивается в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Создание внебюджетных фондов обеспечивается за счет постоянных обязательных отчислений. Отчисления во внебюджетные фонды, включаются в себя себестоимость и определяются в процентах к фонду оплаты труда.
Согласно ст. 144 БК РФ перечень государственных внебюджетных фондов является закрытым и определяет только 2 фонда:
• Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР);
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Однако в более широком понимании в России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения.
Особую роль в системе государственных внебюджетных фондов осуществляют социальные внебюджетные фонды, которые осуществляют финансовые операции для реализации социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, в период отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и других.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях жизни увеличивается значимость социальных внебюджетных фондов, организованных с целью реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Целью курсовой работы является изучение понятия и состава внебюджетных фондов, их характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов, рассмотрение вопросов формирования и использования средств внебюджетных фондов.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучение понятия и состава внебюджетных фондов государства;
- дать характеристику государственных социальных внебюджетных фондов: их назначение, задачи, источники формирования, порядок расходования;
- провести анализ деятельности фонда социального страхования РФ
- обобщить полученные результаты и сделать вывод.
Предметом исследования является государственные социальные внебюджетные фонды.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с деятельностью фонда социального страхования РФ.
В ходе исследования использовались диалектический метод познания, метод сравнения, классификации, аналогии и обобщения, метод статистического анализа, метод синтеза.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованных источников и литературы, заключения, приложений. В первой главе раскрываются теоретические аспекты понятия, сущности и классификации внебюджетных фондов. Во второй главе подробно рассматриваются основные социальные внебюджетные фонды.
Список литературы включает 25 источников. К ним относятся нормативно-правовые акты, различные учебные пособия, статьи из журналов, а также Интернет-ресурсы.
Глава 1. Основная характеристика внебюджетных фондов
1.1. История возникновения внебюджетных фондов
В конце 1991 года пришлась самая тяжелая стадия экономического кризиса, которая предопределила резкое расшатывание социально-экономической ситуации в стране и дальнейшее устойчивое и быстрое снижение уровня экономического развития. Наиболее характерными чертами этого периода являлись резкое снижение производительности во всех отраслях промышленности и значительное усиление инфляционного процесса.
Распад финансовой системы, выразился, в расходовании союзного бюджета за счет эмиссии, что привело к непосредственной натурализации хозяйственных отношений и возрастанию экономического обособления союзных республик и регионов.
Вескими причинами, которые предопределили упадочное состояние экономики данного периода были:
- резкое изменение финансовой системы России, характеризующееся уменьшением возможностей государства в сфере проведения финансовой, денежно-кредитной и ценовой политики, рост дефицита бюджета и национального долга, высокие скачки инфляции.
- разрушение единого экономического и финансового пространства, разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, экономическое обособление союзных республик и распад СССР;
- уменьшение объемов и изменение системы внешнетор¬гового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост национального внешнего долга и траты по его обслуживанию;
- сужение границ производительности в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использованного сырья
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 статья 41 // СПС Консультант Плюс;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации //base.garant.ru;
3. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации»;
4. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 29.12.2006) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс»;
5. Постановление Верховного совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» // СПС Консультант Плюс;
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» от 29.07.1998 № 857 // Российская газета. 1998. № 173;
Научно-учебная литература:
7. Васильев Г. В. Страховой фонд: формы, функции и дальнейшее совершенствование. // Международный научный журнал: инновационная наука. Том 1. 2015.;
8. Гаджимурадова Л.А. Учебное пособие по дисциплине «Внебюджетные фонды» для направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит». – Махачкала: ДГУНХ, 2019г.;
9. Дарелина О. В., Чумакова Е. А. внебюджетные фонды: учебное пособие / Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2021.;
10. Долганова Ю.С., Истомина Н.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2019. – 356 с.;
11. М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева,Т.Н. Кузьменко [ и др.]; Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. Т.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.;
12. Кpючкoв A. A. Фopмиpoвaниe и paзвитиe внeбюджeтных фoндoв в Poccийcкoй Фeдepaции. Диcc. к.э.н. Бpянcк, 2011.;
13. Носов И. Р. Развитие системы государственных внебюджетных фондов в России. М., 2014.;
14. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: Учебник для бакалавров / В. Г. Павлюченко, предисл. А. С. Матвеева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - с.157.
15. Роик В.Д. «Основы социального страхования» – М.: Издательство РАГС, 2016.;
16. Соколова И. В. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Москва: Офтальмология, 2017.;
Научные статьи:
17. Диденко - Чинтимур Д.С., Государственные (социальные) внебюджетные фонды как важнейший институт финансового права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»// https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-sotsialnye-vnebyudzhetnye-fondy-kak-vazhneyshiy-institut-finansovogo-prava;
18. Шарифуллина, Э. С. Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов/Э.С. Шарифуллина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 571-574. URL:https://moluch.ru/archive/338/75810/;
Интернет-ресурсы:
19. https://studall.org/all-49498.html;
20. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702;
21. ttps://www.law.ru/article/25835-obedinenie-pfr-i-fss-poslednie-novosti;
22. ttps://yandex.ru/images/search;
23. https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/vnebjudzhetnye-fondy/;
24. https://www.evkova.org/kursovye-raboty/gosudarstvennyie-sotsialnyie-vnebyudzhetnyie-fondyi;
25. https://studopedia.ru/20_98449_temam--vnebyudzhetnie-fondi.html.