Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С 18 века в европейских странах наблюдается устойчивое развитие капитализма. Им нужны были новые рынки, а также сырье и дешевая рабочая сила. Таким образом, пиратские торговцы, принадлежавшие к европейской буржуазии, занимались подлым грабежом и мошеннической торговлей везде, где они появлялись. Захватив Индию и используя ее в качестве базы, агрессивная английская буржуазия с середины 18 века начала вторгаться в Китай. В 1715 году английские купцы заключили соглашение с властями Гуанчжоу, по которому им было предоставлено право торговать в Гуанчжоу. Кроме того, они пытаются расширить свою торговлю с Диньхаем, Нинбо и другими портами, но получают отказ от маньчжурского правительства.
Расположение Гуанчжоу, где правительственные войска базировались в Хумине и Хуанпу на подходах к портам, отличалось от Нинбо, до которого можно было добраться практически на всех парусах. Поэтому в 1757 году правители Маньчжурии приказали закрыть другие морские порты и ограничить торговлю с иностранными странами исключительно с Гуанчжоу.
Экономической основой политики жесткой изоляции маньчжурского правительства была самодостаточность Китая с его огромной территорией и богатыми ресурсами. Так, в 1793 году маньчжурский император Хунли в своем высочайшем указе написал английскому Георгу III: "Наша империя производит много продуктов, у нас есть все, что мы можем пожелать, и мы никогда не полагались на варварские товары для удовлетворения наших потребностей".
В ответ на вторжение иностранных капиталистических государств маньчжурское правительство начало проводить политику изоляции в целях самообороны, которая, безусловно, отражала феодальную отсталость Китая, но в то же время была мерой самообороны, к которой Китай не мог прибегнуть в тех исторических условиях.
В девятнадцатом веке, когда торговля с европейской буржуазией была ограничена, правительство Цинь также запретило деятельность католических миссионеров в Китае. Это произошло потому, что миссионеры пытались донести настроения, которые приносили пользу правящим классам их страны, вмешивались во внутренние дела Китая и подрывали верования и обычаи его народа. В начале 19 века католицизм в Китае почти полностью исчез. Это мероприятие маньчжурского правительства также было одной из сторон политики изоляции.
1. Усиление контактов Китая с внешним миром
Середина 19 века. стала поворотным моментом в истории Китая. Этот поворотный момент был связан с принуждением сообщества китайского общества к формам цивилизации, выработанным европейской ветвью глобального развития. Капитализм был социальным феноменом глобального порядка, экономической основой которого стал мировой рынок, сложившийся к середине XIX века. В капиталистической цивилизации также были воплощены многие ценности, которые были широко распространены в европейской истории в период Античность. К ним относятся независимый характер статуса личности, разделение этих сфер общественной жизни, таких как власть, собственность, политика и религиозная деятельность, каждая из которых была представлена индивидуальным социальный институт. К этому мы должны добавить определенные представления о времени и, следовательно, о том, что обычно называют исторический процесс. Христианство, как духовная основа жизни на средневековом Западе, содержало идею начала и конца истории, связывающую восхождение человека и общества в целом до предела, объединяющего в едином божественном принципе. Китайская традиция, как мы уже видели, основана на другом ценности и идеи.
Китайская империя, несмотря XVIIIна появившиеся в конце XVIII века признаки нового династического (но не системного) кризиса, была вполне способна не только решить проблемы способами, неоднократно апробированными в истории китайской государственности, но и обеспечить экономический рост (расширение посевных площадей, расширение посевных площадей и т. Д.). В конце XVIII века Китайская империя была в состоянии не только решить проблемы способами, неоднократно апробированными в истории китайской государственности, но и обеспечить экономический рост (расширение посевных площадей, расширение посевных площадей и т. Д.). Увеличение производимого продукта, рост населения, усложнение торговых отношений и т. Д.) Верно, что с европейской точки зрения это был "рост без развития", когда под развитием понимается усложнение технологических отношений между человеком и природой, само интенсивное развитие. технологии и изменение социальных форм, сопровождающих эти процессы. То есть можно сказать, что китайское общество в целом не испытывало недостатка в экономических или духовных ценностях западной цивилизации, и они могли быть ему только навязаны.
