Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый кризис и экономические санкции оказывают негативное влияние на развитие социального страхования в России. Основные доходы фондов социального страхования зависят от финансовых ресурсов организаций, поток которых определяется масштабами деятельности хозяйствующих субъектов. При удешевлении национальной валюты происходит обесценивание капиталов предприятий, и соответственно, страховых фондов. При выработке стратегии дальнейшего развития фондов социального страхования необходимо обратить внимание на укрепление финансовой системы страны.
Современная финансовая система России состоит из централизованных и децентрализованных финансов. Централизованные финансы включают в себя финансы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Также в состав бюджетной системы входят и внебюджетные фонды, реализующие конституционные права граждан и удовлетворение некоторых потребностей социального и экономического характера.
Современная концепция социального страхования предполагает, что взносы на социальное страхование соответствуют степени защиты, необходимой человеку в соответствии с существующими в обществе стандартами уровня и качества жизни; социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов; обязательства по уплате страховых взносов несут солидарно государство, работодатели и работники.
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения текущего состояния и роли государственных внебюджетных фондов, которые занимают одно из наиболее важных определяющих мест в жизни государства и общества, с помощью которых осуществляется социальное обеспечение граждан Российской Федерации. Одной из форм внебюджетных фондов Российской Федерации является перераспределение национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.
Объектом курсовой работы являются государственные внебюджетные фонды.
Предметом исследования выступает функционирование государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования).
Цель работы – раскрыть содержание и основные закономерности функционирования государственных внебюджетных фондов, проанализировать их текущее состояние в Российской Федерации, определить проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данных фондов, и найти основные пути их решения.
Для успешного достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Охарактеризовать государственные внебюджетные фонды как часть финансовой системы Российской Федерации; рассмотреть виды государственных внебюджетных фондов; проанализировать состояние государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на современном этапе.
Методологической базой при написании курсовой работы послужили следующие виды литературы: Бюджетный кодекс, Федеральные законы, научные статьи, учебники, официальные сайты Министерства Финансов, справочно-информационной системы «Консультант Плюс», ПФР, ФСС, ФОМС.
При написании работы применялись следующие методы исследования: статистический, графический, аналитический, иные методы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих семи параграфа, заключения и списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
1.1 Пенсионный фонд РФ
Пенсионная система России кардинально изменилась за последние десятилетия. Проведен ряд реформ, которые продолжаются и сегодня.
Первым сигналом значительных перемен стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в 1990 году. Это было место сбора, хранения и распределения страховых взносов, которые затем использовались для выплаты пенсий. До 2002 года в России действовала распределительная (Pay-as-you-go) система. При этой системе пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан.
Современная накопительная пенсионная система действует в России с 1 января 2002 года. С тех пор в стране действует новая система обязательного пенсионного страхования. После проведенной реформы трудовая пенсия состояла из трех частей. страховая, накопительная и основная. И уже после 2010 года он состоит всего из двух частей:
• Страхование (в размере 22% от фонда оплаты труда, который в 2015 году не должен превышать 711 000 рублей в год),
• Накопительный (в размере 16% от фонда оплаты труда) [3].
Страховая составляющая вступила в силу с 1 января 2002 года и формируется за счет собранных страховых взносов. Сюда входит фиксированный базовый размер пенсии, который в обязательном порядке выплачивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части пенсии составляет 3610,31 рубля в месяц. Инвестиции производятся в накопительную часть будущей пенсии, доход от которой включается в пенсию к получению.
В 2020 году право на страховую пенсию имеют физические лица при условии уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию не менее 11 лет (15 лет в 2024 году в связи с пенсионной реформой). Если человек достигает пенсионного возраста, но не соответствует этим критериям, он не имеет права на страховую пенсию.
Компоненты накопительного страхования находятся под контролем Пенсионного фонда России (ПФР). Накопительная часть пенсии может быть переведена в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды России работают с 1998 года и, как правило, имеют более высокую доходность от вложений в пенсионные накопления. Поэтому перевод накопленной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд дает возможность увеличить размер пенсии, которая будет получена в будущем [5].
