Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Готика – один из периодов в развитии искусства средневековья на территории Центральной, Западной, частично Восточной Европы в XI - XVI века. «Готика», как термин, был введён во времена эпохи Возрождения как унизительное обозначение средневекового искусства в целом, которое на тот момент считалось «варварским». Так как готика развивалась в странах, где католическая церковь обладала большим влиянием, то под её предводительством церковные основы сохранялись в культуре и идеологии эпохи готики.
Основой для готического искусства стала преимущественно религиозная тематика. Символизм, аллегоризм и условность художественного языка – характерные черты готики. Изначально готика была лишь архитектурным направлением, но со временем мотивы готики стали использовать и в дизайне интерьеров. Элементы, подчеркивающие вертикаль и стремящиеся ввысь, помогали визуально достигнуть легкости и преодолеть каменную тяжеловесность [3]. Сложился новый эмоциональный строй образов, который отличался экспрессией, в особенности в сценах страданий святых и Христа, переданных с реалистичной правдивостью. Появляются росписи и на светские сюжеты. В живописных миниатюрах намечаются стремление к одухотворённости и человечности образов, к передаче непосредственно пространства и объема. С готикой также связан не только расцвет книжной миниатюры, резьбы по дереву и алебастру, но также и вышивки [1].
Еще с момента своего появления готический орнамент отличается многообразием и символичностью. Продолжают использоваться преобразованные византийские и античные мотивы, но вместе с этим появляются и более новые, современные темы. Плетения из криволинейных геометрических форм сменяются на прямолинейные. Кроме широко использующихся орнаментальных геометрических построений и создания форм сферических четырехугольников и треугольников, а также стрельчатой арки, повсеместно используются растительные формы местной природы, которые точно характеризуют специфику орнаментации этой эпохи – листья клевера, роз, плюща, винограда, дуба и так далее. Особое место в украшении архитектуры готики занимает рельефный готический орнамент, который был выполнен на дереве или камне. Элементы готической архитектуры также традиционно украшались изображениями кентавров, человеческих голов, отдельными эпизодами из Библии и мифологии в виде фигур, историческими персонажами, листьями различных растений. Для примера можно привести архитектуру собора Парижской Богоматери, в которой горгульи и химеры изображали гротескных чудовищ с крыльями. Готический орнамент в предметах интерьера и мебели зачастую использовался в виде тонких сплетений, которые напоминали нервюры сводов и сочетались с лиственным узором.
В конце XV в. был также распространен орнамент из «льняных складок». Кроме того, в мебели воспроизводился скульптурный каменный фриз из дерева в виде туго сплетенных и скрученных между собой листьев и веток [2]. В эпоху готики полы мостились керамической плиткой, украшенной орнаментом. В основном она имела квадратную, иногда прямоугольную и шестиугольную форму. Сочетание из линий узора отдельных плиток создавало общий орнамент поверхности. Плитка выстилалась по типу кладки паркета – лентами, но иногда использовались и более сложные конфигурации.
[4]. Готический орнамент был символичен и многообразен. Продолжали использоваться преобразованные византийские и античные мотивы, но наряду с ними явно преобладали и новые темы. При этом не только сам декор, но и архитектурные формы превращались в орнаментальные мотивы.
Предмет: роль и значение архитектурного орнамента.
Объект: роль и значение архитектурного орнамента в декоративно-прикладном искусстве готики.
Цель: проанализировать роль и значение архитектурного орнамента в декоративно-прикладном искусстве готики.
Задачи:
1.Рассмотреть искусство готики
2. Выделить особенности орнаментального декора в архитектуре
3. Рассмотреть орнамент в декоративно-прикладном искусстве
4.Проанализировать готический орнамент
Глава 1 Значение орнамента в искусстве готики
1.1 Искусство готики
Первым подлинно готическим зданием Европы традиционно принято считать перестроенную в 1137–1144 гг. церковь аббатства Сен-Дени близ Парижа, усыпальницу французских королей, а «отцом» готического стиля – аббата Сугерия, вдохновителя и инициатора перестройки церкви. Историю и обстоятельства этого строительства он подробно излагает в своей «Книжке о строительстве в Сен-Дени». [18, с. 265] Старое здание, уже неспособное вместить толпы паломников, требовало расширения, и отстраивается заново восточная часть, более обширная и светлая, с витражами в капеллах, для которых Сугерий, по преданию, сам создает программы и изобретает новаторские фигурные рамы (Аббатство Сен-Дени. Центральный неф и хор), с нервюрными сводами двойного обхода алтаря, тремя годами позже отстраивается и трехпортальный фасад, прорезанный круглым окном-розой. Трогательные житейские заботы аббата об украшении его церкви, стремление использовать все, какие только можно, декоративные материалы (включая мозаику, которой Сугерийхотел украсить главный портал!), идут рука об руку с высоким богословием. Сугерий извлекает на свет Божий полузабытый раннехристианский трактат Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», некогда подаренный императору франков папой и хранившийся в Сен-Дени. [8, с. 153]
Сугерий говорит о своем замысле, цитирует первую главу евангелия от Иоанна: «Я хотел создать храм, где свет во тьме светит, и тьма не объяла его», уподобляя свету Христову материальный свет, заливающий его новый храм. Лучшим воплощением этой идеи становится искусство витража, известное уже романскому периоду, но расцветшее после сугериевой реформы техники – материальный свет, проходя через цветные стекла, окрашивает пространство храма в яркие цвета, напоминающие человеку Средневековья, всегда имевшему склонность к празднично-яркой красоте, о свете нематериальном. Хозяйственные хлопоты и наивно-детское тщеславие аббата вызывает недовольство тогдашнего главы цистерцианского ордена, одного из самых блестящих богословов эпохи – Бернара Клервоского. Переписка Сугерия и Бернара для нас – больше, чем полемика двух по-разному настроенных церковников. Это памятник перемене мировоззрения, наступлению новой эпохи.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева -М.: Советский художник, 1991.—240 с; ил.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл.1998. 272 с.