Драма китайской (и, в более широком смысле, мировой) истории, которая часто подходит с этической точки зрения. Конечно, было бы более нравственно, если бы Восток и Китай, будучи его частью, были предоставлены самим себе, своему циклическому течению времени. Но в этом случае капиталистический Запад перестал бы быть самим собой, и история никогда не станет в прямом смысле слова мировой. В этом свете экспансия глобального капитализма, основанная на свертывании мирового рынка, предстает как "естественноисторический" процесс.
На рубеже XVIII—XIX и XX веков западные державы, в первую очередь Англия, все активнее стремились проникнуть на китайский рынок, который в то время был едва ли открыт для внешней торговли. Со второй половины XVIII в. Вся внешняя торговля Китая могла осуществляться только через Гуанчжоу (за исключением торговли с Россией, которая осуществлялась через Кяхту). Все другие формы торговых отношений с иностранцами были запрещены и строго наказывались китайским законодательством. Китайское правительство прилагало усилия для наблюдения за отношениями с иностранцами, и с этой целью количество китайских торговцев, которым разрешалось иметь с ними дело, было сведено к минимуму. Только 13 торговых фирм, входивших в состав общества "Гунган", имели право вести дела с иностранными торговцами. Они действовали под наблюдением чиновника, читай, из Пекина.
Даже иностранным купцам было разрешено селиться на территории Китая только в небольшом концессия недалеко от Гуанчжоу. Но и на территории этого поселения они могли находиться только в течение нескольких месяцев, летом и весной, когда, собственно, и велась торговля. Китайские власти пытались воспрепятствовать распространению информации о Китае среди иностранцев, полагая, что ее можно использовать для въезда в страну, минуя официальный контроль. Даже китайцам было запрещено преподавать китайский язык иностранцами под угрозой смертной казни. Кроме того, было запрещено также вывозить книги, так как они также могут быть использованы для изучения китайского языка и получения информации о стране.
Развитие торговли привело и к тому, что ввозные таможенные пошлины в результате манипуляций местных чиновников в ряде случаев доходили до 20% от стоимости товаров, в то время как официально установленная норма не превышала 4%. Иногда иностранные трейдеры сталкивались с ситуациями, которые они интерпретировали как обман и мошенничество со стороны китайских партнеров, хотя на самом деле это было результатом обычного бюрократического произвола. Часто представители центрального правительства, посланники, контролирующие торговлю и собирающие средства для центральной казны, грабили купцов, входивших в состав Гунхана. Торговцы брали ссуды у иностранцев на покупку товаров и тогда не могли их перебить, так как были вынуждены уже сейчас делить заемный капитал с могущественным губернатором Пекина.
На протяжении веков экспорт товаров из Китая преобладал над импортом. В Европе чай, шелковые ткани и китайский фарфор пользовались большим спросом среди высших слоев общества. Иностранцы платят за товары, купленные в Китае, серебром. Экспорт товаров из Китая и, следовательно, приток серебра увеличился после решения британского правительства в 1784 г. снизить пошлины на чай, импортируемый из Китая. Это решение было продиктовано желанием ликвидировать незаконный оборот в обход таможенных застав. Результат не заставил себя долго ждать: незаконная торговля резко сократилась, тарифы выросли, а объем торговли с Китаем увеличился, что привело к резкому увеличению оттока серебра из английской денежной системы. Это обстоятельство было расценено британским правительством как угроза денежно-кредитной системе Великобритании и экономике в целом.
Поэтому перед правящими кругами Англии была поставлена непростая задача: заставить китайское правительство, которого оно вовсе не хотело, широко открыть китайское государство для внешней торговли и создать для этого договорно-правовую основу. Также была рассмотрена важная проблема изменения структуры торговых отношений между двумя странами. Английские купцы пытались найти товары, которые пользовались бы спросом на китайском рынке, и экспорт которых мог бы быть обеспечен за счет экспорта китайского чая, шелка и фарфора.