В настоящее время работодатели отчисляют в пенсионный фонд России 22% для суммы заработной платы, не превышающей 1 292 000 рублей на каждого работника в год, и 10% для последующих сумм. Дополнительные взносы от 2% до 9% для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях.
Существуют специальные пониженные ставки взносов на обязательное пенсионное страхование для некоторых категорий бизнеса (например, для ИТ-компаний и компаний с упрощенной системой налогообложения, осуществляющих определенные виды деятельности). Работодатели не уплачивают пенсионные взносы по оплате труда иностранных физических лиц, работающих в качестве высококвалифицированных специалистов.
Если человек родился до 1967 года, то, как известно, вся сумма перечисляется на страховую составляющую его пенсии (6% идет нынешним пенсионерам, 16% - на его лицевой счет). У лиц, родившихся после 1967 года, 16% выплат направляется на страховую составляющую (6% направляется на выплату текущих пенсий пенсионерам, 10% - на его / ее лицевой счет). Остальные 6% идут в компонент накопительной пенсии.
С 2019 года общий пенсионный возраст повышен на пять лет. Однако это изменение внедряется постепенно. Пенсионный возраст для получения страховой пенсии на 2020 год:
• 62 для мужчин и 57 для женщин.
• мужчины, имеющие минимум 42 года и женщины, имеющие минимум 37 лет взносов по обязательному пенсионному страхованию, могут выходить на пенсию за два года до достижения пенсионного возраста, но не ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
• лица, индивидуальный пенсионный индекс которых равен или превышает 30 и которые выполняли определенные виды деятельности (например, некоторые горнодобывающие работы, медицинская деятельность, гражданская авиация или работа в тяжелых условиях) в течение определенного периода времени, могут выйти на пенсию раньше в соответствии с законодательством (например, мужчины, проработавшие 12,5 лет в тяжелых условиях и имеющие 25 лет уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию, могут выйти на пенсию в 55 лет).
В 2014 году в России был введен мораторий на финансирование накопительных пенсий. Все 22% взносов на обязательное пенсионное страхование в настоящее время используются для финансирования страховой пенсии. Мораторий был вызван дефицитом бюджета Пенсионного фонда РФ и его неспособностью платить нынешним пенсионерам. Мораторий действует до конца 2023 года и, вероятно, будет продлен.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - независимый, крупнейший внебюджетный фонд, выполняющий функцию социального обеспечения населения. На данный момент пенсионная система Российской Федерации имеет жизненно важное значение для общества на протяжении многих лет и затрагивает интересы нескольких поколений. ПФР выполняет ряд социально значимых функций:
• установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца);
• накопительная пенсия-Пенсия по государственному пенсионному обеспечению-Пенсии военнослужащих и их семей;
• социальная пенсия
• Пенсии государственных служащих;
• выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
• администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
• назначение и реализация федеральной социальной надбавки к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
С созданием Пенсионного Фонда в России появился новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Основной тариф страховых взносов уплачивают плательщики страховых взносов, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, для которых не установлены пониженные тарифы страховых взносов (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).[7]
Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2022 г.
За исключением иностранцев, признанных высоко валифицированными специалистами.
Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, соответственно страховой тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.
По данным Росстата, общая численность пенсионеров России на 1 января 2022 года составляет 44,682 млн человек. Относительно общей численности российского населения на долю пенсионеров приходится 30,69 % (всего в России 145,6 млн человек). При этом, не все 44,682 млн. граждан получают обеспечение по линии Пенсионного фонда.
По данным на 1 января 2022 г., на учете в системе ПФР числятся 42,007 млн. получателей пенсии.
Еще 2,675 млн. — это пенсионеры из числа бывших военнослужащих, судей, прокуроров, сотрудников полиции, ФСИН, МЧС, Росгвардии и т.д. Им установлено пенсионное обеспечение по линии ведомства, в котором они проходили службу.
Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования, и это главная задача, которая стоит перед социальной сферой.[16]
Основные проблемы Пенсионного Фонда России:
1) Дефицит бюджета ПФР
Бюджет Пенсионного фонда является дефицитным, это связано с превышением его расходной частью над доходами. За счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета
2) Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного
Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии
3) Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий
В нашей стране большое количество людей работают на вредном производстве и не знают, что есть льготный стаж. Работодатели в ПФР не дают информацию по ним, в связи с чем, пенсия намного ниже предусмотренным законодательством. [16]
4) Несовершенство накопительной системы
Накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций
В связи со сложным экономическим положением, принято было проводить пенсионные реформы, ведь это одно из важнейших задач, стоящих перед страной, и от этого решения зависит не только решение ряда социальных проблем.
Пенсионная реформа — это комплекс правовых, организационных, политических и экономических мер, связанных с изменением пенсионной системы.
• Начальный этап пенсионной реформы в России (1990-2013 гг.)
В 2002 году была начата масштабная пенсионная реформа, которая предусматривала постепенный переход к распределительной пенсионной системе. В 2010 году от деления на базовую, единовременную и страховую составляющие отказались, и теперь пенсия состоит только из страховой и единовременной составляющих. В 2013-2015 гг. внедрена новая методика расчета пенсий, учитывающая размер заработной платы, стаж работы и пенсионный возраст. Следующим этапом, запланированным на 2019 - 2024 годы, стало постепенное повышение пенсионного возраста: для женщин - до 60 лет, для мужчин - до 65 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/
4. Распоряжение Правления ПФ РФ от 12.07.2018 N 352р "Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
5. Объединение ПФР и ФСС: какие изменения ждут россиян. – Текст: электронный // tass.ru [сайт]. – 2022. – URL: https://tass.ru/socialnayazaschita/14780341 (дата обращения: 15.03.2023).
6. Объединение ФСС и ПФР в 2023 году: что будет после. – Текст: электронный // nalog-nalog.ru [сайт]. – 2022. – URL: https://nalognalog.ru/nalogovye-izmeneniya-2023/obedinenie-fss-i-pfr-v-2022-godu-chtobudet-posle/ (дата обращения: 15.03.2023).
7. Объединение ФСС и ПФР. – Текст: электронный // e-kontur.ru [сайт]. – 2022. – URL: https://e-kontur.ru/blog/15895/PFR+FSS (дата обращения: 15.03.2023).
8. НК РФ Статья 419. Плательщики страховых взносов
9. Афтахова А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 240 с.
10. Кубякова Е. А. Cоциальное страхование в Российской Федерации / В сборнике: Архитектура финансов: форсаж-развитие экономики в условиях внешних шоков и внутренних противоречий // Сборник материалов X Юбилейной международной научно-практической конференции / Под научной редакцией И. А. Максимцева, Е. А. Горбашко, В. Г. Шубаевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 158–163.
11. Стародубцева А.Е. Правовое обеспечение и характеристика страховых взносов, как объекта исследования / В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. сборник научных статей 2-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 420-425.
12. Стародубцева А.Е. Методика учетного процесса страховых взносов / В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: в 2 т.. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020. С. 219-223.
13. Шарифуллина, Э. С. Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов / Э. С. Шарифуллина. // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 571-574.
14. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВА. Карпухно И.А.//В книге: Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. Тезисы докладов и выступлений III Международной научно-практической конференции молодых ученых. Общая редакция Л.И. Дмитриченко. Донецк, 2022. С. 103-106.
15. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РФ. Николаева А.С., Бенько Е.В.//В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции. Курск, 2021. С. 194-196.
16. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ипатова Ю.И., Костина О.И. В сборнике: Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Главный редактор Л.П. Кураков. 2019. С. 22-27.
17. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. Шакирова А.И., Запольских Ю.А.//В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2022. сборник научных статей 11-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 511-514.
18. ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПФР И ФСС, ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РОССИИ (СФР) Амелина О.С. В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 139-143.
19. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Абдулгалимов А.М., Азиева Х.Х. Экономика устойчивого развития. 2020. № 4 (44). С. 173-177.
20. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Страздина Т.С. Аллея науки. 2022. Т. 2. № 5 (68). С. 241-245.
21. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - ГАРАНТ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ. Курясева Ю.С.//В сборнике: Державинские чтения. Материалы XXIV Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2019. С. 52-61.
22. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ/ Васильченко А.А.Теория и практика современной науки. 2021. № 5 (71). С. 43-47.