3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений./ С. Е. Беляева -М.: Академия, 2006. -208 с.
4. Буткевич Л.М. История орнамент: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –267 с.,
5. Гете И.В. О немецком зодчестве / И.В. Гете. – М.: Лениздат, 1937. – 725с.
6. Горбунова Т.В. Интерьер и декор в интерьере / Т.В. Горбунова. – С- Пб.: Литера, 2001. – 224 с.
7. Груба Г.Р. Путеводитель по архитектурным формам / Г.Р. Груба, А.Л. Кучмар. – М.: Стройиздат, 1995. – 216 с.
8. Дёгтева Т. А. Лекции по основам орнаментации: [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа http://infourok.ru/lekcii_po_osnovam_ornamentacii.-169786.htm (Дата обращения 03. 04. 16.)
9. Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство. / П. П. Жемчугова –Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. –128с.: ил. –( Серия «Иллюстрированный словарик школьника»)
10. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере общественных зданий / Л.Е. Жоголь. – К.: Астрел, 1986. – 195 с.
11. Зайнулина Г. К. Орнамент. Виды орнаментов: [Электронный ресурс]. 2012 Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/72052.html (Дата обращения 28. 03. 16).
12. Зись А. Я. Виды искусства. / А. Я. Зись. М.: Знание. Народный университет. Факультет литературы и искусства. 1979. 128 с.: ил.
13. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2008. – 368 с.
14. Кантор, А. Декоративно-прикладное искусство России: [Электронный ресурс]. 2000 Режим доступа: http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=0
15. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. –М.: Издательский центр «Академия», 2012. -224 с.: ил., 16с. цв. вкл. –(Сер. Бакалавриат)
16. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вызов, обучающихся по
17. Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве( на материалах изделий из дерева) : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоратив. –приклад. Искусство и народные промыслы» / В. Б. Кошаев. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, -2006. –120 с., 8с. ил. –( Изобразительное искусство).
18. Крупянская В. Н., Чичеров В. А. Народное творчество. Научно-популярный журнал. No 1 / В. Н. Крупянская, В. А. Чичеров: -М.; 2008.-67с.
19. Легри Е. Галеон. Декоративно –прикладное искусство: [Электронный ресурс]. 2010 http://www.baget1.ru/applied-arts/applied-arts.php (Дата обращения 28.03.16) НанаСова Что такое декоративное искусство: [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа http://fb.ru/article/175462/chto-takoe-dekorativnoe-iskusstvo (Дата обращения 30. 03. 16).
20. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительно искусство» / Г. М. Логвиненко. –Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –144с.: ил. –(Изобразительное искусство).
21. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей/ Н. Ф. Лоренц. –М.: Эксмо, 2009. –296 с.
22. Пектораль Декоративно –прикладное искусство Виды орнаментов. [Электронный ресурс]. 2014 -Режим доступа http://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/ (Дата обращения 15.03.16)
23. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.-352с.
24. Рыбаков Б. А. доклад "Рожаницы". от 20.03.05 16. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян./ Б. А. Рыбаков -М., Наука 1988.-608с.
25. Семёнова М. Мы –славяне./ М. Семенова -С-П.: «Азбука», Книжный клуб «ТЕРРА». 1997. С. 560
26. Серёгина О. А. История орнамента: [Электронный ресурс]. 2011 Режим доступа http://shedevrs.ru/materiali/369-ornament.html?start=1 (Дата обращения 28.03.16)
27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподаванияв начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. –3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –368 с.
28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 -8 классов. В 4 частях. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов./ Н. М. Сокольникова -Обнинск: Титул, 1999. -80 с.: ил.
29. Соловьев С.А. Декоративное оформление: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. / С. А. Соловьева -М.: Просвещение, 1987. -144 с.
30. Фокина Л.В. Орнамент учебное пособие. –3-е изд., перераб. и доп. –/ Л. В. Фокина Ростов н/Д: Феникс,2005. 176с.
31. Широкова,Г. Волшебным языком узора / Г. Широкова // Очаг. -1995. -No 2. -С. 82-86